ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2864/2021 от 20.04.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Гусева Л.В.

Дело № 33-2864 /2021

(2-88/2020)

УИД 22MS0112-01-2020-003135-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Барнаул

20 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

ФИО1,

ФИО2, Назаровой Л.В.,

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Р.Т.В.

на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 19 января 2021 года по гражданскому делу

по иску Акционерного общества «Эко-Комплекс» к Р.Т.В. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

и встречному иску Р.Т.В. к АО «Эко-Комплекс» о признании договора недействительным, требований об оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными.

Заслушав доклад судьи Назаровой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

АО «Эко-Комплекс» обратился с иском к Р.Т.В. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в обоснование указав следующее.

Р.Т.В., как собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Алтайского края, обязана нести бремя содержания принадлежащего ей имущества, в том числе, производить оплату за коммунальные услуги, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). АО «Эко-Комплекс» является региональным оператором по обращению с ТКО в Барнаульской зоне на основании Соглашения от 01.06.2018 года №414/18-ДО, заключенного с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. Срок действия соглашения – 3 года.

На территории Тальменского района Алтайского края от имени регионального оператора АО «Эко-Комплекс» услуги по обращению с ТКО оказывает ООО «Чистый поселок» на основании договора №Ф.2018.654721.

Ответчик обязан был заключить договор с региональным оператором на оказание услуги по обращению с ТКО, однако эту обязанность не выполнил, в связи с чем, в отношении ответчика действуют условия публичного договора, соответственно, ответчик обязан оплачивать оказанные ему услуги.

Размер платы за обращение с ТКО установлен в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года №505, исходя из нормативов накопления – 0,121 куб.м. на человека в месяц, утвержденных Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов №215 от 19.10.2017 года. В период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года начисления за оказание услуг по обращению с ТКО производились в размере 377 рублей 50 коп. за 1 куб.м.

Ответчик услугу не оплачивает, образовалась задолженность за период с 01.01.2019 года по 11.07.2020 года в сумме 5397 рублей 18 коп., которую истец просит взыскать с ответчика.

Кроме того, в соответствии с п.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ ответчику по состоянию на 05.04.2020 года начислена пеня в сумме 324 рубля 08 коп., которую истец просил взыскать с ответчика, а также пеню по дату фактического исполнения обязательств, почтовые расходы в размере 60 рублей и расходы по госпошлине.

До предъявления иска истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, судебный приказ был вынесен, но затем отменен на основании заявления Р.Т.В.

Ответчиком Р.Т.В. предъявлен встречный иск к АО «Эко-Комплекс» о признании договора недействительным, требования об оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными.

Р.Т.В. указывает, что ее волеизъявления на заключение договора с истцом на оказание услуги по обращению с ТКО не было. Договор был заключен истцом в одностороннем порядке, поэтому следует его признать недействительным. Отказаться от заключения договора в установленном законом порядке она не имела возможности, так как не имеет доступа к сети «Интернет», где размещалась информация о порядке и условиях заключения такого договора. О заключении АО «Эко-Комплекс» с ней договора узнала, получив исковое заявление. Считает, что не должна оплачивать услугу, так как она фактически ей не оказывалась. Она вправе самостоятельно заключить такой договор не только с истцом, но с любым другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации ТКО. Кроме того, при заключении с ней договора истец нарушил закон «О персональных данных», произведя их обработку без ее согласия. Просит взыскать с истца судебные расходы – 400 рублей за уплату госпошлины при подаче встречного иска.

Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 19 января 2021 года исковые требования Акционерного общества «Эко-Комплекс» к Р.Т.В. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворены.

Постановлено взыскать с Р.Т.В. в пользу Акционерного общества «Эко-Комплекс» задолженность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 30.06.2020 года в сумме 5397 рублей 18 коп., пеню по состоянию на 05.04.2020 года в размере 324 рубля 08 коп., расходы по госпошлине в сумме 400 рублей, почтовые расходы в сумме 60 рублей. Итого взыскать: 6181 рубль 26 коп.;

взыскать с Р.Т.В. в пользу Акционерного общества «Эко-Комплекс» пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка России, действующей на дату погашения основного долга, начисляемой на сумму остатка неисполненных обязательств по основному долгу, начиная с 06.04.2020 года по день полного погашения суммы основного долга.

Р.Т.В. в удовлетворении встречных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик (истец по встречному иску) Р.Т.В. полагает решение незаконным. Полагает неправильным толкование ч. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, которая накладывает на потребителя услуг обязанность заключения договора именно с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО. Полагает, что ст. 39 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО» потребителю предоставлено право выбора с кем заключать такой договор, она не обязывает потребителя заключить такой договор конкретно только с региональным оператором.

Указывает, что АО «Эко-Комплекс» совершает передачу персональных данных, не имея на то согласия субъекта персональных данных.

Считает, что в силу ст. 4 «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством, соответственно по п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Данные нормы судом не были учтены. Между тем ответчик сообщает, что по собственному усмотрению разделяет отходы, сдает в пункты приема для вторичной переработки, получая денежное вознаграждение, органические отходы компостирует на собственном земельном участке, личные вещи передает в благотворительные фонды. В связи с этим в услугах регионального оператора по обращению с ТКО АО «ЭКО –Комплекс» не нуждается. Поскольку предмет договора отсутствует, он является незаключенным и фактически отсутствующим.

Указывает, что, вопреки выводам суда никаких конклюдентных действий для заключения договора на оказание услуг по обращения с ТКО не совершала.

Считает, что истец, имея адресные данные абонента не направило непосредственного обращения с целью заключения договора с ответчиком, не были использованы все доступные способы извещения, чем истец нарушил Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

В нарушение п. 28 Постановления Правительства РФ истец не принял во внимание заявление об отказе в услугах, нарушил условие типового договора о возможности расторжения договора до окончания срока его действия по соглашению сторон, в связи с чем ответчик обратилась с иском о признании его недействительным.

Настаивает на том, что поскольку факт оказания услуги обращения с ТКО истцом не доказан, воли ответчика на заключения договора выражено не было, оплат услуг не производилось, то договора между истцом и ответчиком не было. С учетом изложенного ответчик просила отменить решение суда и принять новое решение.

В суде апелляционной инстанции Р.Т.В. на удовлетворении жалобы настаивала, по доводам, изложенным в ней, представитель истца «АО «Эко-Комплекс» полагал апелляционную жалобу необоснованной.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Р.Т.В. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес> Алтайского края, в котором постоянно зарегистрировано в спорный период 7 человек.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне (в том числе на территории Тальменского района Алтайского края) с января 2019 года является АО «Эко-Комплекс» на основании Соглашения от 01.06.2018 года №414/18-ДО, заключенного с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. Срок действия соглашения – 3 года (до 31.05.2021 года).

На основании договора № Ф.2018.654721 ООО «Чистый поселок» оказывает услуги по обращению с ТКО в границах Тальменского района Алтайского края от имени регионального оператора. В период с января 2019 г. по дату обращения с иском истец АО «ЭКО –Комплекс» оказывает ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Суд пришел к выводу, что поскольку ответчик Р.Т.В. не заключила индивидуальный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, такая услуга оказывается ей на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 путем совершения потребителем конклюдентных действий, поскольку действия по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе осуществлять только региональный оператор.

В соответствии с ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Суд пришел к выводу, что обязанность договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена законом - ст. 153, ч.3 ст.154 ЖК РФ ч.4, 5 ст.24.7 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в связи с чем отказал в удовлетворении встречных исковых требований.

Принимая во внимание, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является платной, для всех жителей Алтайского края установлены одинаковые тариф и нормативы накопления твердых коммунальных отходов, учитывая, что за период с января 2019 года по июнь 2020 года услуга Р.Т.В. не оплачена, суд признал исковые требования АО «Эко-Комплекс» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расчет оплаты произведен истцом в соответствии с тарифами и нормативами накопления, установленными Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов №589 от 18.12.2018 года, с учетом последующих изменений, внесенных Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019 года №46 и от 20.12.2020 года №575, признан верным, также правильным признан расчет пени по состоянию на 05.04.2020 года в размере 324 рубля 08 коп.

Относительно требования о взыскании с Р.Т.В. пени по дату фактического исполнения обязательств, с учетом разъяснений, приведенных в Обзоре №2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установившего мораторий на взыскание неустойки (штрафа, пени) за неоплату коммунальных платежей с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года, суд пришел к выводу, что поскольку судебное решение принимается после истечения моратория на начисление неустойки, то данное требование истца подлежит полному удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда относительно отсутствия оснований для удовлетворения встречного иска Р.Т.В. ввиду следующего.

В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В соответствии с ч.3 ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Как следует из действующих в спорный период Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).

В соответствии с ч.4, 5 ст.24.7 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

На основании п. 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Материалами дела подтверждается, что предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено АО «Эко-Комплекс» в газете «Алтайская правда» от 09.10.2018 № 188 и на официальном сайте https://www.eco-komplex22.ru/ в информационной сети «Интернет».

В связи с чем довод жалобы о ненаправлении истцом предложения о заключении договора по адресу ответчика, известному истцу, отклоняются судебной коллегией, поскольку установленная обязанность по оповещению потребителей о необходимости заключения договора исполнена истцом, как региональным оператором, в установленном законом порядке.

Материалами дела подтверждается, что ответчик своевременно не заключил письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО относительно жилого дома по <адрес>, в связи с чем истец, руководствуясь указанными положениями правовых актов, оказывал услуги в соответствии с типовым договором. Соответственно договор между истцом и ответчиком по форме типового договора заключен 06.11.2018 г.

Вопреки доводам жалобы, отсутствие подписанного сторонами договора не свидетельствует о необоснованности начисления коммунальной услуги по обращению с ТКО.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частью 9 статьи 155 ЖК РФ самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по утилизации, обезвреживанию ТКО является лицензируемой, деятельность по утилизации ТКО без лицензии подпадает под действие ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

В связи с чем довод жалобы о том, что истец как собственник бытовых отходов самостоятельно распоряжается ими по своему усмотрению, утилизируя часть отходов на своем земельном участке и т.п. отклоняется судебной коллегией как необоснованный.

Ссылка ответчика на положения п. 39 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами на заключение договора с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, основана на неверном понимании норм права, в связи с чем не влечет отмены решения в указанной части, доказательств заключения договора на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с иными лицами, ответчик не представил.

Довод жалобы о том, что АО «Эко-Комплекс» совершает передачу персональных данных, не имея на то согласия субъекта персональных данных, основанием для отмены решения не является, поскольку вопрос о соблюдении условий сохранности, использования и т.п. персональных данных ответчика предметом иска и встречного иска не являлся.

Согласно п. 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Следовательно, вопреки доводам жалобы, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами предоставляют возможность потребителям на мотивированный отказ от подписания договора, в редакции, направленной региональным оператором, при отсутствии согласованной редакции договора, отношения потребителя и регионального оператора регулируются типовым договором.

Довод о недоказанности факта оказания услуг истцом опровергается представленными по делу доказательствами, в том числе сведениями, созданными с помощью аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая, вопреки доводам жалобы, в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, в силу п. «г» ч.1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 специально установлена на транспорте, перевозящем твердые бытовые отходы, в том числе к адресу ответчика.

Ссылки заявителя жалобы на то, что судом неверно применены нормы материального права судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Поскольку доводы жалобы сводятся к отсутствию оснований для оплаты оказанных истцом услуг, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда об отказе в удовлетворении встречного иска, наличии оснований для взыскания оказанных услуг, в том числе в соответствии с расчетами задолженности по оплате услуг и расчетом пеней, начисленных по 5 апреля 2020 года, которые соответствуют периоду просрочки и установленным тарифам по оплате вывоза ТКО, тем не менее, усматривает наличие ошибочного подхода суда к определению периода возможной к начислению неустойки в период пандемии коронавируса, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для изменения решения суда в части.

Как указано выше, со ссылкой на разъяснения «Обзора №2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» суд пришел к выводу, что с учетом моратория на исчисление и взыскание неустоек за несвоевременную уплату коммунальных услуг, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2020 года, с учетом того, что рассмотрение дела по существу производится после окончания периода моратория, то имеются основания для взыскания пеней по дату фактического исполнения обязательств. В результате судом принято решение, в том числе о взыскании с Р.Т.В. в пользу АО «Эко-Комплекс» пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка России, действующей на дату погашения основного долга, начисляемой на сумму остатка неисполненных обязательств по основному долгу, начиная с 06.04.2020 года по день полного погашения суммы основного долга.

Вместе с тем положения п. п. 3-5 Постановления № 424 предусматривают возможность начисления и взыскания неустойки в порядке, установленном жилищным законодательством, за весь период просрочки, исключая период действия моратория, о чем и указано в ответе на вопрос № 7 названного Обзора №2. Во взыскании неустойки, начисленной за период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года, следует отказать в силу ст. 18 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Таким образом, в данной части решение суда подлежит изменению, а именно следует взыскать с Р.Т.В. в пользу АО «Эко-Комплекс» пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка России, действующей на дату погашения основного долга, начисляемую на сумму остатка неисполненных обязательств по основному долгу, начиная со 02.01.2021 года по день полного погашения суммы основного долга.

С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика подлежит частичному удовлетворению, а решение – изменению в части взыскания неустойки, начисляемой до момента фактического исполнения обязательства.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тальменского районного суда Алтайского края от 19 января 2021 года изменить, изложив первый и третий абзацы резолютивной части в следующей редакции:

«Исковые требования Акционерного общества «Эко-Комплекс» к Р.Т.В. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить в части.»,

«Взыскать с Р.Т.В. в пользу Акционерного общества «Эко-Комплекс» пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка России, действующей на дату погашения основного долга, начисляемой на сумму остатка неисполненных обязательств по основному долгу, начиная с 02.01.2021 года по день полного погашения суммы основного долга. В удовлетворении остальной части требований АО «Эко-Комплекс» отказать.».

Председательствующий

Судьи