Судья: Никифорова Е.И. дело № 33-28375/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Кирщиной И.П., судей Колесниковой Т.Н., Колодько А.В., при секретаре Ковыршиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2019 года апелляционную жалобу Администрации города Реутов на решение Реутовского городского суда Московской области от 01 июля 2019 года по гражданскому делу по иску Прокурора г. Реутов в интересах ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к Администрации г. Реутов об обязании обеспечить финансирование, построить дорогу, обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры, заслушав доклад судьи Кирщиной И.П., объяснения: прокурора Смирновой М.В., УСТАНОВИЛА: Прокурор г. Реутов в интересах ФИО1, ФИО2, действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратился в суд с иском к Администрации г. Реутов обратился в суд с иском к Администрацию города Реутов Московской области, в котором просил обязать ответчика втечение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силуобеспечить финансирование денежными средствами и построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии сГрадостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормамии правилами, обеспечивающую подъезд к земельному участку предоставленному многодетной семье с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Московская область,Клинский район, д. Борки, от земель общего пользования,обеспечить земельный участок электроснабжением. В обоснование иска указал, что прокуратурой города рассмотрено коллективное обращение многодетных семей, в том числе семье К-вых, которым Администрацией города Реутова предоставлены земельные участки однако они не обеспечены необходимыми инженерными сетями (электричеством) и какой-либо дорогой, имеющей твердое покрытие и ведущей к указанному земельному участку. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал. ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Администрации г. Реутов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель 3-го лица АНКО «Социальный проект «Дивное» в судебное заседание не явился, извещен. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены. В апелляционной жалобе Администрация города Реутов просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему. Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города рассмотрено коллективное обращение многодетных семей, которым Администрацией города Реутова предоставлены земельные участки в соответствии с Законом Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Постановлением Администрации города Реутов от 24.08.2015 <данные изъяты>-ПГ многодетной семье К-вых, в составе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 и ФИО4 в общедолевую собственность бесплатно предоставлен земельный участок общей площадью 1500 квадратных метров, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, д. Борки, с кадастровым номером <данные изъяты>, из земель категории «земли сельскохозяйственного назначения», с разрешенным видом использования - «для дачного строительства». Однако, земельный участок, предоставленный многодетной семье К-вых, не обеспечен необходимыми инженерными сетями и какой-либо дорогой, имеющей твердое покрытие и ведущей к указанному земельному участку, а также до настоящего времени земельные участки, расположенные в Клинском муниципальном районе, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 50:03:0030280:1258, не обеспечен также объектами инфраструктуры: электричеством. Деревня Борки находится в границах городского округа Клин, блежайшими населенными пунктами являются д. Атеевка, д. Крупенино и д. Непейцино, которые оборудованы электроснабжением, централизованная система водоснабжения отсутствует, населенные пункты не газифицированы. Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что предоставление земельного участка в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности на момент их предоставления или в течение определенного разумного срока после такого предоставления снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Также суд правильно указал, что Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Во исполнение Указа Президента Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2553-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», которая включает в себя бесплатное предоставление семьям с тремя и более детьми земельных участков, в том числе для жилищного строительства. Поскольку в соответствии с п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, вопросы по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков, в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе подъездом к земельному участку, законодательством возложена на администрацию города Реутов Московской области и должна быть выполнена данным муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда. Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, по делу не установлено. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Реутовского городского суда Московской области от 01 июля 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Реутов – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: |