ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2850-2018 от 18.09.2018 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Маслова Л.А. Дело № 33-2850-2018 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

Председательствующего: Журавлёва А.В.

Судей: Леонтьевой И.В., Лобковой Е.А.

при секретаре: Якушевой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2018 г. дело по иску Спажакина А.В. к УФСИН России по Курской области о признании незаконными и отмене приказа о наложении взыскания, взыскании премии, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Курской области по доверенности Федичевой Н.Н. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 11 июля 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Спажакина А.В. удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить приказ начальника УФСИН России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение на Спажакина А.В.».

Взыскать с УФСИН России по Курской области в пользу Спажакина А.В. убытки в размере 6890 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.»

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Спажакин А.В. обратился в суд с вышеназванным иском к УФСИН России по Курской области, в котором указал, что на основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ он проходит службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными, имеет специальное звание майора внутренней службы. Приказом начальника УФСИН России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение на Спажакина А.В.», за нарушение требований п.15 Положений о предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. №559, ему объявлен строгий выговор. Кроме того, указанным приказом он лишен премии за март 2018 г. Считает, что ответчиком нарушена процедура привлечения к ответственности, до наложения взыскания у него не были истребованы письменные объяснения, нарушен срок привлечения к ответственности. В связи с незаконным привлечением к ответственности и незаконным лишением премии, ему причинены нравственные страдания. С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований Спажакин А.В. просит суд: признать незаконным приказ начальника УФСИН России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на него взыскания; взыскать с ответчика недополученную премию за март 2018 г. в размере 6890 руб., которой он был лишен в связи с привлечением к ответственности; компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Курской области по доверенности Федичева Н.Н. просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание не явился представитель ответчика УФСИН России по Курской области, который о дне, месте и времени слушания дела в суде апелляционной инстанции уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика УФСИН России по Курской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, выслушав представителя третьего лица ФКУ ИК-2 УФСИН России пор Курской области по доверенности Павловского А.В., поддержавшего апелляционную жалобу ответчика, объяснения истца Спажакина А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 330 ч.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Подобных нарушений судом первой инстанции при разрешении дела не допущено, решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ.

Деятельность, осуществляемая органами внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1, распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

Приказом Минюста РФ от 06.06.2005 г. №76 утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, которая разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации нормативных правовых актов Президента РФ и правительства РФ и специфики службы в уголовно- исполнительной системе.

Инструкция регламентирует порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы и деятельность должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства юстиции РФ.

Согласно п.1.2 Приказа Минюста России от 06.06.2005 г. № 76 правовую основу службы в учреждениях и органах УИС составляют Конституция РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты Минюста России, правила внутреннего трудового распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.

Согласно ст. 11 ТК РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются, кроме настоящего Кодекса, и иными Федеральными законами.

Трудовое законодательство применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм ТК РФ по аналогии.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 г. №7-П, определения от 21.12.2004 г. №460-О, от 16.04.2009 г. № 566-О-О, от 25.11.2010 г. № 1547-О-О).

Частью 1 статьи 21 ФЗ от 21.07.1998 г. №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. №4202-1 (далее - Положение), распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

Как следует из материалов дела, Спажакин А.В. является сотрудником УФСИН. На основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 16.03.2018 г. Спажакин А.В. проходит службу в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области, имеет специальное звание майора внутренней службы.

Поэтому, служебные отношения Спажакина А.В. регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1.

В соответствии со ст.9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-разыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников органов внутренних дел, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Рассмотрение в органах внутренних дел вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): 1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы; 1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; 1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; 3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений; 3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1.-3.1 настоящей части.

Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц (ч.7 ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ).

Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (ч.9 ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 №231-ФЗ, от 29.12.2012»280-ФЗ, от 03.07.2016 №236-ФЗ).

Приказом ФСИН России от 07.12.2009 г. №478 утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 02.08.2016 г. №618, утвердившего новый порядок).

В соответствии с п.11 Порядка от 07.12.2009 г. №478 предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными служащими, претендующими на замещение должностей государственной службы, предусмотренных Перечнем, производится в кадровое подразделение учреждения или органа УИС по месту нахождения их личного дела при оформлении заявления (рапорта) о согласии с предлагаемой должностью.

Аналогичные положения содержатся и в Порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно - исполнительной системы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом ФСИН России от 02.08.2016 г. №618, согласно которым, сведения о расходах представляют государственные служащие, замещающие должности государственной службы, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (ч.3). Сведение о доходах и сведения о расходах представляется по форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера внесении изменений в некоторые акты президента Российской Федерации» (далее - Справка): в управление кадров ФСИН России – гражданами и кандидатами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, директором ФСИН России, первым заместителем директора ФСИН России, а также государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы; в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений территориального органа ФСИН России, ответственное за реализацию функции по осуществлению проверки достоверности и полоты сведений о доходах, представляемых гражданами и кандидатами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются начальником территориального органа ФСИН России, а также государственными служащими. Замещающими указанные должности государственной службы (в случае отсутствия такого подразделения – должностному лицу кадрового подразделения территориального органа ФСИН России, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), - гражданами и кандидатами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются начальником территориального органа ФСИН России, а также государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы; в кадровое подразделение учреждения, подведомственного территориальному органу ФСИН России, - гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются начальником учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, а также государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы; в кадровое подразделение учреждения, подведомственного территориальному органу ФСИН России, - гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются начальником учреждения, подведомственного территориальному органу ФСИН России (п.4).Сведения о доходах представляются: государственными служащими – ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п.6); государственный служащий представляет ежегодно: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (п.9).

Согласно п.15 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом президента РФ от 18.05.2009 г. №559,в случае непредоставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы обязанности и запретов, в том числе непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставление недостоверных сведений о своих доходах, доходах супруги (супруга), об имуществе и обязательствах имущественного характера, является коррупционным правонарушением, влекущим привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности.

За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Положением, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 38 настоящего Положения (ст. 38.1 Положения).

Согласно ст. 38.1 Положения, за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Положением, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 38 настоящего Положения.

В соответствии с ч.1 ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 38.3 Положения, взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1). Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч.2). Взыскание в виде замечания или выговора применяется при малозначительности коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) (ч.3). При применении взысканий, предусмотренных статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником органов внутренних дел своих должностных обязанностей (ч.4). Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч.5). В акте о применении к сотруднику органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 38.1 или 38.2 настоящего Положения (ч.6). Копия акта о применении к сотруднику органов внутренних дел взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (ч.7). Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке (ч.8). Если в течение одного года со дня применения взыскания сотрудник органов внутренних дел не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному частью первой статьи 38 настоящего Положения, за исключением увольнения из органов внутренних дел, или взысканию, предусмотренному статьей 38.1 настоящего Положения, он считается не имеющим взыскания (ч.9).

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. №1065 в соответствии с ФЗ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (ч.1). Руководителям федеральных государственных органов (кроме федеральных государственных органов, названных в разделе II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. №557) до 1 ноября 2009 г. создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них функции, в том числе: ж) проведение служебных проверок; з) осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, а также сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (п.3). Кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта (п.7).Управление, подразделение Аппарата правительства Российской Федерации и кадровые службы федеральных органов государственных органов осуществляют проверку: а) самостоятельно (п.13). Кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения (п.14). При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения, должностные лица Управления, подразделения Аппарата правительства Российской Федерации и кадровых служб вправе: а) проводить беседу с гражданином или государственным служащим; б) изучать представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы; в) получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам (п.15). Начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает: а) уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания продпункта «б» настоящего пункта – в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения (п.22). По окончании проверки Управление, подразделение аппарата Правительства Российской Федерации или соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (п.23). Государственный служащий вправе: а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки; б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме (п.24). По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке предоставляется доклад, в котором должно содержаться, в том числе одно из следующих предложений: г) о применении к государственному служащему мер юридической ответственности; д) о предоставлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п.28).

Приказом ФСИН России от 31.07.2015 г. №693 утверждено Положение о комиссии федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебном поведению федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России и лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФСИН России, и урегулированию конфликта интересов, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСИН России, а также настоящим Положением. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Судебная практика показывает, что в отдельных случаях, когда поступок является несущественным и совершен государственным служащим впервые, взыскания к нему не применяются.

В Письме Минтруда России от 21.03.2016 г. №18-2/10/П-1526 приведены критерии привлечения к ответственности государственных служащих за коррупционные нарушения.

Так, несущественными признаются проступки, когда: 1) разница при суммировании всех доходов в разд. 1 справки не превышает 10000 руб. от фактически полученного дохода; 2) объект недвижимого имущества, находящийся в пользовании по договору социального найма, указан в разделе «Недвижимое имущество»; 3) не отражены сведения об имуществе, находящемся в долевой собственности служащего и члена его семьи, при этом сведения о наличии такого имущества в собственности члена семьи приведены в справке члена семьи; 4) сведения об имущества, принадлежащем супругам на праве совместной собственности, указаны только в справке одного из супругов либо в справке одного из супругов данные сведения представлены достоверно, а в справке другого – недостоверно.

Как отмечает Минтруд, при совершении перечисленных выше несущественных проступков взыскания к государственным служащим не применяются.

В качестве смягчающих обстоятельств расцениваются следующие: совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые; безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (наличие данного обстоятельства рекомендуется определять путем получения у непосредственного руководителя служащего характеризующих его данных); добровольного сообщения о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента РФ от 21.09.2009 г. №1065; содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки (п.12 Письма 18-2/10/П-1526).

В п.16 Письма 18-2/10/П-1526 к отягчающим обстоятельствам отнесены следующие: представление в ходе проверки недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки; одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции; наличие неснятого дисциплинарного взыскания; нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в раках предыдущих декларационных кампаний.

Аналогичные критерии приведены и в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Министерства юстиции Российской Федерации» от 26.11.2015 г. №02-137225), которые подготовлены для обеспечения единообразного подхода к назначению дисциплинарных взысканий (далее - взыскания) в случае несоблюдения государственными (муниципальными) служащими (далее - служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции (далее - нарушения требований законодательства о противодействии коррупции), в соответствии с которыми, при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии: а) характер и тяжесть совершенного нарушения; б) обстоятельства, при которых совершено нарушение; в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей (п. 5 Методических рекомендаций…). При определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции (п.8 Методических рекомендаций…).

Будучи государственным служащим, и, занимая должность начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области, Спажакин А.В. обязан был ежегодно представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, свою супругу и своих детей.

Указанная обязанность была известна Спажакину А.В., что не оспаривалось им в суде первой и апелляционной инстанции.

Судом установлено, что в соответствии с Планом реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки организации деятельности по профилактике коррупции в УФСИН России по Курской области с 21 по 22 сентября 2017 г., утвержденному начальником УФСИН России по Курской области 09.10.2017 г., запланировано до 20.12.2017 г. провести анализ справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год (п.п.5 Плана); до 31.10.2017 г. провести анализ достоверности и полноты сведений о доходах за 2014-1016 г., представленных майором внутренней службы Спажакиным А.В. (п.10 Плана).

Во исполнение вышеуказанного плана, инспекцией по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Курской области была осуществлена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 и 2016 годы (далее – сведения о доходах), представленных майором внутренней службы Спажакиным А.В., по результатам которой принято решение от 09.01.2017 г. о привлечении Спажакина А.В. к ответственности за совершенное коррупционное правонарушение.

Приказом начальника УФСИН России по Курской области №22-п от 22.02.2018 г. «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение на Спажакина А.В.», за нарушение п. 15 Положений о предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. №559 Спажакину А.В. объявлен строгий выговор.

Основанием для привлечения Спажакина А.В. к ответственности послужили следующие обстоятельства.

При проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 - 2016 гг. инспекцией по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Курской области было установлено, что Спажакиным А.В. за 2015 г. не были указаны сведения о наличии у него на отчетную дату шести счетов, открытых в ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно, установлено недостоверное указание даты открытия счета в ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ.

В справке о доходах Спажакина А.В. за 2015 г. им не были указаны сведения о начислении капитализации по 4 вкладам, открытым ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк», а также суммарный размер начисления капитализации по указанным вкладам в сумме <...> руб., недостоверно указан остаток средств по счету, открытому ДД.ММ.ГГГГ в АВО «Сбербанк», остаток завышен на <...> руб. В связи с этим, недостоверно указан общий доход, включающий в том числе, доходы, полученные от вкладов в банках.

При сверке информации, поступившей из ПАО «Сбербанк» выявлено, что в справке о доходах Спажакиной Е.Н. за 2015 г. не были указаны сведения о наличии у нее на отчетную дату двух счетов, открытых в ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

При сверке информации, поступившей из ПАО «Сбербанк» выявлено, что в справке о доходах Спажакина А.В. за 2016 г. им не были указаны сведения о начислении капитализации по 3-м вкладам, открытым ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк», а также суммарный размер начисления капитализации по указанным вкладам в сумме <...> руб., недостоверно указан остаток средств по счетам, открытым ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк», остаток завышен на <...> руб. и на <...> руб. соответственно. В связи с этим, Спажакиным А.В. недостоверно указан общий доход, включающий, в том числе, доходы, полученные от вкладов в банках.

В справке о доходах супруги Спажакина А.В. - Спажакиной Е.Н. за 2016 г., недостоверно указан остаток средств по счету, открытому ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк», остаток занижен на <...> руб. и доход от капитализации вклада в размере <...> руб.

Указанные недостатки при заполнении сведений о доходах за 2015 и 2016 гг., по мнению инспекции по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Курской области, свидетельствует о повторном совершении Спажакиным А.В. коррупционного правонарушения, за которое он подлежит привлечению к ответственности в соответствии со ст.ст. 38.1, 38.3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. №5202-1.

Как следует из материалов дела, в обоснование издания оспариваемого истцом приказа наниматель положил доклад начальника инспекции по личному составу и противодействию коррупции УФИН России по Курской области о результатах проверки, утвержденный начальником УФСИН России по Курской области ДД.ММ.ГГГГ.

Действующим законодательством обязанность по доказыванию наличия законных оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, а также соблюдение установленного законодательством порядка привлечения к таковой возложена на ответчика (работодателя).

Вместе с тем, по мнению суда первой инстанции, ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих соблюдение ответчиком установленной Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации процедуры привлечения Спажакина А.В. к ответственности за коррупционное правонарушение.

В частности, судом установлено, что в нарушение требований Положения о службе в органах внутренних дел, до наложения на Спажакина А.В. взыскания, письменные объяснения по факту совершения им коррупционного правонарушения, ответчиком истребовано не было.

Выводы суда первой инстанции подтверждаются представленными в суд доказательствами, основаны на правильном применении судом норм материального права.

Получение уведомления о даче письменного объяснения в связи с совершением им конкретного коррупционного правонарушения, Спажакин А.В. в суде первой и апелляционной инстанции отрицал, ссылался на то, что в рамках проведенной проверки был лишен возможности дать объяснения по факту вмененного ему проступка. Доказательств обратному, ответчиком в суд не представлено.

То обстоятельство, что Спажакин А.В. был осведомлен о проводимой в отношении него проверки, не освобождало нанимателя от соблюдения порядка и процедуры привлечения к ответственности за коррупционное правонарушение.

Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на информативное письмо в адрес начальников ФКУ УФСИН России по Курской области (по списку) от 10.01.2018 г. №47/ТО/30-55 «О направлении информации» о необходимости прибыть в инспекцию по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Курской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в том числе, Спажакину А.В., для предоставления соответствующих объяснений, не свидетельствует о доведении данной информации до Спажакина А.В. и о соблюдении ответчиком положений действующего законодательства о противодействии коррупции по истребованию у сотрудника, совершившего коррупционное правонарушение, письменных объяснений.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что неистребование нанимателем письменных объяснений по факту совершенного Спажакиным А.В. коррупционного правонарушения, свидетельствует о нарушение нанимателем процедуры привлечения истца к ответственности за коррупционное правонарушение, что влечет за собой признание оспариваемого истцом приказа незаконным и его отмену.

Решение суда о признании незаконным и отмене приказа начальника УФСИН России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение на Спажакина А.В.» подробно мотивировано, судебная коллегия с ними соглашается.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на то, что истребование у Спажакина А.В., совершившего коррупционный проступок письменного объяснения является правом, а не обязанностью нанимателя, основан на ошибочном толковании ответчиком норм действующего законодательства, поэтому основанием для признания решения незаконным и иных выводов судебной коллегии не является.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда также не опровергают, основанием к отмене решения суда в указанной части не являются.

Судебная коллегия не находит оснований и для отмены решения суда об удовлетворении исковых требований Спажакина А.В. о взыскании с ответчика премиального вознаграждения за март 2018 г. и производного требования о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии с п.1 и п.8. ст.1 ФЗ от 30.06.2002 г. № 78 –ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этих сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы» предусмотрено, что одной из составляющих денежного довольствия сотрудников являются дополнительные выплаты, к которым, в частности, относятся: премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до 3-х окладов денежного содержания в год: единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27.05.2013 г. №269 утвержден Порядок выплаты премий за образцовое выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы (Приложение №2), согласно которому, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) выплачиваются премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (далее - премия) из расчета трех окладов денежного содержания в год (п.1). Премия выплачивается ежемесячно, за текущий месяц, одновременно с выплатой денежного довольствия, из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания (п.2). На основании приказа руководителя учреждения или органа УИС о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде «строгий выговор», «предупреждение о неполном служебном соответствии», «понижение в должности» и «снижение в специальном звании на одну ступень» премия не выплачивается в месяце, следующем за месяцем наложения взыскания (п.5). Решение о выплате разовой премии оформляется приказом руководителя учреждения или органа УИС в отношении: 1) сотрудников учреждений УИС - начальником (руководителем) учреждения УИС; 2) сотрудников территориальных органов ФСИН России, начальников учреждений или органов УИС, подведомственных территориальному органу, - начальником (руководителем) территориального органа ФСИН России (п.8).

Как следует из материалов дела, в связи с объявлением Спажакину А.В. строгого выговора, в соответствии с п.5 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 г. №269, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Спажакин А.В., был лишен премии в течение календарного месяца, следующего за месяцем наложения взыскания.

Принимая во внимание, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение на Спажакина А.В.» признан судом первой инстанции незаконным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовые основания для лишения истца премиального вознаграждения за март 2018 г. – отсутствуют.

Размер невыплаченной истцу в марте 2018 г. премии, ответчиком не оспаривался, подтверждается имеющейся в материалах дела справкой.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются обоснованными.

Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, суд правильно, в соответствии с требованиями ст.237 ТК РФ взыскал с ответчика в пользу Спажакина А.В. компенсацию морального вреда, с учетом конкретных обстоятельств по делу, степени причиненных истцу нравственных страданий, с учетом требований разумности и справедливости.

Спор разрешен судом первой инстанции в соответствии со ст. 196 ГПК РФ.

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения и доводами апелляционной жалобы ответчика не опровергнуты.

Оснований для иных выводов и переоценки доказательств - не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены вышеуказанного решения суда первой инстанции, судом не допущено.

В связи с изложенным, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 11 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика УФСИН России по Курской области – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи –