Судья Рудопас Л.В. Дело № 33-2854/2017
Докладчик Минькина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2017 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
Председательствующего Минькиной И.В.
судей областного суда Вишнякова О.В. и Кривулько В.В.
при секретаре Баяновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Агентству по труду и занятости населения Сахалинской области Областное казенное учреждение «Холмский центр занятости населения» о признании незаконным приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице от 30.03.2017 года № 089ПП/17 в части назначения пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице и возложении обязанности назначить размер пособия по безработице как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, с апелляционной жалобой лица, не привлеченного к участию в деле, представителя Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области ФИО2 на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Минькиной И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
20 апреля 2017 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Агентству по труду и занятости населения Сахалинской области Областное казенное учреждение «Холмский центр занятости населения» (далее по тексту Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области ОКУ «Холмский ЦЗН») о признании незаконным приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице от 30.03.2017 года № 089ПП/17 в части назначения пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице и возложении обязанности назначить размер пособия по безработице как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу.
В обоснование иска указала, что относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В марте 2017 года обратилась к ответчику с целью получения услуги по поиску подходящей работы и была зарегистрирована в качестве гражданина, ищущего работу. Однако ответчик своим приказом о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице от 30.03.2017 года № 089ПП/17 года назначил истцу выплату пособия по безработице без учета положений, предусмотренных пунктом 5 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» как лица, ищущего работу впервые по причине того, что истец в период обучения ранее обращался к ответчику за помощью в трудоустройстве на летний период. Истец находит назначение пособия в таком размере неправомерным и нарушающим его права как лица ищущего работу впервые и относящегося к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В связи с изложенным, просит суд признать приказ Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области ОКУ «Холмский ЦЗН» о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице от 30.03.2017 года № 089ПП/17 в части назначения пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице и возложить на ответчика обязанность назначить истцу размер пособия по безработице как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Приказ Агентства по труду и занятости Сахалинской области ОКУ «Холмский ЦЗН» от 30.03.2017 года № 089ПП/17 в части назначения ФИО1 выплаты пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице, признан незаконным. На Агентство по труду и занятости Сахалинской области - ОКУ «Холмский ЦЗН» возложена обязанность назначить ФИО1 с 21.03.2017 года по 20.09.2017 года пособие в размере, установленном как лицу из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущим работу, для Сахалинской области.
Дополнительным решением от 05 сентября 2017 года с ОКУ «Холмский ЦЗН» взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Холмский ГО» (межрайонную ИФНС России № 2 по Сахалинской области) в размере 300 рублей.
На решение Холмского городского суда от 17 мая 2017 года поступили апелляционная жалоба директора ОКУ «Холмский ЦЗН» ФИО3 и апелляционная жалоба директора Агентства по труду и занятости Сахалинской области ФИО2
В апелляционной жалобе представитель Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области ФИО2, указывает, что копии искового заявления, определения суда о возбуждении гражданского дела и назначении судебного заседания в адрес Агентства не направлялись, о времени и месте рассмотрения дела Агентство извещено не было, в связи с чем было лишено возможности принять участие в судебном заседании либо выразить свое отношение по существу исковых требований путем подачи отзыва или возражения на иск. Ссылаясь на пункты Положения, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 28.12.2015 года № 553, Административного регламента, утвержденный приказом Минтруда России от 29.06.2012 года № 10Н, а также Устава ОКУ «Холмский ЦЗН» полагает, что Агентство по труду и занятости Сахалинской области, осуществляя функции по реализации государственной политики в сфере содействия занятости населения, не обладает полномочиями по регистрации безработных граждан и выплате пособий по безработице. Считает, что решением первой инстанции обязанность по назначению истцу пособия возложена на Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области Областное казенное учреждение «Холмский центр занятости населения» неправомерно.
По данному делу судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда 31 октября 2017 года вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с ненадлежащим извещением о месте и времени слушания дела Агентства по труду и занятости Сахалинской области.
На основании определения судебной коллегии от 31 октября 2017 года дело рассматривается по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 подержала заявленные требования к ОКУ «Холмский центр занятости населения». Ответчики ОКУ «Холмский ЦЗН» и Агентство по труду и занятости Сахалинской области, надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассматривая дело по существу заявленных требований, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в области.
Правовое значение для предоставления гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для ищущих работу детей, оставшихся без попечения родителей, имеет факт поиска ими работы как лицами, находящимися в этом статусе.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
Из дела видно, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 сентября 2006 года по 17 июля 2014 года обучалась в МАОУ <данные изъяты>.
31 марта 2017 года поставлена на учет в ОКУ «Холмский центр занятости населения» в качестве безработного и на основании приказа и.о. директора ОКУ «Холмский центр занятости населения» № 089 ПП/17 от 30 марта 2017 года ей назначено пособие по безработице в размере 1190 рублей с 21 марта 2017 года по 20 сентября 2017 года.
Из названного приказа видно, что пособие по безработице истцу было назначено в минимальном размере, предусмотренном статьей 30 Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Из представленных суду документов следует, что ФИО1 является лицом впервые ищущим работу, поскольку ее трудовая деятельность в период обучения в образовательном учреждении в период летних каникул являлась временным трудоустройством, в этот период она имела статус обучающегося, на учёте в качестве безработного не состояла. В силу законодательства о занятости населения, временное трудоустройство несовершеннолетних не является трудоустройством как таковым. Данная мера социальной поддержки направлена на трудовую адаптацию подростков.
Поскольку на момент обращения в ОКУ «Холмский центр занятости населения» 21 марта 2017 года с заявлением о постановке на учет в качестве безработного ФИО1 являлась лицом, впервые ищущим работу, следовательно у нее возникло право на получение пособия по безработице в соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть в размере средней заработной платы, сложившегося в Сахалинской области.
При таком положении заявленные истцом требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Обязанность по назначению и выплате данного пособия законом возложена на территориальный орган занятости населения, в котором истец поставлена на учет в качестве безработного, то есть на ОКУ «Холмский центр занятости населения». Агентство по труду Сахалинской области по заявленным требованиям надлежащим ответчиком не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Агентству по труду и занятости населения Сахалинской области, Областному казенному учреждению «Холмский центр занятости населения» о признании незаконным приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице от 30.03.2017 года № 089ПП/17 в части назначения пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице и возложении обязанности назначить размер пособия по безработице как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Областного казенного учреждения «Холмский центр занятости населения» от 30.03.2017 года № 089ПП/17 в части назначения ФИО1 пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице.
Возложить на областное казенное учреждение «Холмский центр занятости населения» обязанность назначить ФИО1 пособие по безработице в период с 21 марта 2017 года по 20 сентября 2017 года как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, исходя из размера средней заработной платы, сложившейся в Сахалинской области.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Агентству по труду и занятости Сахалинской области отказать.
Председательствующий И.В. Минькина
Судьи: О.В. Вишняков
В.В. Кривулько
Судья Рудопас Л.В. Дело № 33-2854/2017
Докладчик Минькина И.В.