УИД ...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Денисова Н.А.
№ дела суда 1 – й инстанции
2-880/2021
Дело №33-2833/2021 поступило ... г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Нимаевой О.З. и судей коллегии Семенова Б.С., Чупошева Е.Н., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 06 сентября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о понуждении присвоения звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе представителя Главы Республики Бурятия по доверенности ФИО2 на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 февраля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н., ознакомившись с делом, коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о возложении обязанности присвоения звания «Ветеран труда».
Исковые требования мотивированы тем, что истец ... г. награжден Благодарственным письмом Министра экономического развития Забайкальского края, являющейся ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда». На его обращение ... г. к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», было отказано, поскольку Благодарственное письмо Министра экономического развития Забайкальского края не является ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Главы Республики Бурятия по доверенности ФИО2 просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, поскольку судебное постановление затрагивает права и обязанности не привлеченного к участию в деле Главы Республики Бурятия, полномочного присваивать звание «Ветеран труда» на основании Закона Республики Бурятия от 07.03.2006 №1561-III «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда». Благодарственное письмо Министерства экономического развития Забайкальского края не наделяет правом на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Определением от 18.08.2021 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия, в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенной, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель Главы Республики Бурятия по доверенности ФИО3, представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержали, не согласившись с исковыми требованиями, поскольку представленное истцом благодарственное письмо не относится к ведомственным наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», иных документов у истца не имеется.
Истец ФИО1, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, свой иск поддержал. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку основанием для перехода по правилам суда первой инстанции послужило то обстоятельство, что суд первой инстанции рассмотрел дело без привлечения к участию в деле Главы Республики Бурятия, к полномочиям которого входит принятие решения о присвоении статуса «Ветеран труда», что является основанием для отмены решения суда независимо от доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим безусловной отмене.
Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Из материалов дела судебной коллегией установлены следующие обстоятельства.
ФИО1, ... г.р., является пенсионером по старости.
Приказом И.о. заместителя председателя Правительства Забайкальского края – министра экономического развития Забайкальского края ФИО5 от 15.07.2020 г., в связи с празднованием Дня металлурга, ФИО1 – <...> ООО «<...>», награжден Благодарственным письмом Министра экономического развития Забайкальского края.
В письме Управления социальной защиты населения по г.Улан-Удэ от ... г. дан ответ ФИО1 о том, что по его заявлению от ... г. вынесено решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Благодарственное письмо Министерства экономического развития Забайкальского края от ... г. не является ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».
В ответе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от ... г. на обращение ФИО1 также указано, что упомянутое Благодарственное письмо не относится к ведомственной награде, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», являются знаки, учрежденные федеральными государственными органами и государственными корпорациями (организациями), в установленном законодательством порядке.
ФИО1 с данным решением ответчика не согласился, указывая в обоснование иска, что ведомственные знаки отличия в труде в соответствии со ст.7 ФЗ «О ветеранах» приравнены к государственным наградам и почетным званиям, их статус должен быть одинаковым. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 11.08.2016 N 511, Почетная грамота Министерства экономического развития РФ и Благодарность Министра экономического развития РФ являются ведомственными знаками отличия в труде. Считает, что отсутствие благодарственного письма министерства экономического развития Забайкальского края в перечне наград и ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не должно умалять трудовые заслуги и ставить в неравное положение по сравнению с другими лицами, имеющими награды за добросовестный и безупречный труд.
Суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения исковых требований не находит, доводы истца основаны на неверном толковании действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1588-О-О и от 17 июня 2010 года N 763-О-О).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
Статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Субъект Российской Федерации вправе предусмотреть порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", а также определить перечень знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
Порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Республике Бурятия определен Законом Республики Бурятия от 07.03.2006 N 1561-III "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии со ст.2 названного Закона, звание "Ветеран труда" присваивается Главой Республики Бурятия:
1) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ч.1 ст.2.1 указанного Закона, ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", являются знаки, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", учрежденные иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями (организациями), в порядке, определенном указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12. 2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
После указанной даты порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия".
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением N 578, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.
В соответствии со ст. 2.1 Закона Республики Бурятия от 07.03.2006 N 1561-III, в редакции, регулирующей правоотношения, возникшие до 30.06.2016 г., к ведомственным знакам отличия в труде в целях настоящего Закона относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные и похвальные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, благодарность), награждение которыми произведено федеральными государственными органами, в том числе:
1) Правительством Российской Федерации;
2) федеральными органами исполнительной власти;
3) Администрацией Президента Российской Федерации;
4) Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
5) аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом Правительства Российской Федерации;
6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
8) Счетной палатой Российской Федерации;
9) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
10) межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде относятся также нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, Верховных Судов СССР и РСФСР, Прокуратуры СССР и РСФСР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Как ведомственные знаки отличия в труде рассматриваются награды Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Академии наук СССР, Российской академии наук, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ), Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Центросоюза, Роспотребсоюза, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС), Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), Центрального Комитета профсоюзов, Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов СССР, Профкурорта, Центрального совета спортивных обществ профсоюзов, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ), Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), Советского и Российского комитетов защиты мира, Союза детских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества "Знание", Общества спасения на водах (ОСВОД) РСФСР, Всероссийского общества охраны природы, общественных организаций и профессиональных объединений Российской Федерации, при условии, что ими награждены работники, непосредственно состоявшие в штате указанных организаций или работавшие в их системе, а также ведомственные знаки отличия в труде, которые учитывались при присвоении звания "Ветеран труда" до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
(в ред. Закона Республики Бурятия от 04.07.2014 N 582-V).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что основанием для выдачи удостоверения "Ветеран труда" являются не любые почетные звания, знаки, значки, грамоты, благодарности, а лишь те награды, которые выданы от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, тогда как ФИО1 награжден Благодарственным письмом Министра экономического развития Забайкальского края, при том, что Министерство экономического развития Забайкалського края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края и не относится к федеральным органам исполнительной власти и иным федеральным государственным органам, наделенным полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Ссылка истца на Приказ Минэкономразвития России от 11.08.2016 N 511
"О Почетной грамоте Министерства экономического развития Российской Федерации и Благодарности Министра экономического развития Российской Федерации" не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку данными ведомственными знаками отличия Министерства экономического развития Российской Федерации он не был награжден.
Более того, из указанных ведомственных знаков отличия, согласно Приложениям №1 и №2 Приказа Минэкономразвития России от 11.08.2016 N 511, лишь Почетная грамота Министерства экономического развития Российской Федерации дает право на присвоение звания «Ветеран труда».
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции исходит из того, что поскольку Благодарственное письмо Министра экономического развития Забайкальского края не относится к почетным званиям СССР и Российской Федерации, не является государственной наградой или ведомственным знаком отличия в труде, в связи с чем, не может служить основанием для присвоения ФИО1 звания "Ветеран труда".
Законом Республики Бурятия от 07.03.2006 N 1561-III установлен перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", а также два условия присвоения звания "Ветеран труда": наличие ведомственного знака отличия в труде и соответствующего трудового стажа.
Доказательств награждения истца Почетной грамотой Министерства экономического развития Российской Федерации, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», ФИО1 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку правовых оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда" не имеется, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решение об оставлении без удовлетворения исковых требований ФИО1 о понуждении присвоения звания «Ветеран труда».
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 о понуждении присвоения звания «Ветеран труда» оставить без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: