ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2851/2014 от 05.08.2014 Смоленского областного суда (Смоленская область)

  Судья Селезенева И.В. Дело № 33-2851/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 05 августа 2014 года г. Смоленск

 Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

 председательствующего – судьи Шаровой Т.А.

 судей – Александровой З.И., Мареенковой Н.А.

 при секретаре Матвиенко Т.М.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Смоленска на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 мая 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения истицы ФИО2, судебная коллегия

 установила:

 ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска (далее администрация), жилищному управлению администрации г. Смоленска (далее – жилищное управление) о признании незаконными действий по отказу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет как малоимущих граждан для предоставления освободившегося жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований указала, что она и ее несовершеннолетние дети ФИО1  ФИО 2 являются собственниками комнаты № в квартире № в доме № по ул. .... В указанном жилом помещении зарегистрированы она с дочерью ФИО1 Данная квартира является коммунальной и состоит из шести комнат. В настоящее время комната № является свободной. Она обратилась в жилищное управление с заявлением о предоставлении ей освободившегося жилого помещения, на что ей было сообщено о необходимости признания ее семьи малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий и предложено представить необходимый пакет документов. 04.12.2013 она обратилась в жилищное управление с заявлением о постановке ее с составом семьи из двух человек (она, дочь) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с приложением необходимых документов; письмом от 10.12.2013 № ей было сообщено о необходимости предоставления в срок до 20.12.2013 дополнительных документов. 20.12.2013 она повторно направила заявление с необходимыми документами, с указанием на нарушение норм действующего законодательства в части их истребования, однако, письмом от 26.12.2013 № ей сообщено о необходимости предоставления недостающих документов. Считая указанные действия жилищного управления незаконными, просила принять ее с дочерью на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

 В судебном заседании истица ФИО2 и ее представитель ФИО3 заявленные требования поддержали.

 Представитель администрации и жилищного управления ФИО4 иск не признала, указав на то, что истицей не представлен полный пакет документов.

 Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.05.2014 иск ФИО2 удовлетворен: на администрацию г.Смоленска возложена обязанность принять истицу и ее дочь ФИО1. на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

 В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на то, что истицей не представлен полный пакет документов и согласие на обработку персональных данных.

 В заседании суда апелляционной инстанции ФИО2 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

 Другие участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, учитывая положения ч.3 ст.167 и ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с правилами ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

 В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

 Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

 Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи таких нанимателей либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

 Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).

 В силу ч. 1 ст. 4 Закона Смоленской области от 13.03.2006 № 6-з «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области» (далее – Закон) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту своего жительства (при наличии многофункционального центра по месту жительства гражданина).

 С заявлением представляются документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 4).

 Заявитель обязан представить в орган, осуществляющий ведение учета, или в многофункциональный центр документы, указанные в пунктах 1, 2 (за исключением правоустанавливающего документа на занимаемое заявителем и (или) членами его семьи жилое помещение, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), 9 и 10 ч. 2 настоящей статьи, а также документы, указанные в пунктах 3, 4 и 7 ч. 2 настоящей статьи, если такие документы отсутствуют в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными нормативными правовыми актами (далее - органы, организации) (ч. 2.2 ст. 4).

 В случае если документы, указанные в пунктах 2 – 7 ч. 2 настоящей статьи, находятся в распоряжении органов, организаций и не представлены заявителем (его представителем) по собственной инициативе, орган, осуществляющий ведение учета, запрашивает такие документы и (или) информацию (за исключением документов, находящихся в распоряжении органа, осуществляющего ведение учета, который приобщает такие документы к заявлению) путем направления межведомственных запросов в органы, организации в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня поступления заявления в орган, осуществляющий ведение учета, в том числе через многофункциональный центр (ч. 2.3 ст. 4).

 Частью 1 ст. 59 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

 При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 2 ст. 59 ЖК РФ).

 Из материалов дела следует, что ФИО2 и ее несовершеннолетние дети ФИО1.,  ФИО 2 являются собственниками комнаты № площадью 12,6 кв.м., расположенной в коммунальной квартире № в доме № по ул. ... по ? доле.

 Согласно справке ОАО «Жилищник» ЖЭУ № от 04.12.2013, копии лицевого счета № от 22.10.2013 в настоящее время в спорной квартире зарегистрированы: истица, ФИО1. (дочь истицы) с 04.08.2011.

 03.09.2013 ФИО2 обратилась в жилищное управление с заявлением о присоединении освободившейся комнаты № в коммунальной квартире № в доме № по ул. ...

 Письмом жилищного управления от 23.09.2013 № истице сообщено, что для рассмотрения вопроса о возможности признания ее семьи малоимущей и предоставления освободившейся комнаты ей необходимо представить пакет документов, в том числе документы, определяющие состав семьи; документы, подтверждающие виды и размер доходов (сведения о размере дохода представляются за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, о признании семьи малоимущей) с указанием всех удержаний, если таковые имеются; документы, подтверждающие состав и стоимость имущества.

 04.12.2013 истица обратилась в названное управление с заявлением о принятии ее с составом семьи из двух человек (истица, дочь) на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с приложением необходимого пакета документов.

 Письмом управления от 10.12.2013 № истице сообщено о необходимости предоставления недостающих документов.

 20.12.2013 истица представила в управление дополнительные документы, необходимые для признания ее семьи малоимущей и постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Письмом управления от 26.12.2013 № истице сообщено о невозможности рассмотрения вопроса о принятии ее семьи на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку последней не представлен полный пакет документов.

 Проанализировав нормы действующего жилищного законодательства, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска, поскольку истицей выполнены все необходимые требования для разрешения вопроса о предоставлении муниципальной услуги, включая предоставление необходимых документов, подтверждающих, что семья истицы относится к числу малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.

 Довод жалобы о том, что истицей не представлен полный пакет документов и согласие на обработку персональных данных, не состоятелен.

 Суд первой инстанции обоснованно указал, что представленные истицей в жилищное управление документы являлись достаточными для решения вопроса о постановке ее семьи на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

 Кроме того, в соответствии с положениями Закона Смоленской области № 6-з, если необходимые документы находятся в распоряжении органов, организаций и не представлены заявителем по собственной инициативе, орган, осуществляющий ведение учета, запрашивает такие документы и (или) информацию путем направления межведомственных запросов в органы, организации. Доказательств, подтверждающих невозможность осуществления запросов для предоставления необходимых документов, ответчиком в порядке ст.ст. 56, 57 ГПК РФ не представлено.

 Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводимые ответчиком при рассмотрении дела и получившие надлежащую правовую оценку суда первой инстанции; не опровергают правильность выводов суда, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

 Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.

 Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые способны повлиять на правильность обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

 При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 мая 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Смоленска – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: