ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2844/2015 от 15.07.2015 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2844-2015

Крюкова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Карабельского А.А.

и судей Толстоброва А.А., Ходюкова Д.С.

при секретаре Гайгул И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 15 июля 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улетовского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Тангинская средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о понуждении к созданию учебно-материальной базы,

по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующей на основании доверенности,

на решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 5 мая 2015 года, которым постановлено: исковое заявление прокурора Улетовского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Тангинская средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края предоставить заявки на выделение денежных средств для проведения мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Тангинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тангинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края на выделенные денежные средств в срок до 1 сентября 2015 года обеспечить создание учебно-материальной базы, а именно: оборудовать электронный стрелковый тренажер, приобрести нормативно-правовые документы: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - 5 штук, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – 5 штук; учебную литературу: наставления по стрелковому делу – 1 штука; учебно-наглядные пособия (набор плакатов): организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 комплект, воинские звания и знаки различия – 1 комплект, военная форма одежды – 1 комплект, военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин - 1 комплект, тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств – 1 комплект, несение караульной службы – 1 комплект, нормативы по радиационной, химической и биологической защите – 1 комплект, 7,62 –мм (или 5,45мм) модернизированный автомат Калашникова – 1 комплект, основы и правила стрельбы из стрелкового оружия – 1 комплект, приемы и правила метания ручных гранат – 1 комплект, мины Российской армии – 1 комплект, фортификационные сооружения – 1 комплект, индивидуальные средства защиты -1 комплект, приборы радиационной разведки – 1 комплект, приборы химической разведки – 1 комплект; средства индивидуальной защиты: респиратор – 5 штук, массогабаритный макет автомата Калашникова (5,45мм или 7,62 мм)- 2 штуки.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор прокуратуры Улетовского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности в ходе которой установлено, что в нарушение требований указанного законодательства в муниципальном автономном образовательном учреждении «Тангинская средняя общеобразовательная школа» отсутствует учебно-материальная база, необходимая для обучения граждан начальным знаниям в области и подготовки по основам военной службы: отсутствуют предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер. Отсутствие необходимой учебно-материальной базы делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что в свою очередь, нарушает интересы государства. Просил обязать администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края предоставить заявки на выделение денежных средств для проведения мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Тангинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тангинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края на выделенные денежные средств в срок до 1 сентября 2015 года обеспечить создание учебно-материальной базы, а именно: оборудовать стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер, приобрести нормативно-правовые документы: Конститацию РФ – 5 штук, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - 5 штук, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – 5 штук; учебную литературу: наставления по стрелковому делу – 1 штука; учебное пособие по основам медицинских знаний – 1 штука; учебно-наглядные пособия (набор плакатов): организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 комплект, ордена России – 1 комплект, воинские звания и знаки различия – 1 комплект, военно-прикладные виды спорта – 1 комплект, военная форма одежды – 1 комплект, военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин - 1 комплект, военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации – 1 комплект, тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств – 1 комплект, несение караульной службы – 1 комплект, нормативы по радиационной, химической и биологической защите – 1 комплект, 7,62 –мм (или 5,45мм) модернизированный автомат Калашникова – 1 комплект, основы и правила стрельбы из стрелкового оружия – 1 комплект, приемы и правила метания ручных гранат – 1 комплект, мины Российской армии – 1 комплект, фортификационные сооружения – 1 комплект, индивидуальные средства защиты -1 комплект, приборы радиационной разведки – 1 комплект, приборы химической разведки – 1 комплект; средства индивидуальной защиты: респиратор – 5 штук, общевойсковой противогаз – 1 штука, общевойсковой защитный комплект – 1 штука, массогабаритный макет автомата Калашникова (5,45мм или 7,62 мм)- 2 штуки, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий – 1 штука.

Определением суда от 14 апреля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения к Министерству финансов Забайкальского края как постановленного с нарушением норм материального права. Полагает, что прокурор не имел полномочий на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, поскольку имелась возможность указать в исковом заявлении ФИО и место жительства каждого из истцов, также обоснование невозможности предъявления иска гражданами самостоятельно либо указание на обращение гражданина к прокурору. Таким образом, по рассматриваемому делу прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту интересов РФ, а также прав и законных интересов других, что в силу п.1 ч.1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлось основанием для отказа в принятии заявления. Указывает на то, что фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) из бюджета Забайкальского края не установлено. В текущем году Министерством финансов Забайкальского края Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края как главному распорядителю согласно заявкам последнего перечислены субвенции в полном объеме. Распределение средств субвенций между получателями (школами), а также определение порядка их расходования, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, таким образом, финансирование школы должно осуществляться администрацией муниципального района «Улетовский район» за счет субсидий, предоставляемых из краевого бюджета. Отмечает, что выделение денежных средств сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете, не входит в полномочия Министерства финансов Забайкальского края и противоречит действующему законодательству РФ. Обращает внимание на то, что обязанность по оборудованию образовательных учреждений (школ) учебно-материальной базой стрелковым тиром или местом для стрельбы, обучение огневой подготовке федеральными государственными образовательными стандартами не предусмотрено.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубову С.А. о том, что решение суда законное и обоснованное, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регламентировано, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 названного Закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» совместным Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 утверждена Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Как подтверждается представленными суду первой инстанции материалами прокурорской проверки, Тангинская средняя общеобразовательная школа имеет недостаточную материально-техническую базу для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с государственными стандартами.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора.

В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 35 ФЗ «Об образовании» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Материалами дела подтвержден факт неполной обеспеченности учащихся Тангинской школы учебными пособиями и техническими средствами обучения, что явилось следствием недостаточного финансирования.

Финансовым органом Забайкальского края является Министерство финансов.

При таких обстоятельствах, при наличии заявки от администрации муниципального района «Улетовский район» суд обоснованно возложил на Министерство финансов Забайкальского края обязанность по выделению денежных средств на проведение мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан.

Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства финансов края о неправильном применении норм материального права, со ссылкой на нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности, во внимание не принимаются, поскольку в рамках настоящего дела установлено отсутствие у школы необходимой учебно-материальной базы, соответственно, установлено несоответствие государственного образовательного стандарта, поэтому государственные гарантии прав граждан должны быть обеспечены за счет средств бюджета субъекта РФ путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

Довод жалобы о том, что прокурор не вправе был обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц подлежит отклонению.

Из существа искового заявления прокурора следует, что он выступил в защиту интересов как Российской Федерации, так неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так как категория лиц, чьи интересы затрагивает исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, то исковое заявление обоснованно подано в интересах неопределенного круга лиц.

Отсутствие в образовательном учреждении необходимого оснащения исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, что в свою очередь нарушает интересы государства.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 5 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Карабельский

Судьи А.А. Толстобров

Д.С. Ходюков