Судья Сунцова М.В. Дело № 33-2846
20 августа 2013 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Погудиной Т.С.,
судей Сметаниной О.Н., Кощеева А.В.,
при секретаре Ковалевой А.А.
рассмотрела 20 августа 2013 года в открытом судебном заседании в городе Кирове
гражданское делопо иску прокурора Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» о признании бездействия незаконным и обязании организовать проведение оценки уязвимости, разработать планы,
по апелляционной жалобе директора КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» ФИО2
на решение Ленинского районного суда города Кирова от 13 июня 2013 года,
которым постановлено:
Иск прокурора Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» удовлетворить.
Признать бездействие КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по неисполнению требований Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» о проведении оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в соответствии с приказом Росавтодора от 14.06.2012 г. № 142 в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, незаконным.
Обязать КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в срок до 01.10.2013 г. организовать проведение оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в соответствии с приказом Росавтодора от 14.06.2012 г. № 142 в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, разработать планы по обеспечению транспортной безопасности.
Взыскать с КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» госпошлину в бюджет муниципального образования «город Киров» в размере <данные изъяты> рублей.
Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А
Прокурор Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» о признании бездействия незаконным и обязании организовать проведение оценки уязвимости, разработать планы. В обоснование иска указал, что прокуратурой области была проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, которой в деятельности КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» выявлены грубые нарушения. В состав переданных в оперативное управление учреждению автомобильных дорог, находящихся в собственности Кировской области, входят 145 автомобильных мостов. Приказом Росавтодора от 14.06.2012г. № 142 указанным объектам транспортной инфраструктуры присвоены соответствующие категории. Вместе с тем, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры учреждением до настоящего момента не проведена, планы по обеспечению транспортной безопасности не разработаны и не исполнены. Просил признать бездействие КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по неисполнению требований Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» о проведении оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления и включенных в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, незаконным. Обязать КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в срок до 01.10.2013г. организовать проведение оценки уязвимости искусственных дорожных сооружений, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления и включенных в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, разработать планы по обеспечению транспортной безопасности.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением не согласен директор КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» ФИО2, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование указал, что уставом КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» не наделено полномочиями по организации и проведению мероприятий по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не является специализированной аккредитованной организацией. В настоящее время ответчиком планируется размещение государственного заказа путем открытого конкурса на выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Однако до настоящего времени вопрос об источниках финансирования не известен. Направление КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» денежных средств на оценку уязвимости объектов будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. В соответствии с уставом КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» учреждение в пределах, установленных действующим законодательством, осуществляет от имени Кировской области полномочия по управлению дорожным хозяйством Кировской области (п. 1.5 устава); имущество учреждения находится в государственной собственности Кировской области и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (п. 5.1. Устава). Согласно письма Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Кировской области от 28.03.2012 № 16-01-12/256 код учреждения по общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления - 2300280 «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие другие функции». Таким образом, поскольку учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа, то вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины необходимо разрешать в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы.
Из отзыва представителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области ФИО3 следует, что третье лицо поддерживает апелляционную жалобу.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры ст.1 данного закона подразумевает юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующих их на ином законном основании.
В соответствии с п. 2.1 устава КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», утвержденного распоряжением департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области от 18.04.2011г. № 15, основной целью создания Учреждения является развитие автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, обеспечение соответствия сети автомобильных дорог области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Распоряжением департамента государственной собственности Кировской области от 13.04.2011г. № 05-303 в оперативное управление КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» переданы автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Следовательно, КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является субъектом транспортной инфраструктуры.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основной из задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ст. 2 Федерального закона от «О транспортной безопасности»).
Как следует из ст.5 данного закона, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Оценка уязвимости необходима для дальнейшей разработки КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст.5 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
Поскольку транспорт является одной из важнейших отраслей российской экономики и необходимым атрибутом нормальной жизни каждого человека, федеральным законодателем путем принятия закона «О транспортной безопасности» создана целостная система обеспечения транспортной безопасности, включающая оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, категорирование, установление уровней безопасности, планирование и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, контроль и государственный надзор за деятельностью субъектов транспортной безопасности.
КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является единственным учреждением областного уровня, созданным для осуществления мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований и.о. прокурора области, поскольку бюджетные взаимоотношения учредителя и учреждения не являются предметом рассмотрения данного спора.
Из отзыва представителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области следует, что они поддерживают апелляционную жалобу, при этом не указывают иное лицо, которое уполномочено ими для реализации требований Федерального закона «О транспортной безопасности».
Доводы представителя КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» о том, что учреждение не является специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности не могут быть предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, поскольку судом первой инстанции такое утверждение не делалось.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Поскольку КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является государственным учреждением, не относящимся к государственным органам, оно не освобождается от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
Решение Ленинского районного суда города Кирова от 13 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» ФИО2 без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: