ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2855 от 04.12.2012 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Артамонова Г.А. Дело № 33-2855

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 декабря 2012г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего: Мамоновой Т.И.,

судей: Макаровой С.А., Бабанян С.С.,

при секретаре Молевой Е.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т. И. дело по апелляционной жалобе Корниловой Е.Д. на решение Спасского районного суда от 25 сентября 2012 г., которым постановлено:

Исковые требования Леоновой Е. В. и Федоровой Л. Н. с учетом уточнения удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Спасского района Пензенской области по формированию Списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Спасскому району Пензенской области.

Обязать администрацию Спасского района Пензенской области сформировать Список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Спасскому району Пензенской области, в соответствии с требованиями Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21 марта 2011года N 77.

Признать недействительным сводный Список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Пензенской области, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области № 60 от 15 февраля 2012 года, в части включения в него от Спасского района Пензенской области за Корнилова А. С., Корниловой Е. Д., ФИО1, и за Одинцова С. А., Одинцовой О. Н..

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области сформировать сводный Список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Пензенской области, с учетом Списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Спасскому району Пензенской области, представленного администрацией Спасского района и сформированного в соответствии с требованиями Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21 марта 2011года N 77.

Признать недействительным Список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Пензенской области в 2012 году, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области № 206 от 11 мая 2012 года, в части включения в него от Спасского района Пензенской области за Корнилова А. С., Корниловой Е. Д., ФИО1.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области сформировать сводный Список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Пензенской области в 2012 году, с учетом Списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Спасскому району Пензенской области, представленного администрацией Спасского района и сформированного в соответствии с требованиями Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21 марта 2011года N 77.

Взыскать с администрации Спасского района Пензенской области в пользу Леоновой Е. В. и Федоровой Л. Н. государственную пошлину по <данные изъяты> рублей и судебные расходы на оплату услуг представителя по <данные изъяты> рублей.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т. И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы Леонова Е.В. и Федорова Л.Н. обратились в суд с исками к администрации Спасского района Пензенской области, Корнилову А.С., Корниловой Е.Д., Одинцову С.А., Одинцовой О.Н., связанными с реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а именно:

о признании права истцов Леоновой Е.В. и Федоровой Л.Н. со своими семьями состоять на очереди в соответствии с Порядком формирования органом местного самоуправления Списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области №77 от 21 марта 2011 года;

о признании незаконными действий администрации Спасского района по включению в указанный Список под семью ответчиков Корниловых А.С. и Е.Д. и под семью ответчиков Одинцовых С.А. и О.Н.;

о возложении обязанности на администрацию Спасского района Пензенской области об исключении из Списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с очереди под семью ответчиков Корниловых А.С. и Е.Д. и под семью ответчиков Одинцовых С.А. и О.Н.

В обоснование исковых требований сослались на то, что постановлением главы администрации Спасского района от ДД.ММ.ГГГГ их семьи были включены в областную программу «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 год. В ДД.ММ.ГГГГ семья Федоровой была в списке очередности под , а семья Леоновой - под . Денежные средства на улучшение жилищных условий были выделены первым двум семьям, и соответственно их очередность стала под и . Однако в ДД.ММ.ГГГГ список очередности участников Программы изменился, и семья Федоровой стала значиться под . Первыми в списке оказались семьи Корниловых и Одинцовых, которых включили в программу на основании постановления администрации Спасского района от ДД.ММ.ГГГГ

Полагали, что ответчиком нарушены требования ст.51 ЖК РФ, а также приказа Минздравсоцразвития Пензенской области №77 от 21.03.2011г., согласно которым порядок очередности изменению не подлежит.

Просили суд признать незаконными действия администрации Спасского района Пензенской области по формированию Списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Спасскому району Пензенской области;

обязать администрацию Спасского района сформировать данный Список в соответствии с требованиями «Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Пензенской области от 21 марта 2011года N 77;

признать недействительным сводный Список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Пензенской области, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития Пензенской области № 60 от 15 февраля 2012 года, в части включения в него от Спасского района Корнилова А. С., Корниловой Е. Д., Одинцова С. А. и Одинцовой О. Н., и обязать Минздравсоцразвития Пензенской области сформировать данный сводный Список с учетом Списка молодых семей-участников на 2012 год, представленного администрацией Спасского района и сформированного в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития Пензенской области от 21 марта 2011года N 77;

признать недействительным Список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Пензенской области в 2012 году, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития Пензенской области № 206 от 11 мая 2012 года, в части включения в Список от Спасского района Пензенской области Корнилова А. С., Корниловой Е. Д., ФИО1, и обязать Минздравсоцразвития Пензенской области сформировать данный Список семей- претендентов на 2012 год, с учетом Списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Спасскому району Пензенской области (далее в тексте - Подпрограмма), представленного администрацией Спасского района и сформированного в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития Пензенской области от 21 марта 2011года N 77. (Т.3 л.д.56-57,334).

В судебном заседании истцы на своих требованиях настаивали.

Ответчики Корнилов А.С. и Корнилова Е.Д., Одинцов С.А. и Одинцова О.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки и возражений по иску суду не предоставили.

Дело в порядке ч. 3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.

Представитель ответчика Корнилова А.С. - Патеева Н.С. с исковыми требованиями согласилась, указав, что администрация Спасского района своими действиями нарушила права всех участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», сформировав Список в нарушение требований действующего законодательства, поэтому законные права и интересы участников этой Подпрограммы должны быть восстановлены.

Представители ответчика - администрации Спасского района Силаев Г.И. - начальник отдела по делам молодежи, физической культуре и спорту (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л.д.1) и Ончин О.В. - юрисконсульт юридического отдела (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л.д.27) уточненные иски полностью признали, указав, что при формировании списков очередников по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» первоначально принимали заявления без их регистрации в журнале приема заявлений участников подпрограммы. Участники представляли документы о своей платежеспособности, но решения администрации об их платежеспособности не принимались. Отдельными решениями районной администрации Списки участников Подпрограммы не утверждались. Лишь на первом листе Списка делалась отметка главы администрации об утверждении. Впоследствии данные Списки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлялись в Департамент градостроительства Пензенской области, а в ДД.ММ.ГГГГ в Минздравсоцразвития Пензенской области, где ежегодно формировался сводный Список. Замечаний до ДД.ММ.ГГГГ не было, несколько семей по данным Спискам получили социальные выплаты на приобретение жилья. После ДД.ММ.ГГГГ семьи Федоровых и Леоновых в Списке должны быть первыми. В ДД.ММ.ГГГГ Спасский район не принимал участие в подпрограмме. Однако в ДД.ММ.ГГГГ была принята новая подпрограмма на ДД.ММ.ГГГГ годы. В нарушение существующего Порядка формирования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Пензенской области № 77 от 21.03.2011г., по указанию бывшего главы администрации ФИО2 Список участников Подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ стали формировать по заявлениям участников заново, то есть кто первым обратился, того и включали. Первыми обратились семьи Корниловых и Одинцовых. Поэтому семьи Фёдоровых и Леоновых в данном Списке оказались соответственно за и за . Список молодых семей-участников по Спасскому району на ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Минздравсоцразвития Пензенской области до ДД.ММ.ГГГГ. Был сформирован сводный Список семей-участников, где по Спасскому району первыми значились семьи Корниловых и Одинцовых, и список семей-претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ по Пензенской области, где значилась семья Корниловых. В настоящее время администрация Спасского района без судебного решения не вправе изменять сформированный Список участников.

Представитель ответчика Минздравсоцразвития Пензенской области Лошманова М.В. (по доверенности от л.д.327) иск признала, подтвердив, что администрацией Спасского района при формировании Списков молодых семей-участников Подпрограммы молодая семья не соблюдались требования указанной программы, что привело к нарушению прав истцов.

Суд постановил обжалуемое решение.

Не соглашаясь с решением суда, Корнилова Е.Д. в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, постановленное в нарушение норм материального и процессуального права, поскольку при постановлении судебного решения суд не учел, что их семьей при обращении с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, была полностью соблюдена процедура постановки на учет.

Заявления семей истцов Леоновой и Федоровой датированы одним числом, а приложения к заявлению другим числом, что, по мнению Корниловой Е.Д., свидетельствует о том, что на момент подачи заявления, документов, на основании которых истцы могли быть включены в списки, у них не было, и соответственно день фактической подачи заявления о включении в программу, не соответствует дате указанной в заявлении.

Непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил, как это следует из п.п.»б» п.18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Минздравсоцразвития Пензенской области Лошманову М.В., согласившейся с решением суда, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя исковые требования истцов, суд обоснованно пришел к выводу о том, что права и законные интересы истцов администрацией Спасского района были нарушены.

Материалами дела установлено, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 285 от 13 мая 2006 г., постановлением Главы администрации Спасского района от ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии постановлением от ДД.ММ.ГГГГ семьи Федоровой Л.Н. и Леоновой Е.В. были включены в состав участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ, (Т.1 л.д.16). В судебном заседании также установлено, что в утвержденных списках семьи ответчиков Корниловых и Одинцовых отсутствовали (Т.1 л.д.45). В ДД.ММ.ГГГГ. социальную выплату получили семьи ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, которые были включены Департаментом градостроительства в Список молодых семей - претендентов (Т.3 л.д.211-212).

В ДД.ММ.ГГГГ социальные выплаты получили семьи ФИО7 и ФИО8 (Т.3 л.д.228).

Соответственно, семьи истцов Федоровых и Леоновых на следующий год ДД.ММ.ГГГГ должны быть в Списке первыми.

Однако в ДД.ММ.ГГГГ Спасский район не принимал участие в реализации Подпрограммы, что подтверждается письмами Минздравсоцразвития Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.60, Т.2 л.д.106).

В рамках федеральной целевой программы «Жилище», в соответствии с областной целевой Программой Главой администрации Спасского района были утверждены Муниципальная целевая программа Спасского района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 г.г. (Т.1 л.д.65-75) и долгосрочная целевая программа Спасского района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 г.г. (Т.1 л.д.77-94), которые содержат аналогичные условия для принятия органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи в число участников Подпрограммы.

Приказом Минздравсоцразвития Пензенской области от 21.03.2011г. N 77 (ред. от 15.11.2011) утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году".

Согласно пункту 3 данного Порядка орган местного самоуправления формирует Список по форме согласно приложению к настоящему Порядку и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, представляет его в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области (далее - Уполномоченный орган).

Пунктом 4 Порядка установлено, что в Список включаются молодые семьи, признанные участниками Подпрограммы на 2011 - 2015 годы до 20 августа года, предшествующего планируемому, и не включенные в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Подпрограмме на 2011 - 2015 годы, утвержденный в предшествующем планируемому году приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.

В соответствии с пунктом 5 данного Порядка, Список формируется в следующем порядке:

5.1. Первоочередное право на включение в Список имеют молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и признанные участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (с последующими изменениями) (далее - Подпрограмма на 2002 - 2010 годы), которые включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами признания их, нуждающимися в улучшении жилищных условий;

5.2. После молодых семей, указанных в подпункте 5.1. настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и признанные участниками Подпрограммы на 2011 - 2015 годы, которые включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами признания их, нуждающимися в улучшении жилищных условий;

5.3. После молодых семей, указанных в подпунктах 5.1., 5.2. настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и признанные участниками Подпрограммы на 2002 - 2010 годы. Указанные молодые семьи включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в Подпрограмме на 2002 - 2010 годы;

5.4. После молодых семей, указанных в подпунктах 5.1., 5.2., 5.3. настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и признанные участниками Подпрограммы на 2011 - 2015 годы. Указанные семьи включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в Подпрограмме на 2011 - 2015 годы.

Как установлено материалами дела администрацией района Список молодых семей - участников, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, был сформирован без учета требований «Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21 марта 2011года N 77. Указанное привело к нарушению прав истцов, что послужило основанием для удовлетворения их исковых требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при формировании первоначального Списка молодых семей - участников, изъявивших желание получить социальную выплату на улучшение жилищных условий, истцы необоснованно были включены в указанный список, поскольку к заявлению не был приобщен необходимый пакет документов, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку предметом разрешаемого спора не был.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

В решении суда в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Спасского районного суда от 25 сентября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: