ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2828/20 от 30.06.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-2828/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 30 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Тумашевич Н.С.,

судей: Алексеевой Е.Д., Ильичевой Т.В.,

с участием прокурора Львутиной Д.С.,

при секретаре Максимчуке В.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Беловой Татьяны Анатольевны на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 27 февраля 2020 года по гражданскому делу № 2-248/2020, которым отказано в удовлетворении исковых требований Беловой Татьяны Анатольевны к муниципальному образованию Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, главе муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, местной администрации муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения и распоряжения о расторжении контракта, изменении оснований увольнения, взыскании компенсации за досрочное расторжение контракта и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения истца Беловой Т.А., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Львутиной Д.С., полагавшей решение суда законным,

установила:

Белова Т.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее – МО Гостилицкое сельское поселение), к местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение об оспаривании решения и распоряжения о расторжении контракта, изменении оснований увольнения, взыскании компенсации за досрочное расторжение контракта и компенсации морального вреда.

В обоснование заявления указала на то, что 22 декабря 2014 года был заключен контракт на замещение должности Главы местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение сроком на 5 лет, срок окончания контракта 21.12.2019 года.

11.09.2019 года в адрес Беловой Т.А. Главой МО Гостилицкое сельское поселение Шевчук З.Н. было направлено уведомление о предстоящем расторжении контракта с 16.09.2019 года на основании абз. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3).

Решением совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ Контракт расторгну т по указанным основаниям, в связи с прекращением полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации.

Главой МО Гостилицкое сельское поселение Шевчук З.Н. издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении контракта с главой местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение Беловой Т.А.».

16.09.2019 года истцу была выдана трудовая книжка, в которой с записью: «Уволена в связи с истечением срока трудового договора по п.2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным абз. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации», в связи с прекращением полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации.

Истец считает, что увольнение по указанным основаниям противоречит заключенному с ней контракту, а также действующему законодательству. Перечень оснований для расторжения трудового договора, предусмотренный ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» носит исчерпывающий характер и не содержит оснований, указанных в уведомлении, решении совета депутатов и распоряжении главы МО Гостилицкое сельское поселение. Соответственно, при расторжении контракта, в том числе досрочно, должны применяться нормы Трудового кодекса Российской Федерации, федерального закона о муниципальной службе, областного закона Ленинградской области, а также положения самого контракта. Контракт был заключен на 5 лет, на момент увольнения истца (16.09.2019 года) его срок не истек, что не давало оснований для его расторжения на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Пункт 7.3 контракта содержит основание для досрочного расторжения контракта в одностороннем порядке представителем нанимателя в соответствии с решением Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение, по основаниям п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации - в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Истец считает, что положение контракта не противоречит требованиям п. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ о том, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В этой связи контракт должен быть расторгнут с истцом по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой, предусмотренной ст. 279 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 7.3 контракта компенсации в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Белова Т.А. просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутат МО Гостилицкое сельское поселение и распоряжение Главы МО Гостилицкое сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ в части расторжения с ней контракта от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, предусмотренным абз. 2 ч. 2 ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправление в РФ», в связи с прекращением полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, и изменить основание увольнения с п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации на п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, истец просит взыскать с местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение компенсацию за досрочное расторжение контракта в размере трехкратного среднего месячного заработка в размере 239034,18 рублей, взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Протокольным определением суда от 16.01.2020 г. к участию в деле с согласия истца в качестве соответчиков привлечены глава МО Гостилицкое сельское поселение Шевчук З.Н. и Совет депутатов МО Гостилицкое сельское поселение (л.д. 130-131).

Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 27 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Беловой Татьяны Анатольевны к муниципальному образованию Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, главе муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, местной администрации муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения и распоряжения о расторжении контракта, изменении оснований увольнения, взыскании компенсации за досрочное расторжение контракта и компенсации морального вреда отказано.

Истец Белова Т.А. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просит об отмене постановленного решения.

В обоснование доводов жалобы Белова Т.А. указывает на то, что контракт был заключен сроком на 5 лет, то есть до 21 декабря 2019 года, но уволена она была 16.09.2019 года, то есть более чем за три месяца до дня истечения срока контракта, а также за день до истечения срока полномочий представительного органа.

Фактически решение суда основано на неправильном установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, не применении к правоотношениям сторон закона, подлежащего применению в данном деле.

Суд не учел, что на момент увольнения истца срок полномочий представительного органа местного самоуправления и, соответственно, срок ее полномочий, как главы местной администрации, не истек. Первое заседание нового состава совета депутатов состоялось после увольнения истца – 17 октября 2019 года.

Судом не принято во внимание, что действующее законодательство различает понятия: срок действия трудового договора с главой местной администрации и срок полномочий главы местной администрации. Само по себе истечение срока полномочий представительного органа не могло повлечь прекращение трудовых прав истца и принятие решение об увольнении.

В отсутствие возражений Беловой Т.А., суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Частью 2 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Так, полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае: смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 указанной статьи; отрешения от должности в соответствии со статьей 74 указанного Федерального закона; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 указанного Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования; утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом; вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.

Частями 11 и 11.1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены условия расторжения контракта с главой местной администрации по соглашению сторон или в судебном порядке.

В части 2 ст. 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Из приведенных нормативных положений следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяются положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, регулирующие основания, порядок, сроки, условия замещения должности муниципальной службы и прекращения полномочий по занимаемой должности муниципальной службы, в том числе и социальные гарантии муниципальным служащим. При этом нормы трудового законодательства распространяются на муниципальных служащих в случаях, не урегулированных нормами специального законодательства.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 22.12.2014 года между МО Гостилицкое сельское поселение в лице главы МО Гостилицкое сельское поселение Шевчук З.Н., действующей на основании Устава МО Гостилицкое сельское поселение, и Беловой Т.А., назначенной на должность главы местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение решением Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ, заключен контракт, в соответствии с условиями которого глава местной администрации взяла на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы в должности главы местной администрации в соответствии с п. 1.2 контракта.

Согласно п. 1.3 контракт заключается на срок 5 лет в соответствии с п. 1 ст. 54 Устава МО Гостилицкое сельское поселение.

Пунктом 7.3 контракта предусмотрено, что он может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке представителем нанимателя в соответствии с решением Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение, по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ. В этом случае главе администрации на основании ст. 279 ТК РФ выплачивается компенсация за досрочное расторжение контракта в размере его трехкратного среднего месячного заработка.

Кроме того, п. 10.1 Контракта установлена возможность его прекращения досрочно по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также федеральными законами о муниципальной службе и общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов МО Гостилицкое сельское поселение сообщил главе местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение Беловой Т.А. о том, что первое заседание совета депутатов нового созыва состоится ДД.ММ.ГГГГ, в этой связи ДД.ММ.ГГГГ заключенный контракт будет прекращен по основанию, предусмотренному абз. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3.

Решениями Территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии от 12.09.2019 г. № 29/584 и № 29/585 в соответствии с ч. 3 ст. 54 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 № 20‑оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» зарегистрированы избранные депутаты Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение.

Распоряжением Главы МО Гостилицкое сельское поселение от 13.09.2019 № 01/р созван Совет депутатов МО Гостилицкое сельское поселение, заседание назначено на 17.09.2019.

Оспариваемым решением Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение от 13.09.2019 г. № 51/11 прекращен контракт с главой местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение Беловой Т.А. 16.09.2019 г. по указанным основаниям, в связи с прекращением полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации. Этим же решением Главе МО Гостилицкое сельское поселение поручено подготовить распоряжение о расторжении контракта.

Во исполнение указанного решения Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение оспариваемым распоряжением главы МО Гостилицкое сельское поселение от 16.09.2019 № 23 прекращен контракт 16.09.2019 г. по изложенным основаниям.

16.09.2019 на основании оспариваемых решения Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение от 13.09.2019 г. № 51/11 и распоряжения главы МО Гостилицкое сельское поселение от 16.09.2019 № 23 в трудовую книжку Беловой Т.А. внесена запись об увольнении в связи с истечением срока трудового договора по п.2 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ по основаниям, предусмотренным абз. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3, в связи с прекращением полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение (л.д. 25-26)

Решением Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение нового созыва от 17.09.2019 г. № 1/1 главой МО Гостилицкое сельское поселение избрана Шевчук З.Н.

Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что законных оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации по основаниям, предусмотренным ст. 278 Трудового кодекса РФ не имеется, поскольку на правоотношения между сторонами распространяются положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», которыми не предусмотрено в качестве оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации применение положений ст. 278 Трудового кодекса РФ.

В этой связи не имеется правовых оснований для признания незаконным оспариваемых решения от 13.09.2019 года № 51/11 Совета депутат МО Гостилицкое сельское поселение и распоряжения Главы МО Гостилицкое сельское поселение от 16.02.2019 года № 23 в части расторжения контракта с Беловой Т.А. по основаниям, предусмотренным абз. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, и изменении оснований увольнения на п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ, а также производных исковых требований о взыскании компенсацию за досрочное расторжение контракта в размере трехкратного среднего месячного заработка и компенсации морального вреда 50000 рублей.

Судебная коллегия полагает приведенный вывод суда первой инстанции правильным, основанным на нормах материального права к отношениям сторон, при этом отмечает следующее.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ предусмотрено дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации, а именно принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Указанной нормой Трудового кодекса РФ предусмотрены дополнительные основания для увольнения руководителя организации, тогда как Белова Т.А. проходила муниципальную службу, её полномочия как главы местной администрации могут быть прекращены только по основаниям, установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не в соответствии со ст. 278 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, судом верно отмечено, что 29.07.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации был отозван ответ на вопрос № 5 из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 г., о правомерности прекращения полномочий главы местной администрации, замещающего должность по контракту, по инициативе представителя нанимателя по дополнительным основаниям для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленным статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации (письмо Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2015 № 7-ВС-4873/15).

Доводы апелляционной жалобы Беловой Т.А. о том, что срок действия контракта на момент её увольнения еще не истек, в связи с чем увольнение произведено незаконно, подробно исследовался судом первой инстанции и надлежащая оценка данному доводу дана в решении суда.

При этом суд верно указал, что в данном случае правомерным основанием для увольнения истца являлись положения абз. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации» о недопустимости срока действия контракта свыше срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении её на должность главы местной администрации.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, фактически выражают несогласие с выводами суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело не может являться основанием для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд дал надлежащую оценку исследованным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, п.1 ст.238, ч.1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Беловой Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

судья Смирнов А.С.