ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-28391/19 от 15.08.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Смирнов М.А. Дело № 33-28391/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей Зиборовой Т.В., Назарова В.В.,

при секретаре Степаненко К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 08 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Зиборовой Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 08 мая 2019 года оставлены без удовлетворения, уточненные исковые требования ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» к ФИО1 об обязании с <...> ежемесячного перечисления денежных средств в размере 75% от ежемесячной выплаты и федеральной социальной выплаты к пенсии в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги, оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» просит отменить решение, принять новое решение по делу, указывая на то, что размер взимаемой с ФИО1 ежемесячной платы за предоставление социальных услуг с <...> не изменился и продолжал оставаться прежним. Кроме того не соответствует действительности указание в решении о том, что представитель учреждения подтвердил, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг вновь установленный ФИО1 с <...> превышает размер ежемесячной платы по состоянию на <...> Судом всесторонне не рассмотрены и не установлены причинно-следственные связи изменения размера взимаемой с ФИО1 ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, произошедшие с <...> года, не приняты во внимание доводы учреждения. Существенным является проведение анализа договорных отношений с получателями социальных услуг до <...> и после указанной даты в связи с вступлением в силу Федерального закона № 442-ФЗ. До <...> предоставляемые социальные услуги оплачивались ФИО1 в размере 75% получаемой пенсии. С <...> в связи с изменениями, внесенными в <...> года в порядок предоставления социальных услуг, разъяснениями Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2016 г. № ЛЧ-28-26/5325 оплата за предоставленные социальные услуги была определена в размере 75% среднедушевого дохода, куда входят и ежемесячные денежные выплаты, получаемые проживающим ФИО1 Несмотря на то, что ФИО1 подписал договор от <...><...> и в <...> года ему было предложено исполнить условия договора о предоставлении социальных услуг в части оплаты, а именно добровольно подать заявление в ПФ РФ об удержании 75% из ЕДВ и федеральной социальной доплаты к пенсии и перечислению денежных средств на счёт учреждения социального обслуживания, он отказался оплачивать 75% за предоставляемые услуги из ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии, заявление об удержании (перечислении) 75% от ЕДВ и ФСД в пользу ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» в ПФ не подавал. В свою очередь, договор от <...><...> о предоставлении социальных услуг ФИО1 обжалован им не был.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что решением Горячеключевского городского суда от 17 марта 2017 года исковые требования ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИГIИ» к ФИО1 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг, удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2017 года - решение Горячеключевского городского суда от 17 марта 2017 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба, без удовлетворения.

Определением судьи Краснодарского краевого суда от 29 января 2018 года представителю ФИО1 по доверенности ФИО2 отказано в передаче кассационной жалобы на решение Горячеключевского городского суда от 17 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда ото 22 июня 2017 года по делу по иску ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» к ФИО1 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда.

Затем, представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос о восстановлении срока обжалования, отмене решения Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 17 марта 2017 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2017 года и кассационного определения Краснодарского краевого суда от 29.01.2018 года, как незаконных, и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 04 февраля 2019 года судьёй Верховного Суда Российской Федерации ФИО3 кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2019 года решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 17 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2017 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, а именно в Горячеключевской городской суд Краснодарского края.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом положений ст. 61 ГПК РФ, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2019 года, вынесенное по данному спору, имеет преюдициональное значение при рассмотрении уточненного иска ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» к ФИО1

При новом рассмотрении дела в судебном заседании первой инстанции достоверно установлено и письменными доказательствами по делу подтверждено, что ФИО1 является инвалидом 3 группы и на основании путевки <...>, выданной <...> Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края (л.д.6) он проживает в ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» с <...>, который согласно Устава является стационарным учреждением социального обслуживания населения в государственной системе органов социальной защиты населения, где ФИО1 предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО1, являясь инвалидом 3 группы бессрочно, получает страховую пенсию по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также ежемесячную денежную выплату на основании п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и социальную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», что подтверждено, выданными УПФ РФ в г. Горячий Ключ справками (л.д. 13-15).

<...> между ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» в лице директора ФИО4 и ФИО1 был заключен договор о предоставлении социальных услуг (л.д. 7-11). По условиям этого договора ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» приняло на себя обязательства оказывать ФИО1 социальные услуги на основании индивидуальной про граммы предоставления социальных услуг, а ФИО1 - оплачивать эти услуги. Пунктом 11 данного договора также предусмотрено, что стоимость предоставления ФИО1 социальных услуг составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Г. Горячий Ключ осуществляет удержания в размере 75% от суммы пенсии ФИО1 в пользу ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ», однако, согласно письму Начальника Управления ПФР в Г. Горячий Ключ от <...> (л.д.16) установлено, что заявлений о согласии на удержание 75% из сумм ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Г. Горячий Ключ от ФИО1 не поступало.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО1 в учреждение социального обслуживания (<...>) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).

Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).

Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами" (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 г. N 237 "Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края".

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального. обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.

С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 Закона).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря; 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных "услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ). Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ установлено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона. Аналогичные положения части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. N, 3051-КЗ "О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края" (с введением с 1 января 2015 г. в действие этого Закона утратил силу Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края"), а также в пункте 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 5 декабря 2014 г. N 981.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ установлено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.

Так, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации, или полученные - от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого Договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода-получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии. с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения, согласно которым установлено, что в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) предписано с 1 января 2015 г. при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на <...>

С учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до <...>), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на <...>, наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на <...>, а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на <...>

Анализируя вышеизложенные доводы сторон в их совокупности с исследованными письменными доказательствами по делу и нормами действующего законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения, суд приходит к выводу о том, что при разрешении уточненных исковых требований ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» к ФИО1 следует учитывать, что спорные отношения сторон являются длящимися, поскольку договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме между ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ», как поставщиком социальных услуг и ФИО1, как получателем социальных услуг, впервые был заключен в ноября 2013 года, и эти отношения истца и ответчика продолжались и по состоянию на <...>, при этом, представителем истца ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» в судебном заседании было подтверждено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в отношении ФИО1, вновь установленный с <...> и взысканный с него по отменённому решению Горячеключевского городского суда от 17 марта 2017 года в действительности превышает его размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на <...>, при этом отсутствует ухудшение условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на <...>

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уточненные исковые требования ГБУ СО КК «Горячеключевской ДИПИ» к ФИО1 не могут подлежать удовлетворению, поскольку увеличение размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и удержание денежных средств в размере 75 процентов от ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии приведет к ухудшению материального положения инвалида, которое он имел по состоянию на <...>

Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным. Юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 08 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: