ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2859/19 от 24.07.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Ч. Дело № 33-2859/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 24 июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Белякова А.А.,

судей областного суда Лапшиной Л.Б., Тимофеевой И.П.,

при секретаре Чурбаковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.

апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года по иску ФИО1 к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», указав в обоснование исковых требований, что он обратился в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» по вопросу присвоения звания ему звания «Ветеран труда», приложив Почетную грамоту Командующего Ракетными войсками стратегического назначения и председателя Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России.

Решением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 16 марта 2017 года (протокол от 16 марта 2017 года) истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как Почетная грамота Командующего Ракетными войсками стратегического назначения и председателя Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России не является ведомственным знаком отличия в труде (в службе), дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку Положение о принадлежности Почетной грамоты к ведомственным знакам отличия Вооруженных Сил отсутствует.

С решением истец не согласен, считает его противоречащим Федеральному закону «О ветеранах», закону Астраханской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», поскольку Почетная грамота относится к ведомственным знакам отличия в труде.

Просит суд признать решение Министерства социального развития и труда Астраханской области от 16 марта 2017 года об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязать Министерство социального развития и труда Астраханской области присвоить ему звание «Ветеран труда» с 12 апреля 2017 года и выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, участия в судебном заседании не принимал.

Представитель истца по доверенности - адвокат Аврамук А.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» ФИО2 иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.

Представитель ответчика - Министерства социального развития и труда Астраханской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив возражение на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица председатель Знаменской ТПОО РВСН Профсоюза ВС России ФИО3 полагала, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, полагая, что выводы районного суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований противоречат требованиям законодательства Российской Федерации.

ФИО1, представитель ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск», адвокат ФИО1 - Аврамук А.В. направили в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица Знаменской ТПОО РВСН Профсоюза ВС России, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явился, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО4, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.

Из материалов гражданского дела следует, что истец ФИО1 13 марта 2017 года обратился с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и пакетом документов в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск».

В представленных документах ФИО1 имелась Почетная грамота Командующего Ракетными войсками стратегического назначения и председателя Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России от 4 мая 2012 года, подтверждающая награждение.

В результате рассмотрения на заседании комиссии по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» при министерстве документов истца, было принято решение об отказе ему в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения в связи с несоответствием представленных документов требованиям, указанным в Законе Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44/2006 - 03 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Закон Астраханской области № 44).

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости») ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п. 4 ст. 7 вышеуказанного Закона, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из п. 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону Астраханской области № 44 в редакции от 26 декабря 2016 года, звание «Ветеран труда» присваивается лицам:

- награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным учрежденными в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (далее - ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

- начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

- награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Из выше приведенных норм Закона Астраханской области № 44 следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение определенных условий, в том числе, это награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу).

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

Действующее законодательство не содержит толкования понятия «ведомственный знак отличия в труде», поэтому до внесения соответствующих изменений в законодательные акты, правомерно исходить из того, что для присвоения звания «Ветеран труда» следует учитывать ведомственные знаки, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе указанных органов, министерств и ведомств.

Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в котором указано, что Министр определяет порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах флагов, ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот, а также знаков различия (за исключением знаков различия по воинским званиям), других военных геральдических знаков, порядок утверждения их описаний и рисунков, правила ношения, порядок изготовления и использования предметов военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и других военных геральдических знаков.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 2006 года N 510 «О грамотах Министерства обороны Российской Федерации» утверждено Положение о Почетной грамоте, согласно которому Почетная грамота является ведомственной наградой.

В соответствии с пунктом 2 данного Положения почетной грамотой награждаются: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе; лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на должностях гражданского персонала не менее 5 лет, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей; федеральные государственные гражданские служащие Министерства обороны Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации не менее 5 лет, за безупречную и эффективную гражданскую службу.

Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 349 «О внесении изменений в Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 510» пункт 2 изложен в новой редакции:

Почетной грамотой награждаются: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе;

лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на должностях гражданского персонала не менее 5 лет, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей;

федеральные гражданские служащие Министерства Обороны Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж государственной службы в Министерстве Обороны Российской Федерации не менее 5 лет, за безупречную и эффективную гражданскую службу.

Пункт 5 изложен в новой редакции: награждение Почетной грамотой производится приказом Министра Обороны Российской Федерации по ходатайству непосредственных командиров (начальников), поданным в установленном порядке.

Таким образом, согласно пункту 5 приведенного Положения, действующего в момент награждения истца Почетной грамотой Командующего РВСН, награждение Почетной грамотой (как ведомственной наградой) производилось приказом Министра обороны Российской Федерации по ходатайствам непосредственных командиров (начальников), поданным в установленном порядке (пункт 5 в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 08 мая 2009 г. N 349).

В соответствии с предыдущей редакцией Положения решение о награждении Почетной грамотой принималось в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - Министром обороны Российской Федерации, заместителями Министра обороны Российской Федерации, начальниками служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации и командующими родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации на основании ходатайств непосредственных командиров (начальников), поданных в установленном порядке. Награждение Почетной грамотой оформляется приказом соответствующего должностного лица, принявшего решение о награждении.

ФИО1 награжден Почетной грамотой 4 мая 2012 года приказом Командующего РВСН .

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в силу действующего с 08 мая 2009 года порядка, награждение Почетной грамотой может производиться только приказом Министра обороны Российской Федерации. Следовательно, факт награждения ФИО1 Почетной грамотой, осуществленного не на основании приказа Министра обороны Российской Федерации, не может повлечь возникновение оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия считает ссылки ФИО1 на положения Постановления Правительства Астраханской области № 439-П от 21 декабря 2006 года «О перечне ведомственных знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», предусматривающее возможность присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, выданными Министром обороны СССР или Министерством обороны Российской Федерации, а также командованием родов войск, военных округов и флотов Вооруженных Сил СССР, Российской Федерации,, действовавшее в момент его награждения Почетной грамотой и утратившее силу 14 марта 2017 года в связи с изданием Постановления Правительства Астраханской области от 9 марта 2017 года № 63-П, несостоятельными, поскольку право относить те или иные награды к ведомственным знакам отличия законодательством предоставлено Министерству Обороны Российской Федерации.

Министерство Обороны Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, приказом Министра Обороны Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 349 «О внесении изменений в Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 510», перестало относить Почетную грамоту, выданную Командующими родами войск, к ведомственным знакам отличия.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции не имеется.

Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на примененные судом нормы материального права. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Процессуальных нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся основанием к отмене решения суда, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда