ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2862/20 от 13.07.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Волкова С.Ю. Дело № 33-2862/2020 (2-714/2019)

25RS0030-01-2019-000984-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Завальной Т.Ю.

судей Юдановой С.В., Прасоловой В.Б.,

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасанского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Базис» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя администрации Хасанского муниципального района

на решение Хасанского районного суда Приморского края от 09 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Юдановой С.В., выслушав мнение прокурора Рогалева А.Е., представителя администрации Хасанского муниципального района Приморского края ФИО1, представителя ООО «Базис» ФИО2, судебная коллегия

установила:

прокурор Хасанского района Приморского края обратился в суд с названным иском, указав, что в собственности муниципального образования Хасанского муниципального района Приморского края находится сооружение - свалка, площадью 20000 кв.м, расположенное по адресу <адрес>, пгт. Славянка в 1300м по направлению на запад от ориентира высота с отметкой , расположенного за пределами участка. Данная свалка (полигон) является единственным местом для захоронения твердых отходов на территории Хасанского муниципального района. В настоящее время свалка (полигон) находится в пользовании ООО «Базис» на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Хасанского муниципального района и ООО «Базис» договора аренды на пользование вышеуказанным муниципальным имуществом. Основанием для заключения договора аренды послужило постановление администрации Хасанского муниципального района от 04 июня 2010 года № 507 «О предоставлении муниципальной преференции». Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ срок аренды муниципального имущества по договору от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при реализации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, установлено, что на полигоне в ненадлежащем состоянии находятся заградительные опоры с сетью, предназначенные для недопущения загрязнения лёгкими фракциями твердых бытовых отходов, территории, опоры лежат на земле. Рабочая зона выгрузки мусорных масс полностью не огорожена на выезде с полигона имеется предусмотренная контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, однако контроль за транспортом, выезжающим с полигона не организован, по этой причине мусоровозы выезжают с территории полигона минуя контрольно-дезинфицирующую установку. На территории полигона полностью отсутствует освещение, электрические сети к территории полигона не проведены. Непринятие администрацией Хасанского муниципального района, как собственником полигона и лицом, в полномочия которого входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, мер по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на полигоне твердых коммунальных отходов может повлечь негативные последствия, как для населения, так и для единого регионального оператора. Просил обязать администрацию Хасанского муниципального района принять меры по приведению полигона в соответствие с требованиями п.4.2, п.5.3 СП 2.1.7.1038-01, п.4.4 СаНПиН 2.17.1322-03, а именно: установить около места разгрузки и складирования твердых бытовых отходов переносные сетчатые ограждения; принять меры по организации освещения на территории хозяйственной зоны полигона, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО «Базис» организовать надлежащее исполнение требований п.4.3 СП 2.1.7.1038-01, предусматривающего выезд транспорта с полигона через контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России, в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Хасанского муниципального района принять меры по приведению полигона в соответствие с требованиями п.4.2, п.5.3 СП 2.1.7.1038-01, п.4.4 СаНПиН 2.17.1322-03, а именно: принять меры по бетонированию территории хозяйственной зоны полигона, организации освещения на данной территории и установке легкого ограждения, а также оснастить полигон приборами весового контроля, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО «Базис» организовать надлежащее исполнение требований п.4.3 СаНПиН 2.17.1038-01, предусматривающего выезд транспорта с полигона через контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России, в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора уточненные требования поддержал.

Представитель администрации Хасанского муниципального района Приморского края возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу. Обязанность по надлежащему содержанию полигона возлагается на ООО «Базис», как арендатора имущества. Требования по установке прибора весового контроля являются преждевременными, поскольку приказом Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 20 марта 2019 года № <...>/6 утвержден План мероприятий по переходу к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на территории Приморского края на 2019 год. Согласно указанному плану, органы местного самоуправления в срок до 01 декабря 2019 года обязаны оснастить полигоны под захоронение твердых коммунальных отходов, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов, приборами весового контроля.

Представитель ООО «Базис» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что общество приняло от администрации Хасанского муниципального района в пользование свалку, а не полигон бытовых отходов. Также отсутствует проект, который бы определял эксплуатацию полигонов с использованием технической зоны. Не ясно, на какой конкретной территории полигона должно быть установлено освещение, ограждение, почему территория должна быть забетонирована, а не заасфальтирована. Для обработки выезжающих автомашин используется дезинфицирующее средство «Ган» и доказательств, что оно не соответствует разрешенным Минздравом России средствам, не представлено.

Представитель КГУП «Приморский экологический оператор» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, указав, что 02 июля 2019 года по результатам конкурсного отбора между Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и КГУП «Приморский экологический оператор» заключено соглашение №1/6 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края». В соответствии с пунктом 22 соглашения, деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная соглашением, начинается на территории Приморского края с 1 января 2020 года, то есть в настоящее время КГУП «Приморский экологический оператор» не осуществляет деятельность регионального оператора, а ведет подготовительную работу к 2020 году. В настоящий момент между ООО «Базис» и КГУП «Приморский экологический оператор» не имеется договорных отношений, на 2020 год также договор не заключен, поскольку ООО «Базис» не установлен тариф на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов.

Представитель Федеральной Службы по надзору в сфере Природопользования Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора в Приморском крае в судебное заседание не явился, суд, сославшись на надлежащее извещение, рассмотрел дело в его отсутствие.

Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Хасанского района удовлетворены. На администрацию Хасанского муниципального района возложена обязанность принять меры по приведению полигона твердых бытовых отходов, местоположение: Хасанский район Славянка, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов за № , приказ Роспотребнадзора № 592 от 25 сентября 2014 года в соответствие с требованиями пунктов 4.2, 5.3 Свода Правил 2.1.7.1038-01, пункта 4.4 СанПин 2.17.1322-03 по бетонированию территории хозяйственной зоны полигона, организации освещения хозяйственной зоны, установке легкого ограждения по периметру территории полигона, оснащению полигона приборами весового контроля в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. На ООО «Базис» возложена обязанность организовать исполнение требований п.4.3 Свода Правил 2.1.7.1038-01, предусматривающего выезд транспорта с полигона через контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу.

С указанным решением не согласился представитель администрации Хасанского муниципального района, им подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования Хасанского муниципального района Приморского края находится сооружение - свалка, площадью 20000 кв.м, расположенное по адресу <адрес>, пгт. Славянка в по направлению на запад от ориентира высота с отметкой , расположенного за пределами участка.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Хасанского муниципального района и ООО «Базис» заключен договор аренды указанного объекта. Дополнительным соглашением к договору срок аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Основаниями для заключения договора аренды и последующего продления его срока послужили постановления администрации Хасанского муниципального района о предоставлении ООО «Базис» преференции для оказания услуг по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ в государственный реестр объектов размещения отходов включен, находящийся в пользовании ООО «Базис» полигон ТБО по адресу: <адрес>, .

Разрешая спор, суд исходил из того, что данный объект размещения с сентября 2014 года является полигоном ТБО. Установив наличие нарушений в эксплуатации полигона, а также нарушение требований Свода Правил 2.1.7.1038-01, СанПин 2.17.1322-03, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, приняты с учетом требований ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12,13 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации Хасанского муниципального района о том, что орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются в силу следующего.

Судом достоверно установлено, что переданное в аренду ООО «Базис» имущество (территория свалки), фактически по своим характеристикам является полигоном ТБО, поскольку на момент проверки сооружение использовалось ООО «Базис» в целях осуществления деятельности по приемке, переработке и размещению бытовых и промышленных отходов.

В нарушение п.4.2, п.5.3 СП 2.1.7.1038-01, п.4.4 СаНПиН 2.17.1322-03, а территория полигона не имеет бетонированного покрытия территории хозяйственной зоны, на данной территории не организовано освещение, отсутствует легкое ограждение, а также полигон не оснащен приборами весового контроля.

Обязанность по надлежащему содержанию объекта возлагается на орган местного самоуправления как собственника имущества.

Ссылка в жалобе на неправомерное возложение обязанности по оснащению полигона приборами весового контроля, является несостоятельной.

Такая обязанность возлагается на собственника имущества в силу требований п. 2.3 СанПиН 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», предусматривающих обеспечение контроля за составом поступающих отходов, их круглосуточным учетом, контролем за распределением отходов в работающей части полигона.

Таким образом, ведение учета поступающих отходов возможно при наличии на территории полигона специальных технических средств, в том числе приборов весового контроля.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Хасанского районного суда Приморского края от 09 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Хасанского муниципального района Приморского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи