Судья Ульянов Ю.В. № 33-2851
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июня 2015 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кучминой А.А.,
судей Саяпиной Е.Г., Петровой Н.А.,
при секретаре Макухове И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда города Саратова от 26 февраля 2015 года, которым отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФИО3, просившей решение суда оставить без изменения, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство строительства и ЖКХ Саратовской области), указав, что является инвалидом I группы и имеет право на льготы как инвалид и ветеран Великой Отечественной войны. По его заявлению от 23 октября 2014 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий министерство строительства и ЖКХ Саратовской области 28 октября 2014 года приняло решение об отказе в постановке на учет, указав, что он не имеет права на льготы по обеспечению жилыми помещениями на основании ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку является инвалидом боевых действий и не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, а также в связи с непредставлением полного пакета документов.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 26 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Считает доказанным свой статус инвалида Великой Отечественной войны, что предусматривает наличие у него права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В возражениях на жалобу министерство строительства и ЖКХ Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1 имеет удостоверение серии ВОВ № 227699 от 16 марта 2010 года ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 13).
Также ФИО1 имеет удостоверение, выданное 07 апреля 2005 года, инвалида I группы, имеющего право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны (л.д. 16).
23 октября 2014 года ФИО1 обратился в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 34).
Письмом министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 28 октября 2014 года ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку он является инвалидом боевых действий и не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. Кроме того, им не предоставлены копия страхового свидетельства обязательного страхования МНВ, документы с каждого места жительства, в котором он проживал последние пять лет, предшествующих дню обращения в уполномоченный орган для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также документы подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разрешая исковые требования, руководствуясь ст.ст. 14, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», ст. 1.1 Закона Саратовской области от 2 июля 2009 года № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», суд первой инстанции пришел к выводу, что ФИО1 не является инвалидом Великой Отечественной войны и не имеет прав на получение мер социальной поддержки в таком статусе. В связи с указанными обстоятельствами отказ министерства строительства и ЖКХ Саратовской области в постановке ФИО1 на учет является законным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 5 октября 1999 года № 1122 удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, выдаваемое лицам, указанным в ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
Из удостоверения ФИО1 серии ВОВ № 227699 от 16 марта 2010 года следует, что оно предоставляет право на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05 октября 1999 года № 1122 (в редакции постановления Правительства РФ от 25 марта 2013 года), при заполнении удостоверения пустой строки после слов «Предъявитель настоящего удостоверения» делается запись «ветеран – участник», если предъявитель относится к лицам, указанным в пп. «а» - «и» п.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», или запись «ветеран», если предъявитель относится к лицам, указанным в пп. 4 п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона.В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны (труженикам тыла военных лет) относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. ст. 1, 1.1 Закона Саратовской области от 02 июля 2009 года № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (далее - Закон № 85-ЗСО) меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны предоставляются следующим гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19, 21 Федерального закона «О ветеранах»: инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны указанных в пп. «а» - «и» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
ФИО1, являясь ветераном Великой Отечественной войны по пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», не вправе претендовать на обеспечение его жилым помещением в соответствии с вышеназванными правовыми нормами, поскольку не относится к категории лиц, имеющим право на предоставление указанной меры социальной поддержки.
Доказательств, подтверждающих наличие у истца права на обеспечение жилым помещением как инвалида Великой Отечественной войны, последним не представлено.
Так, из удостоверения ФИО1 от 7 апреля 2005 года следует, что он является инвалидом № группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
Согласно п. 28 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 23 февраля 1981 года № 209 (редакции от 01 июля 1991 года), инвалидам Отечественной войны и инвалидам, приравненным к ним, выдаются соответственно «Удостоверение инвалида Отечественной войны» и «Удостоверение инвалида о праве на льготы», являющиеся документами, подтверждающими право на установленные льготы.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является инвалидом боевых действий. Данный вывод суда подтверждается справками ГУ МВД России по Саратовской области от 11 июля 2013 года и от 02 июня 2015 года, согласно которому ФИО1 проходил службу в ОВД города Саратова с 13 ноября 1978 года по 11 ноября 1983 года, является инвалидом № группы от травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, а также ответом комитета социальной поддержки населения города Саратова, согласно которому ФИО1 имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», как инвалид боевых действий.
Доказательств, подтверждающих наличие у истца статуса инвалида Великой Отечественной войны, не представлено.
При этом в суде апелляционной инстанции ФИО1 пояснил, что инвалидность 1 группы ему предоставлена в связи с получением травмы в 1983 году при прохождении службы в органах внутренних дел.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, положения данной нормы закона устанавливают возможность предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета только инвалидов Великой Отечественной войны, а также инвалидов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и вставших на соответствующий учет до 1 января 2005 года.
Доказательств постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года ФИО1 суду не предоставлено. Его представитель ФИО2 в суде первой инстанции подтвердил, что ФИО1 до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не вставал (л.д. 130).
Доводы жалобы ФИО1 сводятся к повторению изложенной им позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 26 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи