ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2835 от 02.07.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-2835 Судья Слободская Т.Ф. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Гудковой М.В., Булавкина А.А.,

при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

02 июля 2019 года

по докладу судьи Булавкина А.А.

дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней ответчика ООО УК «ЖКС-1», поданным его представителем Чадиным В.В., на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 04 февраля 2019 года, которым постановлено:

«заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1» об обязании представить в администрацию города Вышний Волочек Тверской области акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанные теплоснабжающей организацией, и получить акт готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов в отношении многоквартирных домов удовлетворить частично.

Обязать Общество е ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1» (<данные изъяты>) в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Администрацию г. Вышний Волочек Тверской области, в отношении многоквартирных домов, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>"; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>) акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанные теплоснабжающей организацией, предъявляемые для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 годов.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1» (<адрес>) в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, после представления в Администрацию г. Вышний Волочек Тверской области надлежащим образом оформленных актов проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанных теплоснабжающей организацией, получить в Администрации города Вышний Волочек Тверской области акт готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов в отношении многоквартирных домов, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>) в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 №103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду».

В иске Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданном в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1» об обязании представить в администрацию города Вышний Волочек Тверской области акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанные теплоснабжающей организацией, и получить акт готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов в отношении многоквартирных домов, расположенных по <адрес> отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1.» (<данные изъяты>) в доход муниципального образования «Город Вышний Волочек» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей».

Судебная коллегия

установила:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45ГПК РФ к ООО УК «ЖКС-1» об обязании представить в администрацию города Вышний Волочек Тверской области акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанные теплоснабжающей организацией, и получить акт готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес><адрес>.

В обоснование заявления указал, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Тверской области провел проверку исполнения ООО УК «ЖКС-1» законодательства о подготовке жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2018-2019 г.г., по результатам которой установлены нарушения требований жилищного законодательства, регламентирующего содержание многоквартирных домов, а именно несоблюдение требований к получению паспортов готовности домов к эксплуатации в зимних условиях. В ходе проверки установлено, что ООО УК «ЖКС-1» осуществляет деятельность на территории города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области по управлению многоквартирными домами. В управлении ООО УК «ЖКС-1» на основании договоров управления и в соответствии с положениями жилищного законодательства находится, в том числе 29 многоквартирных жилых дома, расположенных в городе <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>). Согласно актам проверки готовности ООО УК «ЖКС-1» к отопительному периоду 2018-2019 г.г. от 17 сентября 2018 года, администрацией города Вышний Волочек проведена проверка готовности к отопительному периоду многоквартирных домов, находящихся в управлении (обслуживании) ООО УК «ЖКС-1». По результатам данной проверки администрацией <адрес> в отношении 29 многоквартирных домов, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>), ООО УК «ЖКС-1» не выданы паспорта готовности, поскольку указанной организацией не представлены акты гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, с подписью представителей теплоснабжающей организации по указанным многоквартирным домам, в соответствии с перечнем документов, предъявляемых для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 г.г., утвержденным постановлением Главы города Вышний Волочек от 20 июля 2018 года № 141.

Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют порядок эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе к эксплуатации в зимний период. Приказом Министерства энергетики РФ от 12,03.2013 №103 утверждены Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии содержатся в разделе IV Правил оценки готовности к отопительному периоду. Во исполнение Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 Ml03) 20.07.2018 Постановлением Главы города Вышний Волочек Тверской области Ml 41 утверждена программа проведения проверки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 годов.

