ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2848/2016 от 06.07.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2848-2016

судья Силяева И.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой О.А.,

судей Михеева С.Н., Процкой Т.В.,

при секретаре Башуровой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 6 июля 2016 г. гражданское дело по искам ФИО1, ФИО2 к открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» (далее - ОАО «Читаэнергосбыт») о признании действий по отключению электроэнергии незаконными, признании установки и допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета незаконной, признании начислений платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, незаконной

по апелляционной жалобе и дополнению к ней представителя третьего лица – ОАО «РЖД» ФИО3

на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 25 марта 2016 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконной установку и допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии <данные изъяты> по адресу <адрес>, для расчетов за электроэнергию с потребителями.

Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды ФИО2, проживающей по адресу <адрес>, ФИО1, проживающей по адресу <адрес>, по показаниям коллективных приборов учета.

Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по отключению электроэнергии ФИО2, проживающей по адресу <адрес>, ФИО1, проживающей по адресу <адрес>.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой О.А., судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд с самостоятельными исками, ФИО1 и ФИО2 ссылались на следующее.

Истцы являются собственниками квартир и соответственно в <адрес> в <адрес> края, у них заключены договоры энергоснабжения с ОАО «Читаэнергосбыт». <Дата> в их квартирах работниками ОАО «Читаэнергосбыт» без согласования отключено снабжение электроэнергией. Вместе с тем оплата электроэнергии производится истцами своевременно на основании показаний внутриквартиных электрических счетчиков, задолженности не имеется. Поэтому действия ОАО «Читаэнергосбыт» являются незаконными. В связи с незаконным отключением электроэнергии истцам и членам их семей причинен моральный вред. Просили признать действия ОАО «Читаэнергосбыт» по отключению электрической энергии в квартирах истцов незаконными, понудить ответчика исполнять обязанности по договору электроснабжения, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда по <данные изъяты> руб. в пользу каждого (т. 1, л.д. 3, 78).

В дальнейшем ФИО1 и ФИО2 дополнили исковые требования. Указали на то, что их не уведомили об установке общедомового счетчика, света в подъезде не имеется много лет, до <Дата>, когда вручена квитанция за <Дата> г. истцы не получали извещений об оплате за общедомовые нужды (далее – ОДН) по электроэнергии. При этом указанная в квитанции площадь квартир и общая площадь дома завышены. В летний период расчет за ОДН составляет ноль руб., зимой – до <данные изъяты> руб. в месяц. Список жильцов, номера и площади квартир не соответствуют действительности, площадь квартир в квитанциях за июнь, август и сентябрь 2015 г. различная. Жилищная инспекция <адрес> нарушений при начислении платы за ОДН не выявила. Просили признать действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению значительной платы за ОДН незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет, ФИО1 – за период с <Дата>; списать с лицевых счетов истцов задолженность по оплате за ОДН (т. 1, л.д. 18, 43, 87, 115).

ФИО1 отказалась от требования о признании действий ответчика по отключению электроэнергии в квартире незаконными и о взыскании морального вреда (т. 1, л.д. 43). Определением суда от <Дата> принят отказ ФИО1 от требований в части признания незаконными действий ОАО «Читаэнергосбыт» по отключению подачи электроэнергии, производство по делу в данной части прекращено (т. 1, л.д. 58-59).

В дальнейшем ФИО1 уточнила исковые требования. Указывала на то, что общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) электроэнергии установлен с уже имеющимися на счетчике показаниями. ОАО «Читаэнергосбыт» не направляло в адрес жильцов дома предложение об оснащении дома ОДПУ. Просила признать действия ответчика по начислению платы за потребленную электроэнергию на ОДН незаконными, признать установку ОДПУ недействительной, не принимать показания прибора учета для начисления платы на ОДН (т. 1, л.д. 61-63).

ФИО2 также уточнила исковые требования. Указывала на то, что процедура допуска прибора нарушена, так как собственники многоквартирного дома не присутствовали при данной процедуре, акт не подписывали. Просила признать ОДПУ в указанном многоквартирном доме незаконно установленным, обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести начисление на ОДН по нормативу (т. 1, л.д. 117-118).

Определениями от <Дата> к участию в делах в качестве третьего лица привлечены ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» и ООО «УК КЦ ЖКХ <адрес>» (т. 1, л.д. 71-73, 123-125).

Определением суда от <Дата> гражданские дела соединены в одно производство (т. 1, л.д. 128-129).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 61-68).

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ОАО «РЖД» ФИО3 считает решение суда вынесенным с нарушением норм права. Указывает, что судом нарушены нормы процессуального права. Истец одновременно изменила и предмет, и основание иска, и судом ходатайство истца об изменении требований необоснованно удовлетворено. Судом рассмотрены незаявленные истцом требования – о признании незаконным установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, тогда как требования заявлены о незаконности установки ОДПУ; принято решение о признании незаконными действий по начислению оплаты за электроэнергию на ОДН по коллективному прибору учета, в то время как истица заявляла об обязании осуществить расчет по нормативу; рассмотрены требования от которых истец отказался. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неправильно применены номы материального права. Монтаж и допуск прибора учета в эксплуатацию являются самостоятельными процедурами, имеющими различное правовое регулирование и не совпадающими по времени проведения. Установка прибора учета осуществлена ОАО «РЖД» <Дата> согласно представленному в материалы дела акту. Вывод суда о том, что акт установки на момент такой установки не составлялся, не соответствует материалам дела. ОДПУ установлен до принятия и вступления в силу Правил , которые установили обязательность составления акта ввода прибора учета в эксплуатацию. Данные правила не имеют обратной силы. Действовавшие в период установки ОДПУ правила не предусматривали обязательности, сроков и процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию. Договорными отношениями с контрагентами ОАО «РЖД» такая процедура также не предусматривалась, с истцом договорным правоотношения отсутствовали. Федеральный закон от <Дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении» также не предусматривал подобной процедуры, судом неправильно истолкована ст. 13 данного Федерального закона. По изложенным причинам необоснован вывод суда о незаконной установке ОДПУ, процедура уведомления собственников о необходимости установки и получения от них ответа предусмотрена п. 150 Правил . Суд применил п.п. 150, 152-154 Правил , не подлежащие применению. При этом в п. 152 Правил отсутствует требование о проверке технической возможности установки прибора учета, а также обществом представлен акт от <Дата>, содержащий сведения об установке прибора учета и метрологической характеристике. Судом необоснованно не применено заявление общества о пропуске истцами срока исковой давности по требованиям о признании незаконной установки ОДПУ. Истцы знали о начислении платы до предъявления иска. Судом не учтено, что установка ОДПУ является обязанностью, а не правом собственника помещения в многоквартирном доме. Уведомление собственников свидетельствует лишь об осуществлении организацией действий по установке прибора учета и в случае обращения к ней заинтересованных лиц её обязанности заключить договор на установку прибора учета. Прибор учета установлен <Дата>, соответствующая обязанность по установке должна была быть исполнена до <Дата>, поэтому срок исковой давности начал течь <Дата> и истек <Дата> Просит решение районного суда отменить (т. 2, л.д. 79-80, 83).

В возражениях на апелляционную жалобу истцы ФИО1 и ФИО2 просят решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 2, л.д. 95-98).

В суд апелляционной инстанции истцы, представитель ООО «УК КЦ ЖКХ п. Чернышевск» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражений на апелляционную жалобу, заслушав объяснения третьего лица ОАО «РЖД» ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО4, оставившей удовлетворение апелляционной на усмотрение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Представленный в дело договор управления многоквартирным домом от <Дата> не подписан ФИО2 (т. 2 л.д. 53-55) и не является допустимым доказательством, подтверждающим наличие договорных правоотношений по управлению многоквартирным домом между собственниками дома и управляющей организаций.

Муниципальное имущество, расположенное в многоквартирных домах, передано в управление ООО «УК КЦ ЖКХ <адрес>» <Дата>

<Дата> и <Дата>г. (т. 1 л.д. 165, 167) произведена передача полномочий от ТСЖ «Наш дом» в ООО «УК КЦ ЖКХ <адрес>» по сбору денежных средств за осуществление обслуживания, текущего содержания жилого дома.

<Дата> ОАО «РЖД» установила на вводе в дом истцов общедомовой прибор учета электроэнергии для расчетов с сетевой организацией (т. 1 л.д. 140-141, 147-148). Акт подписан только представителем сетевой организации ФИО5

В деле имеется акт допуска прибора учета в эксплуатацию <Дата> (т. 1 л.д. 26). Акт подписан представителями филиала ОАО «РЖД» ФИО6, представителем ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО7, представителем управляющей организации ООО «УК КЦ ЖКХ <адрес>» ФИО8

ТСЖ «Наш дом» ликвидировано <Дата> (т. 1 л.д. 168-175).

Как следует из содержания ответа прокуратуры на жалобу ФИО1 (т. 1 л.д. 10-11), и пояснений участвующих в деле лиц, ООО «УК КЦ ЖКХ <адрес>» не осуществляет и не осуществляла управление домом истцов, в силу необходимости фактически оказывает отдельные услуги по содержанию дома (т. 1 л.д. 150, т. 2 л.д. 59-60).

Разрешая спор, суд руководствовался положениями ст. 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства от <Дата>, п. 114-145, 150-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> (далее - Основные положения ) Суд исходил из того, что нарушены срок и процедура допуска в эксплуатацию прибора учета в целях определения объема потребления электрической энергии потребителями, и расчет платы потребителям ФИО1 и ФИО2 с учетом показаний ОДПУ является неправомерным.

Данные выводы судебная коллегия полагает выводы суда верными, соответствующими обстоятельствам дела и правоотношениям сторон.

Доводы апелляционной жалобы о том, что прибор ОДПУ установлен до принятия и вступления в силу Основных положений № 442, которые ввели обязательность составления акта ввода прибора учета в эксплуатацию, судебной коллегией во внимание не принимается. Прибор учета до введения в силу Правил № 442 не применялся в качестве расчетного с потребителями – собственниками жилых помещений в доме. Собственники не были в установленном порядке уведомлены о начале применения расчета по прибору (допуске прибора).

Каких-либо препятствий осуществить допуск прибора в целях учета с гражданами с извещением собственников или их представителя в настоящее время не имеется.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Из дела следует, что прибор учета установлен в феврале 2011 г., и положения ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении» судом истолкованы верно.

Также правильно применены ФИО9 положения № 442.

В силу п. 150,152-154 Основных положений № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии":

В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства) (абз 1 п. 150).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций (абз, 2 п. 150).

Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети "Интернет" наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке (абз. 3 п. 150).

Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (абз. 4 п. 150).

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев (абз. 5 п. 150).

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом (абз. 6 п. 150).

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора (абз. 7 п. 150).

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) (абз 8 п. 150).

Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом (абз. 1 п. 152).

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска (абз. 2 п. 152).

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (абз. 3 п. 152).

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:

сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;

лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;

собственника прибора учета;

собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета (абз. 4 п. 152).

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем (абз. 5 п. 152).

Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (абз. 6 п. 152).

При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно (абз. 7 п. 152).

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций:

гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;

сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию (абз. 1 п. 153).

В заявке должны быть указаны:

реквизиты заявителя;

место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить;

номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником);

предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки;

контактные данные, включая номер телефона;

метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии) (абз. 2 п. 153).

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета (абз. 3 п. 153).

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ должно быть направлено заявителю не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения его заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения заявки (абз. 4 п. 153).

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки или со дня согласования новой даты осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с п. 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке (абз. 5 п. 153).

В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в предложенные потребителем дату и время для осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) или сетевой организацией новые дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора учета, лицу, указанному в абзацах 2 или 3настоящего пункта, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы, подтверждающие факт установки прибора учета, должны содержать описание характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер, сведения о лице, осуществившем установку прибора учета, показания прибора учета на момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, также прилагается копия паспорта на прибор учета (абз. 6 п. 153).

С даты направления указанных документов в адрес лица, указанного в абзацах 2 или 3 настоящего пункта, прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности) (абз. 7 п. 153).

Если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры (абз. 7 п. 153).

В ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета (абз. 1 п. 154).

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля (абз. 2 п. 154).

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки (абз. 3 п. 154).

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;

фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с п. 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре;

лица, которые в соответствии с п. 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;

характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;

решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;

наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;

лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия;

результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии);

дата следующей поверки (абз. 4 п. 154).

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абз.5, 7-9 п. 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (абз. 5 п. 154).

Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета (абз. 6 п. 154).

В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в п. 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в п. 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (абз. 7 п. 154).

Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию (абз. 8 п. 154).

Таким образом, Основные положения № 442, вопреки доводам жалобы, содержат нормы о получении от собственника согласия либо возражений на установку прибора учета, и лишь в случае неполучения согласия собственника либо в случае получения отказа собственника сетевая организация вправе установить прибор учета, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, также с приглашением собственника энергопринимающих устройств.

Также несостоятельны и доводы жалобы об отсутствии необходимости проверять техническую возможность установки прибора учета в ходе процедуры допуска его в эксплуатацию. Необходимость данной процедуры предусмотрена абз. 1 п. 154 Основных положений № 142.

Доводы апелляционной жалобы о том, что срок исковой давности следует исчислять со 2 июля 2012 г., так как в силу закона «Об энергосбережении» ОДПУ должен быть установлен собственниками до 1 июля 2012 г., судебная коллегия не принимает во внимание. Право истцов было нарушено не в момент наступления у них обязанности установить прибор учета, а <Дата> г., когда истцам сообщили о наличии у них задолженности за ОДН по электроэнергии.

В тоже время, в силу п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права) судебная коллегия усматривает основания для частичной отмены решения, так как судом разрешены исковые требования, от которых истец ФИО1 в ходе рассмотрения дела отказалась.

Так, ФИО1 отказалась от требования о признании действий ответчика по отключению электроэнергии в квартире незаконными (т. 1, л.д. 43). Определением суда от <Дата> принят отказ ФИО1 от данных требований и производство по делу прекращено (т. 1, л.д. 58-59). При этом суд в решении названные требования удовлетворил и признал незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по отключению электроэнергии ФИО1

Иных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены правильного по существу решения не имеется.

Со всеми требованиями, которые уточнялись истцами, участвующие в деле лица были ознакомлены в установленном порядке, имели возможность представить соответствующие возражения по существу, и доводы апелляционной жалобы о том, что суд принял уточненные требования, одновременно изменившие и предмет и основание иска, отмены решения не влекут.

Истцы, как следует из обстоятельств дела, являются гражданами - потребителями электроэнергии, не обладают какими – либо специальными познаниями в области электроэнергетики либо юриспруденции, сведений о том, что в ходе рассмотрения дела они прибегали к помощи представителей, из дела не усматривается. Исковые требования были изложены истцами в соответствии со степенью их познаний, неоднократно уточнялись, решение истцами не обжаловано. При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для вывода о том, что суд первой инстанции неверно оценил смысл заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу и дополнение к ней представителя третьего лица – ОАО «РЖД» ФИО3 – удовлетворить частично.

Решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 25 марта 2016 г. отменить в части удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконными действий ОАО «Читаэнергосбыт» по отключению электроэнергии.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: Кузнецова О.А.

Судьи: Михеев С.Н., Процкая Т.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>