Судья: И.М. Павлова Дело № 33-28347/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Лихачевой И.А., судей Филиповой И.В., Панцевич И.А., при помощнике А., рассмотрев в открытом судебном заседании 9 октября 2019 года апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Одинцовского городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу <данные изъяты> по иску ФИО1 к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок и установлении его границ, заслушав доклад судьи Лихачевой И.А., УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок и установлении его границ. Требования мотивированы тем, что Постановлением Главы администрации Одинцовского района Одинцовского городского Совета народных депутатов Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты> из земель запаса в ведение сельских Советов переданы земельные участки площадью 78,50 га, в том числе, в д.Ивашково 3,00 га (1,50 га пастбища и 1,50 га кустарник). Подписан проект отвода земельного участка Ершовскому сельскому совету из земель запаса под индивидуальное жилищное строительство. Письмом <данные изъяты> от <данные изъяты> Глава администрации Ершовского сельского Совета ходатайствовал перед Главой администрации Одинцовского муниципального района о прирезке к землям Совета земельного участка площадью 0,92 га из земель Коралловского лесничества в районе д.Ивашково, а также письмом <данные изъяты> от <данные изъяты> на имя Главного лесничего Звенигородского мехлесхоза просил согласовать прирезку земельного участка для расширения приусадебного фонда д.Ивашково из земель гослесфонда 43 квартала Коралловского лесничества площадью 0,9 га. Во исполнение указанного письма <данные изъяты> был составлен Акт технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда, согласно которому лесхоз установил, что испрашиваемый земельный участок площадью 0,9 га может быть использован для заявленных целей согласно Указа Президента за <данные изъяты> от <данные изъяты> в ведение Ершовского сельского Совета, составлен чертеж испрашиваемого земельного участка, согласован и подписан проект отвода земельного участка Ершовскому сельскому Совету из земель Звенигородского мехлесхоза Коралловского лесничества 43 квартал для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Главы Администрации Одинцовского муниципального района Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты> из земель Звенигородского лесхоза Коралловского лесничества квартал 43 изъят земельный участок размером 0,9 га в районе д.Ивашково и передан в ведение Ершовского сельского Совета для индивидуального жилищного строительства. Согласно Государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей МО <данные изъяты> Товариществу с ограниченной ответственностью (ТОО) «Коммерческое бюро» A.V.C. был предоставлен земельный участок 3.90 га для индивидуального жилищного строительства. В <данные изъяты>ФИО1 оказывались агентские услуги ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C., в результате чего у последнего перед истцом образовалась задолженность в размере 400 000 руб. В счет погашения образовавшейся задолженности между ФИО1 и ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C. был заключен договор купли-продажи вещных прав в отношении земельного участка площадью 3,9 га, расположенного по адресу: <данные изъяты> Сразу после заключения договора приступить к освоению земельного участка у истца не получилось ввиду отсутствия денежных средств и плохой экономической ситуации в стране в целом. В настоящее время зарегистрировать право собственности на земельный участок не представляется возможным, поскольку для регистрации права необходимо присутствие обеих сторон по сделке, а установить местонахождение ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C. не удалось, поскольку с момента заключения договора прошло много времени. <данные изъяты>. ФИО1 обратился в Администрацию Ершовского сельского поселения Одинцовского муниципального района МО с просьбой учесть его права на спорный земельный участок при проведении землеустроительных работ, а также утверждении землеотводной и иной документации в сфере землепользования, которое принято к сведению. После проведения судебной землеустроительной экспертизы истец в окончательной редакции своих требований просил признать за ним право собственности на земельный участок площадью 36 606 кв.м, земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>., установить границы указанного земельного участка в координатах согласно заключению землеустроительной экспертизы, исключив из ГКН сведения о координатах и поворотных точках земельного участка лесного фонда с КН 50:20:0000000:1224 в части пересечения с границами земельного участка истца. В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении иска в свое отсутствие. Представители ответчиков – Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, последним представлены письменные возражения. Решением суда от <данные изъяты> исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме. В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит об отмене указанного решения, как незаконного и необоснованного. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания, а решение подлежащим отмене по следующим основаниям. Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Одинцовского района Одинцовского городского Совета народных депутатов Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты> из земель запаса в ведение Ершовского сельского Совета народных депутатов передан земельный участок в д.Ивашково площадью 3,00 га (1,50 га пастбища и 1,50 га кустарник). Письмом <данные изъяты> от <данные изъяты> Глава администрации Ершовского сельского Совета ходатайствовал перед Главой администрации Одинцовского муниципального района о прирезке к землям Совета земельного участка площадью 0,92 га из земель Коралловского лесничества в районе д.Ивашково. Письмом <данные изъяты> от <данные изъяты> Глава администрации Ершовского сельского Совета просилГлавного лесничего Звенигородского мехлесхоза согласовать прирезку земельного участка для расширения приусадебного фонда д.Ивашково из земель гослесфонда 43 квартала Коралловского лесничества площадью 0,9 га. Во исполнение указанного письма <данные изъяты> был составлен Акт технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда, согласно которому лесхоз установил, что испрашиваемый земельный участок площадью 0,9 га может быть использован для заявленных целей согласно Указа Президента за <данные изъяты> от <данные изъяты> в ведение Ершовского сельского Совета, составлен чертеж испрашиваемого земельного участка, согласован и подписан проект отвода земельного участка Ершовскому сельскому Совету из земель Звенигородского мехлесхоза Коралловского лесничества 43 квартал для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Главы Администрации Одинцовского района Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты> из земель Звенигородского лесхоза Коралловского лесничества квартал 43 изъят земельный участок размером 0,9 га в районе д.Ивашково и передан в ведение Ершовского сельского Совета для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Главы Администрации Одинцовского района Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты> ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C. разрешено строительство индивидуального жилого квартала вблизи д.Ивашково. Истцом в материалы дела представлена копия Государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей МО <данные изъяты> без даты и сведений о его регистрации, выданного Администрацией Ершовского сельского Совета Товариществу с ограниченной ответственностью «Коммерческое бюро» A.V.C. на земельный участок площадью 3,90 га для индивидуального жилищного строительства. Основанием для выдачи указанного акта указаны постановления Главы администрации от <данные изъяты><данные изъяты> и от <данные изъяты><данные изъяты>. Также истцом в обоснование требований о признании права собственности на земельный участок представлена копия договора купли-продажи вещных прав, заключенного <данные изъяты> между ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C. и ФИО1, согласно п.1.1 которого продавец продает, а покупатель покупает все принадлежащие продавцу вещные права на земельный участок площадью 39 000 кв.м, земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты> В соответствии с п.п.2.1, 2.2 договора сумма договора составляет 400 000 руб., земельный участок передается в счет оплаты задолженности за оказанные покупателем агентские услуги продавцу. Указанный договор составлен в простой письменной форме и не зарегистрирован. Согласно выписки из ЕГРЮЛ ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C. прекратило свою деятельность <данные изъяты>. Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив вышеперечисленные доказательства в совокупности, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении. При этом, исходил из того, что на момент совершения сделки купли-продажи между ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C. и ФИО1 действовал ГК РСФСР, нормы которого не предусматривали регистрации сделки, земельный участок у истца в связи с его неиспользованием не изымался, права на него ни за кем не зарегистрированы, при этом, истец лишен возможности зарегистрировать свое право на спорный земельный участок ввиду отсутствии второй стороны по сделке. Кроме того, на основании результатов судебной землеустроительной экспертизы, установившей наложение кадастровых границ земельного участка лесного фонда с КН 50:20:0000000:1224 по всей площади на спорный земельный участок площадью 36 606 кв.м, суд пришел к выводу о наличии реестровой ошибки при постановке на кадастровый учет участка лесного фонда, исправив ее путем исключения из ГКН сведений о координатах и поворотных точках земельного участка лесного фонда в части наложения на испрашиваемый земельный участок. Данные выводы суда апелляционная инстанция находит ошибочными, постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Подход к разрешению споров о признании права сформулирован в п.п.58 и 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ. Согласно п.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии со ст.3 Земельного кодекса РСФСР от <данные изъяты>, действовавшего на период формирования и возможного предоставления спорного земельного участка, в РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая). Собственниками земли выступают: государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий. В РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая). На основании ст.12 Земельного кодекса РСФСР в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности. В соответствии со ст.18 Земельного кодекса РСФСР ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит: предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса. Пункт 1 ст.23 Земельного кодекса РСФСР предусматривал, что сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса. Статьей 31 Земельного кодекса РСФСР установлено, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР. Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» были установлены единые для РСФСР две формы (№ 1 и № 2) государственного акта. Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной <данные изъяты> Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ, было закреплено следующее: государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей выдается по форме № 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности (п. 1.3); государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью. Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации (п. 1.11). Государственные акты на право собственности на землю, владения, пользования землей выдаются руководителям предприятий, организаций, учреждений, гражданам, уполномоченным представителям коллективов граждан председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или его заместителем, а в населенных пунктах - главой или его заместителем сельской, поселковой, городской администрации. Лицо, которому выдается государственный акт, расписывается в его получении в Книге записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования и на третьей странице второго экземпляра государственного акта, который остается в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации (п. 3.1). Книга записей государственных актов установленного образца (приложение 2) ведется районным (городским) комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, а в населенных пунктах - сельской, поселковой, городской администрацией. Книга прошнуровывается, свидетельствуется подписью председателя районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или главой сельской, поселковой, городской администрации и скрепляется гербовой печатью (п.3.2). В Книгу записей государственных актов при регистрации вносится номер государственного акта, выдаваемого собственнику земли, владельцу, землепользователю (п. 3.3). В силу п.9 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В обоснование иска ФИО1 ссылается на государственный акт <данные изъяты> на право собственности на землю, форма которого (<данные изъяты>) была утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей». Как следует из данного государственного акта, он выдан Администрацией Ершовского сельского Совета Товариществу с ограниченной ответственностью «Коммерческое бюро» A.V.C. на земельный участок площадью 3,90 га на основании постановлений Главы администрации от <данные изъяты> за <данные изъяты> и от <данные изъяты> за <данные изъяты>. Сведения о его регистрации в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей отсутствуют. При этом, из ответа территориального управления Ершовское Одинцовского городского округа усматривается, что Книга записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей не велась. Согласно полученному по запросу судебной коллегии ответу Управления архива Администрации Одинцовского городского округа Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты>, Администрацией Ершовского сельского Совета постановления <данные изъяты> и <данные изъяты> не издавались; по архивным документам Администрации Ершовского сельского Совета постановление Главы администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> не значится: постановление <данные изъяты> было издано <данные изъяты> в отношении дозакрепления земельных участков в д.Супонево; постановление Главы администрации от <данные изъяты><данные изъяты> не значится: постановление <данные изъяты> было издано <данные изъяты> в отношении отстрела бродячих собак. Таим образом, правоустанавливающих документов в отношении спорного земельного участка, которые послужили основанием для выдачи правоподтверждающего документа - Государственного акта ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C., не имеется. Договор купли-продажи вещных прав от <данные изъяты> также не содержит данных об основаниях приобретения продавцом прав в отношении спорного земельного участка. Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C. земельного участка в соответствии с действовавшим в то время законодательством, то имеющийся у истца государственный акт на землю с указанием на несуществующие акты органа местного самоуправления не может подтверждать возникновение у ТОО «Коммерческое бюро» A.V.C. каких-либо вещных прав на спорный земельный участок, а, следовательно, и перехода прав на него к истцу по основаниям, предусмотренным земельным и гражданским законодательством. Кроме того, нахождение испрашиваемого истцом земельного участка по всей площади на землях лесного фонда и отсутствие следов его освоения подтверждает отсутствие процедуры выделения и формирования данного участка, а также перевода его в иную категорию в установленном законом порядке. С учетом вышеизложенных обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 судебная коллегия не находит, в связи с чем решение суда первой инстанции на основании ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Одинцовского городского суда Московской области от <данные изъяты> отменить. Постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок, установлении его границ и исключении из ГКН сведений о местоположении земельного участка оставить без удовлетворения. Председательствующий Судьи |