ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2825/19 от 27.08.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ульяненкова О.В. Дело № 33-2825/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Пудова А.В.,

судей: Коженовой Т.В., Степанова С.А.,

при секретаре Будяковой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Финансовому управлению Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по строительству наружных сетей водоснабжения и водоотведения, зданий и сооружений на этих сетях, взыскании судебной неустойки,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 19 июня 2019 года, которым ему отказано в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области ФИО2, представителя Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с иском к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Финансовому управлению Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о возложении солидарной обязанности построить до 27.09.2019г. в соответствии с ГрК РФ и ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ наружные сети водоснабжения и водоотведения, здания и сооружения на этих сетях, необходимые для водоснабжения и водоотведения жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером ... взыскать с ответчиков в солидарном порядке судебную неустойку в размере 65 584 рубля 43 копейки ежедневно с 28.09.2019г. до исполнения решения суда. В обоснование иска указал, что Администрация Михновского сельского поселения, Администрация МО «Смоленский район» бездействуют, уклоняясь от решения вопросов местного значения - не организовали в границах поселения, в том числе на всей территории д.Боровая, водоснабжение и водоотведение. Истцу предложено заключить договор водопользования из уличной водоразборной колонки, расположенной по адресу: ... Протяженность ул.Новая в д.Боровая составляет 140 м в соответствии с СП 31.13330.2012 «Водоснабжение, Наружные сети и сооружения» на данной улицы должно быть не менее 2 водоразборных колонок. Поскольку их нет, МУЭП Михновское нарушает нормативы предоставления коммунальных услуг. Руководствуясь ст.ст. 19,23 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст.ст.3,6,7,12,23, 38, 40,41 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст.123.22, 1069, 1082, 308.3, 1103, 395 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» просил удовлетворить вышеуказанные требования.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по основаниям указанным в иске.

Представитель Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО4 требования не признала по тем основаниям, что полномочия по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения отнесены к Администрации сельского поселения. Администрация сельского поселения решает данные вопросы в отношении населения поселения. Истец к числу населения Михновского сельского поселения не относится, поскольку не проживает и не зарегистрирован на территории поселения. В д. Боровая имеется централизованное водоснабжение, централизованная система водоотведения отсутствует. Представитель полагала строительство сетей водоотведения нецелесообразным, поскольку приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Представитель Администрации Михновского сельского поселения ФИО3 требования не признала, по тем основаниям, что работы по строительству системы централизованного водоснабжения по ул.Новая в д.Боровая ведутся, для увеличения мощности Администрацией приобретена водонапорная башня, срок окончания работ по ее установке сентябрь-октябрь 2019 года. Централизованная система водоотведения в Михновском сельском поселении отсутствует, дома в поселении, как правило, оборудованы выгребами, очистку которых осуществляют собственниками домовладения. У Администрации Михновского сельского поселения отсутствуют денежные средства для строительства централизованной системы водоотведения по ул. Новая в д.Боровая, имеются более приоритетные направления по решению вопросов местного значения.

Представитель Финансового управления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, МУЭП «Михновское» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 19.06.2019 г. в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Законом Смоленской области от 30 октября 2014 года N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения", вступившим в силу с 1 января 2015 года, за сельскими поселениями Смоленской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесены к вопросам местного значения Михновского сельского поселения Смоленского района и области.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 2 данного закона под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2).

Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2).

Согласно п. 28 ст. 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, под которым понимается процесс приема, транспортировки, очистки и отведения сточных вод или прямой (без очистки) выпуск сточных вод в водный.

Согласно ч. 9 ст. 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. п. 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ... (л.д.62-65).

В д.Боровая Смоленского района и области наличествует центральная система
водоснабжения, в состав которой входит насосная станция первого подъема,
водонапорная башня и водопроводные сети протяженностью 4,1 км, отсутствует
централизованная система водоотведения. На ул.Новая в д.Боровая Смоленского
района Смоленской области отсутствует центральное водоснабжение и централизованная система водоотведения.

Администрацией Михновского сельского поселения Смоленского района и области во исполнение полномочий, предоставленных Федеральным законом от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области организации в границах сельского поселения водоснабжения населения, создана, определена гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение на территории Михновского сельского поселения - МУЭП "Михновское".

ФИО1 обратился в Администрацию Михновского сельского поселения Смоленского района и области с заявлением о выдаче технических условий для подключения строительной площадки, расположенной по адресу: ... к сетям водоснабжения и водоотведения ( л.д. 112-113).

25.05.2018г. Администрация Михновского сельского поселения Смоленского района и области отказала в выдаче технических условий на подключение строительной площадки к сетям водоотведения, поскольку на территории Михновского сельского поселения отсутствуют централизованные инженерные сети и коммуникации водоотведения. Имеющихся мощностей по выработке ресурсов недостаточно для осуществления подключения всех объектов капитального строительства в д.Боровая к сетям водоснабжения. Администрацией Михновского сельского поселения проводится работа по выбору и оформлению земельного участка для размещения дополнительной водозаборной скважины, а также разрабатывается техническое задание по подготовку соответствующей инвестиционной программы для представления в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политики. ФИО1 предложено до решения вопроса о техническом подключении объекта капитального строительства к централизованной системе водоснабжения заключить договор водопользования из уличной водоразборной колонки, расположенной по адресу: ...

Судом также установлено, что решением Совета депутатов Михновского сельского поселения № 6 от 19.03.2018г. утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2018-2025 годы. В рамках данной программы планируется строительство водопроводных сетей: 0,9 км в <...> км в <...> км в <...> км в д.Дроветчино, замена существующих водопроводных сетей : 2,0 км в д. Александровка, планируется строительство и реконструкция артезианских скважин в д.Александровка, д.Буценино, д.Деменщина, д.Уфинье. Централизованная система канализации на территории сельского поселения отсутствует. Населенные пункты сельского поселения оборудованы выгребами, очистка которых осуществляется по мере необходимости. Программой предусмотрены мероприятия по строительству очистных сооружений и канализационной насосной станции в д.Михновка, там же строительство канализационных коллекторов и уличных канализационных сетей ( л.д. 14-46).

В настоящее время ведутся работы по увеличению мощностей по выработке ресурсов и подключения к сетям водоснабжении ул.Новая в д.Боровая, приобретены водонапорные башни Рожновского, в настоящее время ведутся работы по их установке.

До окончания строительства сетей водопровода администрацией Михновского сельского поселения выполняются возложенные на нее законом обязанности по организации и обеспечению жителей холодным водоснабжением, истцу предложено заключить договор на пользование водоразборной колонкой.

Истец не является жителем д. Боровая, на земельном участке истца расположен незавершенный строительством объект, сам истец проживает и зарегистрирован по г.Смоленску.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку они фактически предполагают возложение на орган местного самоуправления обязанности осуществить финансирование обозначенных истцом мероприятий по осуществлению строительства наружных сетей водоснабжения и водоотведения, а также зданий и сооружений на этих сетях для водоснабжения и водоотведения жилого дома истца в приоритетном порядке по сравнению с иными задачами местного значения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Частями 1 и 2 статьи 52 Закона N 131-ФЗ определено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В этой связи следует также учитывать, что полномочия осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе и с учетом наличия необходимых средств для реализации тех или иных мероприятий. Обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом. В противном случае будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 19 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: