ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2825/19 от 27.08.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ульяненкова О.В. Дело № 33-2825/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Пудова А.В.,

судей: Коженовой Т.В., Степанова С.А.,

при секретаре Будяковой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шигина Егора Сергеевича к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Финансовому управлению Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по строительству наружных сетей водоснабжения и водоотведения, зданий и сооружений на этих сетях, взыскании судебной неустойки,

по апелляционной жалобе Шигина Егора Сергеевича на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 19 июня 2019 года, которым ему отказано в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области Голиковой Н.А., представителя Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Евсеевой И.А., судебная коллегия

установила:

Шигин Е.С., уточнив требования, обратился в суд с иском к Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Финансовому управлению Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о возложении солидарной обязанности построить до 27.09.2019г. в соответствии с ГрК РФ и ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ наружные сети водоснабжения и водоотведения, здания и сооружения на этих сетях, необходимые для водоснабжения и водоотведения жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером ... взыскать с ответчиков в солидарном порядке судебную неустойку в размере 65 584 рубля 43 копейки ежедневно с 28.09.2019г. до исполнения решения суда. В обоснование иска указал, что Администрация Михновского сельского поселения, Администрация МО «Смоленский район» бездействуют, уклоняясь от решения вопросов местного значения - не организовали в границах поселения, в том числе на всей территории д.Боровая, водоснабжение и водоотведение. Истцу предложено заключить договор водопользования из уличной водоразборной колонки, расположенной по адресу: ... Протяженность ул.Новая в д.Боровая составляет 140 м в соответствии с СП 31.13330.2012 «Водоснабжение, Наружные сети и сооружения» на данной улицы должно быть не менее 2 водоразборных колонок. Поскольку их нет, МУЭП Михновское нарушает нормативы предоставления коммунальных услуг. Руководствуясь ст.ст. 19,23 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст.ст.3,6,7,12,23, 38, 40,41 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст.123.22, 1069, 1082, 308.3, 1103, 395 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» просил удовлетворить вышеуказанные требования.

Истец Шигин Е.С. в судебном заседании требования поддержал по основаниям указанным в иске.

Представитель Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области Голактионова И.В. требования не признала по тем основаниям, что полномочия по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения отнесены к Администрации сельского поселения. Администрация сельского поселения решает данные вопросы в отношении населения поселения. Истец к числу населения Михновского сельского поселения не относится, поскольку не проживает и не зарегистрирован на территории поселения. В д. Боровая имеется централизованное водоснабжение, централизованная система водоотведения отсутствует. Представитель полагала строительство сетей водоотведения нецелесообразным, поскольку приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Представитель Администрации Михновского сельского поселения Евсеева И.А. требования не признала, по тем основаниям, что работы по строительству системы централизованного водоснабжения по ул.Новая в д.Боровая ведутся, для увеличения мощности Администрацией приобретена водонапорная башня, срок окончания работ по ее установке сентябрь-октябрь 2019 года. Централизованная система водоотведения в Михновском сельском поселении отсутствует, дома в поселении, как правило, оборудованы выгребами, очистку которых осуществляют собственниками домовладения. У Администрации Михновского сельского поселения отсутствуют денежные средства для строительства централизованной системы водоотведения по ул. Новая в д.Боровая, имеются более приоритетные направления по решению вопросов местного значения.

Представитель Финансового управления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, МУЭП «Михновское» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 19.06.2019 г. в удовлетворении иска Шигину Е.С. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Законом Смоленской области от 30 октября 2014 года N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения", вступившим в силу с 1 января 2015 года, за сельскими поселениями Смоленской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 26, 27, 31, 33.1, 33.2, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесены к вопросам местного значения Михновского сельского поселения Смоленского района и области.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 2 данного закона под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2).

Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2).

Согласно п. 28 ст. 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, под которым понимается процесс приема, транспортировки, очистки и отведения сточных вод или прямой (без очистки) выпуск сточных вод в водный.

Согласно ч. 9 ст. 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. п. 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Шигин Е.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ... (л.д.62-65).

В д.Боровая Смоленского района и области наличествует центральная система
водоснабжения, в состав которой входит насосная станция первого подъема,
водонапорная башня и водопроводные сети протяженностью 4,1 км, отсутствует
централизованная система водоотведения. На ул.Новая в д.Боровая Смоленского
района Смоленской области отсутствует центральное водоснабжение и централизованная система водоотведения.

Администрацией Михновского сельского поселения Смоленского района и области во исполнение полномочий, предоставленных Федеральным законом от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области организации в границах сельского поселения водоснабжения населения, создана, определена гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение на территории Михновского сельского поселения - МУЭП "Михновское".

Шигин Е.С. обратился в Администрацию Михновского сельского поселения Смоленского района и области с заявлением о выдаче технических условий для подключения строительной площадки, расположенной по адресу: ... к сетям водоснабжения и водоотведения ( л.д. 112-113).

25.05.2018г. Администрация Михновского сельского поселения Смоленского района и области отказала в выдаче технических условий на подключение строительной площадки к сетям водоотведения, поскольку на территории Михновского сельского поселения отсутствуют централизованные инженерные сети и коммуникации водоотведения. Имеющихся мощностей по выработке ресурсов недостаточно для осуществления подключения всех объектов капитального строительства в д.Боровая к сетям водоснабжения. Администрацией Михновского сельского поселения проводится работа по выбору и оформлению земельного участка для размещения дополнительной водозаборной скважины, а также разрабатывается техническое задание по подготовку соответствующей инвестиционной программы для представления в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политики. Шигину Е.С. предложено до решения вопроса о техническом подключении объекта капитального строительства к централизованной системе водоснабжения заключить договор водопользования из уличной водоразборной колонки, расположенной по адресу: ...

Судом также установлено, что решением Совета депутатов Михновского сельского поселения № 6 от 19.03.2018г. утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2018-2025 годы. В рамках данной программы планируется строительство водопроводных сетей: 0,9 км в д.Александровка, 3,0 км в д. Буценино, 3,0 км в д. Деменщина, 6,0 км в д.Дроветчино, замена существующих водопроводных сетей : 2,0 км в д. Александровка, планируется строительство и реконструкция артезианских скважин в д.Александровка, д.Буценино, д.Деменщина, д.Уфинье. Централизованная система канализации на территории сельского поселения отсутствует. Населенные пункты сельского поселения оборудованы выгребами, очистка которых осуществляется по мере необходимости. Программой предусмотрены мероприятия по строительству очистных сооружений и канализационной насосной станции в д.Михновка, там же строительство канализационных коллекторов и уличных канализационных сетей ( л.д. 14-46).

В настоящее время ведутся работы по увеличению мощностей по выработке ресурсов и подключения к сетям водоснабжении ул.Новая в д.Боровая, приобретены водонапорные башни Рожновского, в настоящее время ведутся работы по их установке.

До окончания строительства сетей водопровода администрацией Михновского сельского поселения выполняются возложенные на нее законом обязанности по организации и обеспечению жителей холодным водоснабжением, истцу предложено заключить договор на пользование водоразборной колонкой.

Истец не является жителем д. Боровая, на земельном участке истца расположен незавершенный строительством объект, сам истец проживает и зарегистрирован по г.Смоленску.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку они фактически предполагают возложение на орган местного самоуправления обязанности осуществить финансирование обозначенных истцом мероприятий по осуществлению строительства наружных сетей водоснабжения и водоотведения, а также зданий и сооружений на этих сетях для водоснабжения и водоотведения жилого дома истца в приоритетном порядке по сравнению с иными задачами местного значения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Частями 1 и 2 статьи 52 Закона N 131-ФЗ определено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В этой связи следует также учитывать, что полномочия осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе и с учетом наличия необходимых средств для реализации тех или иных мероприятий. Обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом. В противном случае будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 19 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шигина Егора Сергеевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: