ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-28608/21 от 07.10.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Кучукова Н.В. Дело № 33-28608/21 (2-36/21)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Сибятулловой Л.В.,

судей Мантул Н.М. и Волошиной С.Г.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Зайцевой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Приморско – Ахтарского городского поселения и апелляционной жалобе Гальчун Олега Александровича на решение Приморско - Ахтарского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2021 года;

заслушав доклад судьи Мантул Н.М. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, доводах апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Приморско – Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в суд с иском к Гальчуну Олегу Александровичу об устранении выявленных нарушений при пользовании земельным участком в <Адрес...><Адрес...>.

Обжалуемым решением Приморско – Ахтарского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2021 года иск администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Гальчуну Олегу Александровичу об устранении выявленных нарушений удовлетворен частично.

На Гальчуна О.А. возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 75 кв.м., примыкающий с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером <...>

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района отказано.

На данное решение суда Гальчуном О.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Ссылается на несоответствие представленных истцом доказательств требованиям водного и земельного законодательства. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Не согласившись с судебным решением по мотивам его незаконности и необоснованности, представителем администрации Приморско – Ахтарского городского поселения Приморско – Ахтарского района подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения. В качестве оснований для отмены решения указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права. Заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.

От Гальчуна О.А. в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство об отложении слушания дела в связи с его болезнью и по семейным обстоятельствам. Однако, каких – либо документальных доказательств наличия заболевания суду в обоснование ходатайства представлено не было.

Представитель администрации муниципального образования Приморско – Ахтарский район поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Учитывая изложенное, а также требования закона, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.

Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером <№...> площадью 530 кв.м. с видом разрешенного использования: под объектами индивидуальной жилой застройки», расположенного по адресу: <Адрес...>, является Гальчун О.А.

Как следует из частей 1-3,6-8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего Пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых земель в пределах береговой линии.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (части 3,4 данной статьи).

В соответствии с ч. 18 ст. 65 ВК РФ, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016г. N 377 утвержден порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения, требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2016г. №164.

В соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федераций - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях Соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.6 тех же Правил, уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцам земельных участков.

В соответствии с п.7 тех же Правил, работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.8 тех же Правил, в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.

Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

В соответствии с п.10 вышеназванных Правил при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии.

В соответствии с п. 14 вышеназванных Правил, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).

Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона N-218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федераций на осуществление I государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015г. N 1532.

Согласно пункту 22 Правил в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Проведенной проверкой муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, было установлено, что земельный участок, площадью 75 кв.м., примыкающий с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером 23:25:0104018:22, расположенный между водным объектом и земельным участком с кадастровым номером <№...> самовольно занят.

Данные обстоятельства подтверждается заключением и схемой расположения земельного участка с кадастровым номером <№...> подготовленной <...>».

Из материалов дела также следует, что истцом не указаны границы (координаты) водного объекта общего пользования, в береговой полосе которого Гальчун О.А., якобы, возвел два сооружения (навесы) размерами 8 м на 8м и строение размерами 3.5 м на 5.5 м, расположенного в юго-западном углу земельного участка с кадастровым номером <№...> на береговой линии водного объекта, так как они находятся в границах земельного участка.

Без определения границы водного объекта невозможно установить факт строительства Гальчун О.А. ограждения в 5-ти метровой зоне отчуждения.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (части 3, 4 данной статьи).

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случай и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4.1 статьи 5 Водного кодекса).

Однако истец не предоставил в материалы дела доказательств, что сведения о местоположении береговой линии (границах водного объекта общего пользования) внесены в государственный реестр недвижимости. Кроме того истцом также не представлены данные из водного реестра о природоохранной и санитарной зонах спорного канала, поэтому не имеется оснований полагать, что принадлежащий Гальчуну О.А. земельный участок входит в указанные зоны.

Ограждение находится в границах земельного участка, принадлежащего Гальчуну О.А. на праве собственности.

Согласно ответу Кубанского БВУ, сведения о водных объектах, а также технических сооружениях с типом: «канал», распложенных в <Адрес...> в государственном водном реестре отсутствуют.

Таким образом, требования истца о возложении обязанности на Гальчуна О.А. по обеспечению доступа к участку береговой полосы водного объекта, примыкающему с юго- восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером <№...>, путем сноса двух сооружений (навесов) размерами 8 м на 8м и 3.5 м на 5.5 м, расположенными в юго-западном углу земельного участка с кадастровым номером <№...> на береговой линии водного объекта, а также путем частичного сноса ограждения на расстояние 5 м от уреза воды по юго- западной и северо-восточной сторонам земельного участка с кадастровым номером <№...> так как они находятся в границах земельного участка, обоснованно оставлены судом без удовлетворения.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и статьи 262 Гражданского кодекса РФ, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них.

Судом достоверно установлено, что ответчиком Гальчуном О.А. самовольно занят земельный участок, площадью 75 кв.м., расположенный между водным объектом и земельным участком с кадастровым номером <№...>, примыкающий с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером <№...>, на котором расположено сооружение (навес) 4,5м., возведено ограждение по юго-западной стороне земельного участка с кадастровым номером <№...> а также на данный земельный участок с юго-восточной стороны выступает часть здания (гаража).

При изложенных выше обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, с которым судебная коллегия соглашается, о необходимости частичного удовлетворения уточненных исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского селения Приморско-Ахтарского района к Гальчуну О.А. об устранении выявленных нарушений.

Апеллянт в своей жалобе ссылается на отсутствие в ЕГРН водного объекта и зоны береговой полосы. Однако отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о наличии на спорном земельном участке водного объекта либо о его расположении в границах водоохраной зоны, как и отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре, не свидетельствует о фактическом отсутствии в границах участка береговой полосы водного объекта.

В соответствии со статьей 31 Водного кодекса государственный водный реестр представляет собой лишь систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, который создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации их последствий, не являясь единственным источником сведений о существовании водных объектов и о субъектах права собственности на них.

При этом отсутствие установленных в предусмотренном законом порядке границ не дает права не учитывать размеры соответствующих зон и ограничения по их использованию, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, при подготовке документации по планировки территории, на что применительно к зонам с особыми условиями использования непосредственно указано в части 2 статьи 2 ст. 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом правильно, всесторонне и полно были исследованы доказательства, предмет и основания иска установлены правильно, и судебный спор между сторонами разрешен в соответствии с требованиями норм процессуального и материального права, применимых к спорным правоотношениям.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми, и получили надлежащую правовую оценку.

Оснований для отмены судебного постановления, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Приморско - Ахтарского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2021 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Гальчун О.А. и представителя администрации Приморско – Ахтарского городского поселения - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 октября 2021 года.

Председательствующий Л.В. Сибятуллова

Судьи Н.М. Мантул

С.Г. Волошина