ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2861 от 05.07.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

дело № 33 - 2861 судья Елизаров В.П. 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Золина М.П.,

судей Лозовой Н.В., Кулакова А.В.,

при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

05 июля 2016 года

по докладу судьи Кулакова А.В.

дело по апелляционной жалобе истца Большакова В.Г. на решение Андреапольского районного суда Тверской области от 16 мая 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования Большакова В.Г. к муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом Андреапольского района Тверской области» МУ администрации Андреапольского района Тверской области, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора МУ администрация г. Андреаполя Андреапольского района Тверской области, о признании решения комиссии об отказе в принятии к рассмотрению предложений о цене, и предложений от 14 декабря 2015 года по лотам и недействительными, признании недействительной в протоколах , фразы «В соответствии со ст. 421 и 424 ГК РФ продавец вправе отказаться от заключения договора купли-продажи в случае несогласия с ценой приобретения имущества, предложенной покупателем», признании истца победителем продажи без объявления цены от 11 ноября 2015 года по лотам , признании продажи без объявления цены от 11 ноября 2015 года по лотам и состоявшейся, обязании продавца заключить договоры купли-продажи по лотам , в соответствии с информационным сообщением с истцом, как с победителем продажи без объявления цены, оставить без удовлетворения.»

Судебная коллегия

установила:

Большаков В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом Андреапольского района Тверской области», МУ администрации Андреапольского района Тверской области, третьему лицу администрация г. Андреаполя Андреапольского района Тверской области о признании решения комиссии об отказе в принятии к рассмотрению предложений о цене и протоколов от 14 декабря 2015 года по лотам и недействительными, признании недействительной в протоколах и фразы «В соответствии со ст. ст. 421 и 424 ГК РФ продавец вправе отказаться от заключения договора купли-продажи в случае несогласия с ценой приобретения имущества, предложенной покупателем», признании Большакова В.Г. победителем продажи без объявления цены в соответствии с информационным сообщением от 11 ноября 2015 года по лотам , , признании продажи без объявления цены в соответствии с информационным сообщением от 11 ноября 2015 года по лотам и состоявшейся, обязании продавца заключить договоры купли-продажи по лотам , в соответствии с информационным сообщением от 11 ноября 2015 года с Большаковым В.Г., как с победителем продажи без объявления цены.

Свои требования мотивировал тем, что МУ Комитет по управлению имуществом Андреапольского района Тверской области 11 ноября 2015 года на сайте <данные изъяты> было размещено извещение о продаже без объявления цены недвижимого имущества, в том числе: лот : Административное здание, назначение: нежилое, <данные изъяты>-этажный, общей площадью <данные изъяты> кв. м., КН , адрес объекта: <адрес>; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование для обслуживания административного здания, КН , адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; лот : Административное здание, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв. м., КН , расположенное по адресу: <адрес>, с земельным участком кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, общая площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование для обеспечения деятельности образовательного учреждения, по адресу: <адрес>.

По лотам , , Большаковым В.Г. были почтой направлены заявки на участие в продаже. Все заявки были приняты ответчиком и зарегистрированы. Большаковым В.Г. по лотам , были предложены самые высокие цены. После рассмотрения предложений ответчик не принял к рассмотрению ни одно предложение о цене по лотам , и признал продажу без объявления цены несостоявшейся из-за отсутствия предложения повышения цены с формулировкой «ни одно предложение о цене приобретения имущества не принято к рассмотрению в связи с тем, что цена предложения значительно ниже рыночной». Такое решение ответчика не соответствует требованиям, установленным Законом о приватизации, и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Отказ ответчика в принятии предложений о цене с формулировкой: «ни одно предложение о цене приобретения имущества не принято к рассмотрению в связи с тем, что цена предложения значительно ниже рыночной», противоречит требованиям пункта 1 статьи 24 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, поскольку устанавливает необходимость уплаты неизвестной стоимости имущества, которая оценивается как начальная цена имущества. Комиссия по итогам рассмотренных предложений о цене ни одного претендента покупателем не признала, следовательно, комиссия не могла отказаться от заключения договора купли - продажи на этапе, когда победитель (покупатель) не был определен. В данной ситуации невозможно судить об экономической целесообразности сделки, так как решение о продаже объектов было принято после утверждения бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годы, прогнозируемый доход не включен в бюджет. На сайте в информационных сообщениях и документации к торгам не были указаны стоимости или какие–то минимальные условия цены продажи. Неправомерный отказ комиссии в принятии к рассмотрению его предложений о цене противоречит действующему законодательству и нарушает права Большакова В.Г., как победителя продажи без объявления цены.

Истец Большаков В.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Дяченко Е.Ю. иск не признала, указав, что при продаже спорного муниципального имущества ответчиком были соблюдены все требования законодательства в сфере приватизации имущества. В соответствии с п. 5 ст. 24 Закона № 178-ФЗ подведение итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном органом местного самоуправления. Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549, в отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества является примерным. В связи с этим ответчик при подведении итогов продажи руководствовался также Правилами организации продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тверской области «Андреапольский район», без объявления цены, утвержденными постановлением администрации Андреапольского района от 10 ноября 2015 года . Согласно названным Правилам комиссия по проведению торгов должна принять решение об отказе в принятии к рассмотрению предложения претендента о цене приобретения имущества в случае, если предложение о цене приобретения имущества значительно ниже его рыночной цены и (или) отчуждение такого имущества по предлагаемой цене экономически нецелесообразно. Постановление администрации Андреапольского района от 10 ноября 2015 года не отменено, не признано недействительным или противоречащим законодательству РФ. При приеме заявок и подведении итогов всем участникам продажи были обеспечены равные права. У конкурсной комиссии отсутствует обязанность принятия к рассмотрению любого предложения о цене приобретения имущества.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Большаков В.Г. просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование незаконности решения суда апеллянт указал, что суд не ознакомился с Протоколами определения победителей, где четко написано, что комиссия приняла решение по всем лотам о рассмотрении всех предложений о цене, чего уже достаточно для определения победителя. Для определения победителя комиссия должна принять (допустить) к рассмотрению предложения о цене, что в данном случае комиссия сделала, приняв отдельное решение по каждому предложению о цене их рассмотрения. После принятия решения о рассмотрении всех предложений о цене комиссия рассмотрела все предложения о цене, что также подтверждено протоколами продажи, и уже после этого отказала в принятии к рассмотрению всех предложений о цене. Между тем, законом не предусмотрен отказ на основании рассмотренных предложений о цене, законом предусмотрен отказ только на основании непринятия к рассмотрению предложений о цене с указанием причины отказа. После рассмотрения предложений о цене всех претендентов уже был победитель, который предложил наибольшую сумму, но комиссия по факту отказалась его определять таковым, тем самым не исполнив свою прямую обязанность.

От Комитета по управлению имуществом Андреапольского района Тверской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на несостоятельность доводов жалобы, решение суда предлагается оставить без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Большаков В.Г. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, относительно жалобы, выслушав истца Большакова В.Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда.

Материалами дела подтверждено, что Комитетом по управлению имуществом Андреапольского района Тверской области была организована продажа муниципального имущества без объявления цены в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и ДД.ММ.ГГГГ на сайте <данные изъяты> было размещено извещение о продаже без объявления цены недвижимого имущества.

Согласно Приложению к постановлению администрации Андреапольского района Тверской области от 10 ноября 2015 года форма подачи предложений о цене имущества была закрытая, дата начала приема заявок - 13 ноября 2015 года, дата окончания приема заявок - 08 декабря 2015 года до <данные изъяты> часов.

Для участия в продаже муниципального имущества на приобретение по лоту поступило <данные изъяты> заявок, по лоту поступило <данные изъяты> заявки, по лоту поступило <данные изъяты> заявок. Большаков В.Г. подал заявки на приобретение муниципального имущества без объявления цены (лоты , ), в которых обязался соблюдать требования, указанные в информационном сообщении об организации продажи имущества без объявления цены, опубликованном в официальном печатном издании, порядок продажи имущества без объявления цены.

Большаков В.Г. заявил о своем намерении приобрести за <данные изъяты> рублей административное здание, назначение: нежилое, <данные изъяты>-этажный, инв. , общей площадью <данные изъяты>.м., КН , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв. м., разрешенное использование для обслуживания административного здания, КН , адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; за <данные изъяты> рублей административное здание, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв. м., КН , расположенное по адресу: <адрес>, с земельным участком, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв. м., разрешенное использование для обеспечения деятельности образовательного учреждения, по адресу: <адрес>.

Протоколами об итогах продажи без объявления цены муниципального имущества от 14 декабря 2015 года подтверждено, что комиссия по результатам проведения продажи без объявления цены признала продажу муниципального имущества без объявления цены по лоту и лоту не состоявшейся. Ни одно предложение о цене приобретения имущества не было принято к рассмотрению в связи тем, что цена предложения была значительно ниже рыночной.Отказывая в удовлетворении исковых требований Большакова В.Г., суд первой инстанции исходил из того, что оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договоры купли-продажи по результатам торгов не имеется, поскольку торги фактически проведены не были, в связи с чем у суда не имеется полномочий обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи муниципального имущества, заключение которого возможно только по результатам состоявшихся торгов.

Одним из способов приватизации муниципального имущества в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» является продажа имущества без объявления цены.

Требования к приватизации государственного или муниципального имущества, осуществляемой способом продажи без объявления цены, установлены статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно частям 1-3 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении. Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты). Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в статье 16 настоящего Федерального закона.

В силу части 4 статьи 24 указанного Федерального закона в случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 549 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.

В силу пункта 1 данного Постановления в отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи имущества без объявления цены настоящее Положение является примерным.

Из содержания указанного Положения следует, что организация продажи государственного или муниципального имущества проходит в определенном порядке, включающем несколько этапов, включающих в себя, в том числе прием заявок, прием предложений о цене приобретаемого имущества, принятие решения о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества.

Согласно пунктам 5-7 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549, заявки со всеми прилагаемыми к ним документами направляются продавцу по адресу, указанному в информационном сообщении, или подаются непосредственно по месту приема заявок. Продавец осуществляет прием заявок в течение указанного в информационном сообщении срока. Срок приема заявок должен быть не менее 25 календарных дней. Определенная продавцом дата подведения итогов продажи имущества указывается в информационном сообщении. Форма бланка заявки утверждается продавцом и приводится в информационном сообщении. В заявке должно содержаться обязательство претендента заключить договор купли-продажи имущества по предлагаемой им цене. Предложение о цене приобретения имущества прилагается к заявке в запечатанном конверте. Предлагаемая претендентом цена приобретения имущества указывается цифрами и прописью. В случае, если цифрами и прописью указаны разные цены, принимается во внимание цена, указанная прописью. Претендент вправе подать только одно предложение о цене приобретения имущества. К заявке также прилагаются документы по перечню, указанному в информационном сообщении, и опись прилагаемых документов в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой, с отметкой продавца о приеме заявки и прилагаемых к ней документов, - у претендента.

При приеме заявки продавец: а) удостоверяет личность претендента или его полномочного представителя и проверяет надлежащее оформление документа, удостоверяющего право полномочного представителя действовать от имени претендента; б) рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 8 указанного Положения продавец отказывает претенденту в приеме заявки в случае, если: а) заявка представлена по истечении срока приема заявок, указанного в информационном сообщении; б) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; в) заявка оформлена с нарушением требований, установленных продавцом; г) представлены не все документы, предусмотренные информационным сообщением, либо они оформлены ненадлежащим образом; д) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанный перечень оснований для отказа в приеме заявки является исчерпывающим. Сотрудник продавца, осуществляющий прием документов, делает на экземпляре описи документов, остающемся у претендента, отметку об отказе в приеме заявки с указанием причины отказа и заверяет ее своей подписью. Непринятая заявка с прилагаемыми к ней документами возвращается в день ее получения продавцом претенденту или его полномочному представителю под расписку либо по почте (заказным письмом).

В соответствии с пунктом 9 названного Положения принятые заявки и предложения о цене приобретения имущества продавец регистрирует в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени ее поступления. Зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения. Претендент не вправе отозвать зарегистрированную заявку, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Положения по результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества в порядке, установленном настоящим Положением.

Пунктом 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены предусмотрено, что при продаже имущества без объявления цены покупателем имущества признается: при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение; при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество; при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества - претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.

Из содержания указанного Положения следует, что после приема заявки, по результатам рассмотрения заявок продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества.

Кроме того, Постановлением администрации Андреапольского района Тверской области от 10 ноября 2015 года утверждены Правила организации продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности МО Тверской области «Андреапольский район» без объявления цены, согласно разделу 4 которых комиссия по проведению торгов должна принять решение об отказе в принятии к рассмотрению предложения претендента о цене приобретения имущества в случае, если предложение о цене приобретения имущества значительно ниже его рыночной цены и (или) отчуждение такого имущества по предлагаемой цене экономически нецелесообразно.

Таким образом, для признания торгов состоявшимися комиссией не только должна быть принята к рассмотрению сама заявка, но и предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке. У конкурсной комиссии, вопреки доводам истца, отсутствует обязанность принятия к рассмотрению любого предложения о цене приобретения имущества.

Как установлено судом, заявка истца была принята и зарегистрирована. Рассмотрев заявку, комиссия по приватизации муниципального имущества 14 декабря 2015 года не приняла к рассмотрению предложения Большакова В.Г. о цене приобретаемого имущества ввиду несогласия с предложенной ценой как несоизмеримой с рыночной стоимостью муниципального имущества. Тем самым в заключении договора купли-продажи по лотам и на предложенных истцом условиях отказано.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действующее законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного или муниципального имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязательность заключения договора купли-продажи в случае непринятия собственником имущества условия о цене приобретения и право претендента понуждать продавца к заключению договора на условиях предложенной им цены.

Доводы апелляционной жалобы об обязанности продавца при продаже имущества без объявления цены принять любое предложение о цене, и в случае приема одной заявки продать имущество по предложенной в этой заявке цене, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих приватизацию государственного и муниципального имущества.

Покупателем имущества в порядке, установленном пунктом 12 указанного Положения, может быть признан только тот претендент, предложение которого о цене приобретения имущества принято к рассмотрению.

Поскольку предложение истца о цене приобретения имущества ответчиком к рассмотрению принято не было, постольку оснований для признания истца покупателем имущества, победителем торгов и заключения с ним договора-купли продажи не имелось.

Целью проводимых торгов, вопреки позиции истца, является не продажа муниципального имущества по любой цене, а установление объективных цен на товары (работы, услуги).

Принятое комиссией решение закону не противоречит. Оснований для удовлетворения исковых требований Большакова В.Г. не имеется. Нарушений его прав при организации продажи муниципального имущества без объявления цены не допущено, обязанности заключить с истцом договор купли-продажи муниципального имущества у ответчика не возникло.

Доводы жалобы о том, что комиссия приняла решение по всем лотам о рассмотрении всех предложений о цене, что подтверждено протоколами продажи, и после этого отказала в принятии к рассмотрению всех заявлений о цене, судебная коллегия отклоняет.

Как следует из протоколов об итогах продажи (лоты , ) предложение истца о цене приобретения имущества ответчиком к рассмотрению принято не было, а фраза «по результатам рассмотрения представленных документов комиссией приняты следующие решения о рассмотрении предложений о цене по каждой зарегистрированной заявке…» свидетельствовала только о переходе комиссии к следующему этапу продажи – вскрытию конвертов.

По существу доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании закона и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Андреапольского районного суда Тверской области от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Большакова В.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий М.П. Золин

Судьи Н.В. Лозовая

А.В. Кулаков