Приложением 3 к Программе утвержден перечень документов, предъявляемых для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 годов, который, в том числе, содержит: акт проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанный теплоснабжающей организацией; акт проведения гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания; акт проведения гидравлических испытаний тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии (при наличии сетей); акт на промывку трубопроводов отопления и теплопотребляющих установок; акт установки и опломбировки дросселирующих устройств (расчетных шайб и сопел элеваторов), выданный теплоснабжающей организацией; акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (при наличии узла учета тепловой энергии), выданный теплоснабжающей организацией; акт работоспособности автоматических регуляторов (при наличии); акт работоспособности защиты системы теплопотребления (акт регулировки предохранительного клапана); план подготовки к ОЗП с указанием фактических показателей выполнения плана на отчетную дату, подписанный руководителем организации; акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией (со сроком даты выдачи не ранее 01 августа 2017 года), при наличии задолженности график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии; отчет о выполнении предписания надзорных органов (при их наличии); справка о разработанных эксплуатационных режимах (с приложением плана мероприятий по их внедрению), подписанная руководителем организации; справка о состоянии утепления зданий (чердаки, лестничные клеши, подвалы, двери), оборудования УТЛ, ИГЛ, подписанная руководителем организации; реестр паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживания персонала, подписанный руководителем организации; акт об отсутствии прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией, подписанный теплоснабжающей организацией; информация, подтверждающая наличие собственных и (или) привлеченных аварийных бригад и обеспеченность материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок (приказ о создании собственных ремонтных бригад, договор со сторонней организацией); справка об обеспечении надежности теплоснабжения потребителя тепловой энергии с учетом климатических условий, подписанная руководителем организации. ООО УК «ЖКС-1» нарушены требования законодательства, регламентирующего порядок содержания многоквартирных домов, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>), поскольку ООО УК «ЖКС-1» в полном объеме не осуществлены работы по подготовке инженерного оборудования данных многоквартирных домов к отопительному периоду и, как следствие, не получены паспорта готовности многоквартирных домов к отопительному периоду. Ненадлежащее исполнение ООО УК «ЖКС-1» требований жилищного законодательства, регламентирующего порядок содержания многоквартирных домов, влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, проживающих в указанных многоквартирных домах, поскольку ООО УК «ЖКС-1» не обеспечено выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем. В связи с чем прокурор просил обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в администрацию г. Вышний Волочек Тверской области, в отношении многоквартирных домов, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>), акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанные теплоснабжающей организацией, предъявляемые для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 г.г.; обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу после представления в администрацию г. Вышний Волочек Тверской области надлежащим образом оформленных документов, перечисленных в пункте №1 исковых требований, получить в администрации г. Вышний Волочек Тверской области акт готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов в отношении многоквартирных домов, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>), в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».

В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ООО УК «ЖКС-1» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в администрацию города Вышний Волочек Тверской области в отношении 31 многоквартирного дома, расположенного в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>), акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанные теплоснабжающей организацией, предъявляемые для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 г.г., а также обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу после представления в администрацию города Вышний Волочек Тверской области надлежащим образом оформленных документов, перечисленных в пункте № 1 исковых требований, получить в администрации города Вышний Волочек Тверской области акт готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. в отношении многоквартирных домов, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>), в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Вышневолоцкая ТГК», МУП «Теплоснабжающая компания», Конкурсный управляющий МУП «Теплоснабжающая компания» Крупенин В.А.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Захарова Я.А. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель ответчика ООО УК «ЖКС-1» Чадин В.В. исковые требования не признал, пояснив, что в указанных многоквартирных домах отсутствуют тепловые узлы, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению. ООО УК «ЖКС-1» обращалось в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру по вопросу нарушения Администрацией города Вышний Волочек порядка выдачи паспортов готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. в отношении многоквартирных домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес><адрес>, <адрес>. По результатам проверки установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» Администрацией города Вышний Волочек надлежащим образом проверка готовности к отопительному периоду вышеуказанных многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО УК «ЖКС-1», не проведена, паспорт готовности к отопительному сезону 2018-2019 г.г., либо замечания, подлежащие устранению в адрес руководителя управляющей организации, не направлены. Гидравлические испытания в указанных многоквартирных домах провести невозможно, поскольку гидравлические узлы отсутствуют, имеется только система отопления, однако при проведении проверки данные обстоятельства не выяснялись. В силу того, что все инженерное оборудование, включая систему отопления, относится к общему имуществу многоквартирного дома, зона ответственности поставщика тепловой энергии ограничена стеной дома. Требования истца о наличии подписи в акте гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов не основано на законе, поскольку теплоснабжающая организация не имеет отношение к многоквартирному дому, его не обслуживает и им не управляет. Заявление истца об обязанности управляющей организации оборудовать многоквартирные дома тепловым узлом также не основано на законе, поскольку истец ссылается на Свод правил по проектированию и строительству СП41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» относится к СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» по проектированию и строительству новых тепловых сетей. Требование о проведении гидравлических испытаний внутренней системы МКД в присутствии теплоснабжающей организации и составление акта с подписью представителей теплоснабжающей организации на основании п. 9.1.59 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115), не основано на законе, поскольку в Правилах дается прямое понятие о том, что «Тепловая установка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения тепловой энергии и теплоносителя», сами правила написаны для котельных, а п.9.1 носит наименование «Тепловые пункты. Технические требования» и никакого отношения к внутренней системе МКД не имеет, что подтверждается п. 11 Правил «Подготовка к отопительному сезону». Данные Правила созданы для энергоснабжающих организаций и на систему отопления МКД не распространяются. В силу действующего законодательства вынесенный судебный акт должен подразумевать под собой его исполнимость.

Представитель третьего лица Администрации города Вышний Волочек Тверской области Морозов А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица ООО «Вышневолоцкая ТГК» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Ранее от представителя третьего лица ООО «Вышневолоцкая ТГК» поступили письменные объяснения по делу, в которых он считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>. При подготовке к осенне-зимнему периоду 2018-2019 г.г. ООО УК «ЖКС-1» не провело гидравлические испытания ни в одном из указанных многоквартирных домов, подключенных к ООО «Вышневолоцкая ТГК». Обслуживаемые ООО УК «ЖКС-1» многоквартирные дома, подключенные к ООО «Вышневолоцкая ТГК», перечисленные в исковом заявлении, не готовы к прохождению ОЗП 2018-2019 годов.

Представитель третьего лица МУП «Теплоснабжающая компания» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Конкурсный управляющий МУП «Теплоснабжающая компания» Крупенин В.А. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УК ЖКС-1 Чадин В.В., приводя доводы, в целом аналогичные приведенным им в суд первой инстанции, просит отменить решение суда.

Кроме того, указывает, что заявление прокурора по настоящему гражданскому делу касается исполнения обязательств в натуре по проведению гидравлических испытаний и подготовке общего имущества многоквартирных домов к отопительному периоду, что является работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах.

Как следует из письменных материалов дела, иск заявлен прокурором в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц, однако круг лиц, в интересах которого предъявлен указанный иск, по существу является определенным - это собственники помещений в многоквартирном домах, на которых законом возложена обязанность по содержанию общего имущества, число которых можно установить на основании выписок из Управления Россреестра, из МФЦ г. Вышний Волочек и др. Данные о том, что указанные лица не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, отсутствуют, так же как и не представлены доказательства того, что собственники квартир по каким-либо уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

При таких обстоятельствах в исковом заявлении возможно было указать точный круг лиц, права которых нарушены действиями ответчиков, их фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, которые впоследствии индивидуально должны быть извещены судом о времени и месте судебного заседания.

Судом оставлено без внимания, что прокурором не представлены бесспорные доказательства того, что круг лиц собственников постоянно меняется или может меняться, не указано, какие именно права были нарушены ООО УК «ЖКС-1». Договоры на управление (содержание) многоквартирными домами никем не оспаривались и в судебном порядке не признаны незаконными.

Отмечает, что истец не представил каких-либо доказательств наличия тепловых узлов в спорных домах, не указал, у каких именно теплоснабжающих организаций, по каким домам и какими представителями должны быть подписаны акты гидравлических испытаний тепловых узлов, не доказал наличие трубопроводов и теплопотребляющих установок, относящихся к общему имуществу вышеуказанных многоквартирных домов. Судом данные вопросы не исследовались.

В материалы дела приобщена копия технического паспорта многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, в котором прямо указано, что отпление дома осуществляется котлами АВГ. Данный факт судом игнорирован. Дом включен в окончательное решение суда.

Суд отказал представителю ответчика в приобщении к материалам дела постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по аналогичному делу. Исполнительное производство прекращено на основании справок ООО УК «ЖКС-1» об отсутствии тепловых узлов в многоквартирных домах. От исследования данного факта суд уклонился, считая данные материалы не относящимися к рассматриваемому делу, при этом суд в решении указывал, что решение суда должно быть исполнимым.

Также суд отказал в приобщении к материалам дела 18 выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 ноября 2018 года, доказывающих, что круг лиц, в защиту которого выступает прокурор, является определенным, копий технических паспортов многоквартирных домов, свидетельствующих об отсутствии в домах тепловых узлов, копий справок об отсутствии тепловых узлов, копий актов выполненных работ, копии заявления о прекращении исполнительного производства ввиду отсутствия в многоквартирных домах тепловых узлов, постановлений об отказе в удовлетворении ходатайств о приобщении документов суд не выносил, чем нарушено право ответчика на обжалование решений и постановлений суда.

Отмечает, что отсутствие гидравлических узлов в многоквартирных домах подтверждено справками ООО УК «ЖКС-1», однако суд принял ссылку истца на Свод правил по проектированию и строительству СП41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», вступивших в силу в 1996 году. Информацию с официального сайта администрации города Вышний Волочек о программе капитального ремонта многоквартирных домов городе Вышний Волочек с указанием дат введения в строй вышеуказанных многоквартирных домов, построенных до введения в действие Свода правил по проектированию и строительству СП41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», вступивших в силу в 1996, относящихся к СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» по проектированию и строительству новых тепловых сетей, суд игнорировал. Оценки данному факту не дано, в решении суда исследование данных материалов не отражено.

В обоснование своего решения судом положены показания свидетеля ФИО8, из которых следует, что тепловой узел находится в доме, состоит из подачи и обратки, имеет две задвижки, манометр и термометр. Представленная ответчиком схема теплового узла с описанием его элементов и узлов судом тоже игнорировалана.

Кроме того, в материалах дела имеется информация с официального сайта Главного управления «Государственная жилищная инспекция Тверской области», согласно которой паспорта готовности многоквартирных домов к отопительному периоду 218-2019 г.г. выданы в городе Вышний Волочек на 100 %. Данный факт судом также не исследовался.

Кроме того, такое не основанное на законе и противоречащее материалам дела решение суда влечет за собой возбуждение административного производства в отношении ООО УК «ЖКС-1» за осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за что последнее может быть подвергнуто административному штрафу а сумме 250000 рублей. Применение административного наказания в виде штрафа в данном случае затрагивает интересы не только ООО УК «ЖКС-1», но и третьих лиц - добросовестных плательщиков - собственников помещений, налоговых органов, так и ресурсоснабжающих организаций, с которыми управляющая организация в силу закона обязана рассчитываться за поставленные коммунальные ресурсы, лишая ООО УК «ЖКС-1» возможности добросовестно исполнять условия договоров управления и ресурсоснабжения, поскольку штраф будет выплачиваться за счет средств собственников помещений.

Считает, что требования истца обязать ООО УК «ЖКС-1» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу после предоставления в администрацию города Вышний Волочек акты гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов с подписью представителей теплоснабжающей организации, получить в администрации города Вышний Волочек акт готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. в отношении спорных многоквартирных домов не основаны на законе и противоречат Правилам оценки готовности к отопительному периоду, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

При этом отмечает, что доказательства заключения каких-либо договоров на приобретение тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения ООО УК «ЖКС-1» с ресурсоснабжающими организациями в материалах дела отсутствуют, а в отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.

Поскольку, ООО УК «ЖКС-1» не приобретает коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг, то и потребителем тепловой энергии в данном случае является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющее коммунальные услуги.

Таким образом, ссылки истца на непредоставление документов, указанных в утвержденной Постановлением Главы города Вышний Волочек Тверской области № 159 от 10 июля 2017 года программе готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019г.г., не могут быть отнесены к ООО УК «ЖКС-1», поскольку последнее не является потребителем тепловой энергии. Кроме того, в данной программе отсутствует список многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «ЖКС-1» и указанных в исковом заявлении.

Полагает, что суд не дал надлежащей правовой оценки доводам представителя ответчика, изложенным в суде первой инстанции.

Считает, что указание суда об отсутствии доказательств, подтверждающих выполнение ООО УК «ЖКС-1» требований законодательства по подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду, противоречит материалам дела. Предоставление ООО УК «ЖКС-1» документов, определенных программой подготовки к отопительному периоду, в администрацию города Вышний Волочек в установленные сроки подтверждено в суде представителем администрации города.

Поскольку паспорт готовности выдается согласно п.п. 9, 10, 12 Правил оценки готовности, утвержденных Приказом Минэнерго от 12 марта 2012 года № 103, потребителям тепловой энергии, а ООО УК «ЖКС-1» им не является, ответчик направлял в адрес администрации города Вышний Волочек запрос о выдаче паспортов готовности потребителям тепловой энергии, ответ на который до настоящего времени не получен.

Таким образом, ООО УК «ЖКС-1» соблюдены все предписанные действующим законодательством РФ правила подготовки жилищного фонда к отопительному периоду 2018-2019 г.г.

В Постановлении от 05 февраля 2007 года № 2-П Конституционный суд Российской Федерации прямо указал, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных актов.

Неоснованное на законе и противоречащее материалам дела решение суда прямо нарушает указанный принцип.

Обращает внимание на то, что первоначальная апелляционная жалоба ответчика поступила в суд 11 марта 2019 года, определением суда от 22 апреля 2019 года она была оставлена без движения. При этом рассмотрение апелляционной жалобы Тверским областным судом было назначено на 30 апреля 2019 года в 12:20 часов, однако суд уведомил ООО УК «ЖКС-1» сообщением от 22 апреля 2019 года, что в связи с необходимостью исправления описки в решении суда апелляционное рассмотрение жалобы 30 апреля 2019 года не состоится. Исправление описки в решении суда было назначено на 06 мая 2019 года. При изложенных обстоятельствах суд, вынеся определение об оставлении апелляционной жалобы без движения по истечении 41 дня со дня подачи апелляционной жалобы, нарушил требования ч. 1 ст. 323 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения ООО УК «ЖКС-1» законодательства о подготовке жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2018-2019 г.г.

По результатам проведенной проверки в деятельности ООО УК «ЖКС-1» установлены нарушения требований жилищного законодательства, регламентирующего содержание многоквартирных домов, а именно, несоблюдение требований к получению паспортов готовности домов к эксплуатации в зимних условиях.

В ходе проверки установлено, что ООО УК «ЖКС-1» осуществляет деятельность на территории города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области по управлению многоквартирными домами.

В управлении ООО УК «ЖКС-1» на основании договоров управления и в соответствии с положениями жилищного законодательства находятся, в том числе 29 многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Указанные в исковом заявлении многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, не находятся в управлении ООО УК «ЖКС-1», в связи с чем в удовлетворении заявленных в данной части исковых требований суд первой инстанции обоснованно отказал.

Согласно актам проверки готовности ООО УК «ЖКС-1» к отопительному периоду 2018-2019 г.г. от 17 сентября 2018 года администрацией города Вышний Волочек проведена проверка готовности к отопительному периоду многоквартирных домов, находящихся в управлении (обслуживании) ООО УК «ЖКС-1».

По результатам проверки администрацией <адрес> в отношении многоквартирных домов, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>), ООО УК «ЖКС-1» не выданы паспорта готовности, поскольку указанной организацией не представлены акты гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов с подписью представителей теплоснабжающей организации по указанным многоквартирным домам в соответствии с перечнем документов, предъявляемых для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 г.г., утвержденным постановлением Главы города Вышний Волочек от 20 июля 2018 года № 141.

Комиссией по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. сделан вывод о том, что ООО УК «ЖКС-1» не готово к отопительному периоду 2018-2019 г.г.

Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции правильно определил характер рассматриваемых отношений и применимые к их разрешению положения закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей в состоянии, обеспечивающим: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно п. 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах проводятся испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.

Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), которые определяют порядок эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе к эксплуатации в зимний период.

Согласно п. 2.6.2 Правил при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

В соответствии с п. 2.6.3 Правил сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома утверждаются органом местного самоуправления с учетом завершения всех работ в центральных районах - к 15 сентября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

В силу п. 2.6.4 Правил план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.

Согласно п. 2.6.5 Правил подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции). Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.

В соответствии с п. 2.6.10 Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КПП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.

Согласно п. 5,1,6 Правил испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

Порядок оценки готовности к отопительному периоду, путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения определен Правилами оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103) (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду).

Согласно пп. 2.3 Правил оценки готовности к отопительному периоду проверка потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - потребители тепловой энергии).

В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (п. 6).

В соответствии с п.п. 7, 8 Правил оценки готовности к отопительному периоду результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки.

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения.

Согласно п.п. 9, 10,12 Правил оценки готовности к отопительному периоду паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению №2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный перечнем.

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии.

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до 15 сентября, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Судом первой инстанции правильно установлено и не оспаривается, что во исполнение Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103, главой города Вышний Волочек Тверской области 29 мая 2018 года вынесено постановление «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов» № 96.

Постановлением главы города Вышний Волочек Тверской области № 141 от 20 июля 2018 года утверждена программа проведения проверки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 годов, целью которой является оценка готовности к отопительному периоду путем проведения проверок готовности к отопительному периоду путем проведения проверок готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, теплоснабжающие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения города.

Приложением 3 к Программе утвержден перечень документов, предъявляемых для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 годов, который в том числе содержит акт проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанный теплоснабжающей организацией; акт проведения гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания; акт проведения гидравлических испытаний тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии (при наличии сетей).

Срок проведения проверки определен с 25 июля по 14 сентября 2018 года.

Судом первой инстанции установлено, что ООО УК «ЖКС-1», осуществляя управление общим имуществом многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, приняло на себя обязанность надлежащим образом содержать общее имущество многоквартирных домов в соответствии с установленными требованиями, однако до настоящего времени своей обязанности по подготовке указанных многоквартирных домов к отопительному периоду 2018-2019 г.г. не исполнило, что выразилось в том, что общество не представило в администрацию города Вышний Волочек Тверской области акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов с подписью представителей теплоснабжающей организации по указанным многоквартирным домам в соответствии с перечнем документов, предъявляемых для оценки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду 2018-2019 г.г., утвержденным постановлением главы города Вышний Волочек от 20 июля 2018 года № 141, и, как результат, не получило в администрации города Вышний Волочек Тверской области акты готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов в отношении указанных в иске многоквартирных домов.

Доказательств, подтверждающих выполнение ответчиком требований законодательства по подготовке указанных многоквартирных домов к отопительному периоду, суду не представлено. Изложенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы сводятся к тому, что указанные дома не содержат в своем имуществе тепловых узлов, в связи с чем он не должен был проводить их испытания. Указанные доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку ответчик не предоставил доказательств отсутствия на балансе тепловых узлов в обслуживаемых домах и невозможности в связи с этим проведения их испытаний.

Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе отсутствие у прокурора права на предъявление в рассматриваемом случае иска в интересах неопределенного круга лиц, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правильно оценены. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 04 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО УК «ЖКС-1», поданную его представителем Чадиным В.В., – без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Цветков

Судьи: М.В. Гудкова

А.А. Булавкин