Судья Кяргиева Н.Н.
№ 33-2857/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда
19 июня 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Игошевой Г.Н., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Жуковой С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 марта 2013 года, которым ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по доверенности ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1 является собственником земельного участка, кадастровый номер №..., площадь ... кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <ДАТА> сделана запись регистрации №... (л.д.7).
18 января 2013 года ФИО1 обратился в суд с иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка и исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости.
В обоснование исковых требований указал на превышение кадастровой стоимости земельного участка ... рублей) его рыночной стоимости (... рублей) в пять раз.
В публичной кадастровой карте, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, разрешенным видом использования указано «под иными объектами специального назначения», в то время как он приобретал земельный участок с разрешенным видом использования «для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража».
Просил суд:
-установить рыночную стоимость названного выше земельного участка в качестве его кадастровой стоимости с 30 декабря 2009 года;
-обязать ответчика внести соответствующие изменения и исправления в государственный кадастр недвижимости, исправить техническую ошибку в государственном кадастре недвижимости, в сведениях о земельном участке, указав в качестве разрешенного использования назначение «для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража».
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, его представитель по доверенности ФИО2 поддержал заявленные требования, суду пояснил, что кадастровая стоимость участка затрагивает интересы истца как плательщика земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признал, в представленном отзыве указал, что постановлением Главы г. Вологды от 23 июня 2006 года № 2408 установлен вид разрешенного использования земельного участка «для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража», что не изменялось.
Кадастровая оценка земель населенных пунктов проводилась по состоянию на 01 января 2007 года. Соответственно, изменения в законодательстве, внесенные Федеральным законом № 167 от 22 июля 2010 года, не имеют юридического значения и не могут распространяться на отношения, возникшие до его введения. Постановлением Правительства Вологодской области от 18 января 2013 года № 51 отменено постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области», в связи с чем, сведения о кадастровой стоимости, утвержденные данным постановлением в ГКН, отсутствуют и пересмотру не подлежат.
11 февраля 2013 года на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области № 206 от 27 декабря 2012 года установлена кадастровая стоимость земельного участка истца по состоянию на 18 января 2013 года в размере ... рубля ... копеек.
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями в судебном порядке. Стороны, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка не лишены возможности доказать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. На территории Вологодской области при Управлении Росреестра по Вологодской области приказом Росреестра от 25.10.2012 года № П/472 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда по мотиву неправильного применения судом норм материального права, указывает на необходимость установления кадастровой стоимости равной рыночной.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая также может применяться для определения платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Под рыночной стоимостью в силу Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац введен Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 111-ФЗ) (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) (пункт 3).
Ранее действовавшая редакция части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Вместе с тем законодательство не содержало каких-либо положений, устанавливающих запрет на превышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)» под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (далее также Правила).
Согласно пункту 5 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, несмотря на взаимосвязь рыночной стоимости земельных участков с кадастровой стоимостью земельных участков, в соответствии с действующим законодательством методики установления кадастровой и рыночной стоимости земельных участков различны, также как не тождественны и сами понятия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков.
Результаты определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Из изложенных нормативных актов следует, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, устанавливается не произвольно, а в исключительных случаях - при невозможности установить в процессе государственной кадастровой оценки рыночную стоимость земельного участка путем массовой оценки. Определение рыночной стоимости земельного участка не является безусловным основанием для замены кадастровой стоимости, определенной в установленном порядке, на его рыночную стоимость; рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату проведения массовой оценки земель и должна содержаться в отчете.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения настоящего федерального закона, которым введена в действие статья 24.19 Федерального закона № 1350-ФЗ и пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанной в настоящей части срок.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года №2154, определена по всем кадастровым районам области по состоянию на 01 июля 2007 года.
Кадастровая стоимость земельного участка истца ФИО1 составляла ... рублей.
Поскольку государственная кадастровая оценка земельного участка, принадлежащего истцу ФИО1,, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» произведена 01 января 2007 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ, положения данного Закона, в частности изменения, внесенные в часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
При этом следует отметить, что согласно пунктам 1 и 10 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель данная деятельность осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из пункта 11 Правил следует, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу ФИО1, определена в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области», что требованиям закона не противоречит.
При этом следует отметить, что указанное постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года №2154 признано утратившими силу постановлением Правительства Вологодской области от 18 января 2013 года № 51 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области».
Департаментом имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 вынесен приказ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», который вступил в законную силу со дня его официального опубликования, то есть с 18 января 2013 года. Кадастровая стоимость земельного участка составила 10 956 944 рубля 16 копеек.
Поскольку нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка и исчислении ее из расчета удельного показателя кадастровой стоимости допущено не было, судебная коллегия признает отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований правомерным.
Суд первой инстанции также обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости в части вида разрешенного использования, поскольку вид разрешенного использования «для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража» установлен постановлением Главы г.Вологды от 23 июня 2006 года № 2408 и не изменялся с постановки земельного участка на кадастровый учет с 07 декабря 2006 года, что подтверждается кадастровым планом земельного участка № 24\6-5812.
Решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено. Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Чистякова
Судьи: Г.Н. Игошева
О.Ю. Вершинина