АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Ермакова О.В.
Дело № 33-2852
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Поповой Н.В., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев 28 марта 2018 года в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционным жалобам Отдела МВД России по Куединскому району, ГУ МВД России по Пермскому краю на решение Куединского районного суда Пермского края от 29 декабря 2017 года, которым постановлено:
Административный иск Администрации Куединского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными отказ Отдела МВД России по Куединскому району от 14.09.2017 г. № 11966, отказ ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от 04.12.2017 г. № 10/1-7633 в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости кандидатов в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы.
Обязать Отдел МВД России по Куединскому району, ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю предоставить Администрации Куединского района Пермского края в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели с исключением лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость из представленного списка.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., представителя ГУ МВД России по Пермскому краю, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Администрация Куединского района Пермского края обратилась в суд с административным иском к Отделу МВД России по Куединскому району, ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконными отказов в предоставлении сведений.
В обоснование иска указано, что в целях комплектования корпуса присяжных заседателей и во исполнение Федерального закона № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» Администрация района должна сформировать список кандидатов в присяжные заседатели и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования для Куединского районного суда и Пермского гарнированного военного суда на 2018-2021 годы. Письмами Отдела МВД России по Куединскому району от 14.09.2017 № 11966 и ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от 04.12.2017 № 10/1-7633 в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости кандидатов в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы отказано. Отказы препятствуют администрации района должным образом исполнить обязанности по формированию списка кандидатов в присяжные заседатели.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционных жалобах Отдел МВД России по Куединскому району и ГУ МВД России по Пермскому краю просят решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Указывают, что Отдел и ГУ МВД России по Пермскому краю являются органами государственной власти, следовательно, не могут быть отнесены к категории «Организация», что делает невозможным применение по отношению к ним ч.1 ст. 6 Федерального закона № 113-ФЗ. Правовая форма о наличии (отсутствии) судимости лица составленного, по мнению суда, путем исключения из предоставленного списка лиц, имеющих судимость, без предоставления дополнительной информации о факте осуждения и назначения субъекту персональных данных приговором суда наказания, в целом не предусмотрена действующим законодательством. Из решения не ясно, в какой части и каким именно органом должны быть предоставлены соответствующие сведения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что Администрация Куединского района до марта 2018 года должна сформировать списки присяжных заседателей и запасной список присяжных заседателей для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 г.г.
Администрацией Куединского района в Отдел МВД России по Куединскому району направлен список от 21.07.2017 для уточнения кандидатур в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского военного гарнизонного суда на 2018-2021 годы и исключения из него, в том числе лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость.
Письмом Отдела МВД России по Куединскому району от 16.08.2017 в предоставлении государственной услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости отказано.
Администрацией Куединского района в Отдел МВД России по Куединскому району направлен повторно Список кандидатур в присяжные заседатели от 23.08.2017 для уточнения кандидатур в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского военного гарнизонного суда на 2018-2021 годы и исключения из него, в том числе лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость.
Письмом Отдела МВД России по Куединскому району от 14.09.2017 в предоставлении сведений отказано по мотиву отсутствия правовых оснований предоставления органами внутренних дел РФ сведений о наличии (отсутствии) судимости в отношении кандидатов в присяжные заседатели по запросам исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Указано, что механизм реализации требования п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ определен ч. 2 ст.326 УПК РФ.
Аналогичный запрос от 30.11.2017 направлен Администрацией Куединского района в ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю.
Письмом ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от 04.12.2017 в предоставлении сведений необходимых для формирования Списков кандидатов в присяжные заседатели отказано. В обоснование отказа указано, что проверка исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований кандидатов в присяжные заседатели на наличие (отсутствие) судимости осуществляется вне рамок оказания государственных и муниципальных услуг. Сведения о наличии (отсутствии) судимости в отношении кандидата в присяжные заседатели могут быть получены только судом в порядке, установленном УПК РФ.
Предметом настоящего обжалования являлись ответы Отдела МВД России по Куединскому району от 14.09.2017 и ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю от 04.12.2017.
Разрешая спор и руководствуясь положениями Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ), суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования по соответствующему запросу вправе получать информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, в том числе, предусмотренную частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по данному запросу представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, доводы обеих апелляционных жалоб основаны на неверном толковании материального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость.
В случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ (наличие непогашенной или неснятой судимости), граждане, включенные в список или запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, подлежат исключению из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 5 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны представлять по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
Из системного анализа указанных положений Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ следует, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в целях надлежащего исполнения обязанности по составлению списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, равно как и внесению в данный список изменений и дополнений, наделен правом на получение информации, необходимой для составления списка кандидатов в присяжные заседатели, в том числе, предусмотренную частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ, о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости.
Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования представлять информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
Административными ответчиками созданы препятствия для исполнения административным истцом обязанности по комплектованию корпуса присяжных заседателей и составления списков в присяжные заседатели для Куединского районного суда и Пермского гарнизонного военного суда на 2018-2021 годы, в связи с этим вывод об удовлетворении административного иска Администрации Куединского района Пермского края является правомерным.
Доводы жалобы о том, что Отдел МВД России по Куединскому району и ГУ МВД России по Пермскому краю являются органами государственной власти, следовательно, не могут быть отнесены к категории «Организация», что делает невозможным применение по отношению к ним ч.1 ст. 6 Федерального закона № 113-ФЗ, основаны на ошибочном толковании закона.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ за не представление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи (должностные лица и руководители независимо от их организационно-правовой формы) несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность должностных лиц за непредставление информации для составления списков присяжных заседателей предусмотрена статьей 17.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, понятие должностного, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определено в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции органов государственной власти, является должностным лицом.
В связи с этим применение судом первой инстанции к спорным правоотношениям Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ является правильным.
Доводы жалобы о неисполнимости решения суда (не ясно, в какой части и каким именно органом должны быть предоставлены соответствующие сведения) являются несостоятельными.
Списки кандидатов в присяжные заседатели для исключения из данного списка лиц, имеющих судимость, направлены в адрес ответчиков, являющихся уполномоченными органами для начала административной процедуры по выдаче информации о наличии (отсутствии) судимости, что согласуется с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД России от 07.11.2011 года № 1121 (ред. от 28.06.2016).
Доводы жалобы относительно механизма реализации требования п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ, определенного ч. 2 ст.326 УПК РФ, также несостоятельны.
Проверка наличия обстоятельств, предусмотренных федеральным законом и препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя, возложена на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования на стадии составления списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования. В соответствии с частью 2 статьи 326 Уголовно-процессуального кодекса РФ секретарь судебного заседания или помощник судьи проводят соответствующую проверку уже включенных в список кандидатов в присяжные заседатели в качестве присяжного заседателя в рассмотрении конкретного уголовного дела.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Куединского районного суда Пермского края от 29 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Отдела МВД России по Куединскому району, ГУ МВД России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: