ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2847/2017 от 19.06.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

<адрес> районный суд г. Махачкалы РД

Судья ФИО3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от <дата> по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО3,

судей ФИО3.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> по исковому заявлению ФИО3 к Министерству транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Заслушав доклад судьи ФИО3 А.М., судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратился в <адрес> районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на март 2016 год в размере <.> и взыскании с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в его пользу государственной пошлины в размере <.> рублей.

В обоснование искового заявления ФИО3 указано, что решением уполномоченного органа – муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа «<адрес>»» (далее – МАУ «МФЦ ГО «<адрес>»») ему как собственнику предоставляется субсидия на оплату коммунальных услуг за квартиру в доме по адресу: Республика Дагестан, <адрес>.

Согласно справке-расчету МАУ «МФЦ ГО «<адрес>»» от <дата> задолженность перед ним с ноября 2010 года по март 2016 года составляет <.>.

Оплату коммунальных услуг он производит в полном объеме, задолженности не имеет.

Обращения по поводу погашения задолженности не дали результатов.

Решением <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«В удовлетворении иска ФИО3 о взыскании с Министерства транспорта, энергетики и связи РД в его пользу задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на март 2016 года в размере <.> руб. отказать».

На указанное решение ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, считая решение суда необоснованным и незаконным.

В обоснование апелляционной жалобы ФИО3 указано, что вывод суда о нарушении прав и свобод других граждан, в связи с возможным нарушением очередности погашения задолженности по субсидиям, являются незаконными и противоречащими существующим нормам закона.

Доводы суда о том, что на момент рассмотрения судом первой инстанции дела вступил в силу Закон Республики Дагестан от <дата>, согласно которого прекращены полномочия осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеют правового значения для разрешения спора, как так период задолженности по выплате субсидии по данному делу определен с ноября 2010 года по 2016 год, т.е. до вступления в силу вышеназванного закона.

Анализ норм закона свидетельствует о том, что фактическим получателем субсидий на момент рассмотрения дела в суде является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. Ответственным за перечисление субсидий гражданам получателям - субсидий на момент рассмотрения дела в суде является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

Суд не дал критическую оценку доводам представителя ГАУ РД «МФЦ в РД» о том, что задолженность по субсидиям истцу должна выплатить администрация городского округа «<адрес>» Республики Дагестан (далее – ГО «<адрес>» РД).

Выплата субсидий гражданам является бюджетным обязательством Правительства Республики Дагестан, а администрация ГО «<адрес>» РД в силу действующего на тот момент законодательства была уполномочена Правительством Республики Дагестан на принятие решений по начислению и выплате субсидий из средств, перечисляемых Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.

В настоящее время Правительство Республики Дагестан изменило уполномоченный орган на принятие решений на выплату субсидий и обязало органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в установленном законом порядке перечислить в бюджет Республики Дагестан неиспользованные остатки межбюджетных трансферов, предоставленных в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В данном случае речь идет о всех денежных средствах, как полученных муниципальными образованиями, так и недополученных средств, которые и явились причиной образовавшейся задолженности по субсидиям. На момент рассмотрения дела в суде межбюджетные трансферты в виде субвенций больше не могут перечисляться в силу вышеуказанного закона администрациям муниципальных образований, в связи, с чем задолженности по субсидиям не могут быть выплачены гражданам органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.

Исходя из смысла действующего законодательства, выплата субсидий являются обязательством субъекта Российской Федерации в лице высшего исполнительною органа, в данном случае Правительства Республики Дагестан, которое обязано отвечать перед гражданами своей республики, которое определило уполномоченный орган для выполнения этих обязательств.

На данный момент таким уполномоченным органом Правительство Республики Дагестан определило Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

В судебном заседании в Верховном Суде Республики Дагестан ФИО3 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить её по основаниям, изложенным в жалобе.

На судебное заседание в Верховный Суд Республики Дагестан представитель Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, представитель ГАУ РД «МФЦ в РД», извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ))

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В силу ч. 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с ч. 8 ст. 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО3 является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За период с ноября 2010 года по март 2016 года образовалась неисполненная задолженность по оплате ему субсидий в размере <.>, что подтверждается приобщенными к делу справкой-расчетом задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданной МАУ «МФЦ ГО «<адрес>»» <дата> (л. д. 6-8) и свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии 05-РД , согласно которому ФИО3 является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Республика Дагестан, <адрес>.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> «О внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан», осуществление государственной функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложено на Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, в свою очередь, вынесло Приказ от <дата> о признании ГАУ РД «МФЦ в РД» уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении гражданам прав на получение субсидий. Получателем денежных средств из бюджета Российской Федерации является Министерство финансов Республики Дагестан, которое в свою очередь направляет их в Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. ГАУ РД «МФЦ в РД» не может распоряжаться целевыми денежными средствами от своего имени.

Во исполнение Распоряжения Правительства Республики Дагестан от <дата>-р, созданы межведомственные рабочие группы, которыми осуществлен приём-передача по реестрам личных дел граждан-получателей субсидий. Сотрудники филиалов ГАУ РД «МФЦ в РД» при приёме личных дел получателей субсидий от муниципальных отделов субсидий проводят проверку комплектности личных дел, а также обоснованности предоставления права на получение субсидий.

Признавая право истца ФИО3 на получение субсидий, предоставленное ч.ч. 3, 8. ст.159 ЖК РФ, суд первой инстанции принял во внимание положения ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3).

В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, при получении исполнительного листа о взыскании с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан задолженности по оплате субсидий и процентов за пользование чужими денежными средствами, должник обязан произвести выплату в течение пяти дней.

Лица, обратившееся в суд за защитой нарушенного права, составляют первую очередь кредиторов, которую должник обязан удовлетворить, а все остальные получатели субсидий, не обратившиеся в суд - вторую, что является нарушением однородных прав неограниченного круга лиц, предоставленных гражданам-получателям субсидий наравне, каждому из них, в соответствии с датой подачи пакета документов и заявления на получение субсидий в установленной форме, и в порядке согласно Конституции Российской Федерации и Жилищному кодексу Российской Федерации.

Удовлетворение искового заявления при таких обстоятельствах приведёт к нарушению очередности предоставления субсидий, нарушению прав других, не обратившихся в суд получателей субсидий о взыскании задолженности по платежам, перед которыми обязательство по выплате субсидий также не исполнено.

Таким образом, на основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи