ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2868/2015 от 19.08.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья .. Дело № 33-2868/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 19 августа 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.,

судей областного суда: Ожеговой И.Б., Радкевича А.Л.,

при секретаре: Б.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по апелляционной жалобе Буйновской Виолетты Анатольевны

на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ

по исковому заявлению ФИО2 к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Ахтубинского района» и агентству по занятости населения Астраханской области о признании отказа в назначении пособия по безработице незаконным, назначении пособия по безработице, включении периодов в страховой стаж, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась с иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОКГУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» для постановки на учет в качестве безработной, представив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ директором учреждения вынесен приказ № «Об отказе в признании гражданина, обратившегося в целях поиска подходящей работы, безработным». Основанием для отказа указано предоставление ею документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, предоставление других недостоверных данных, поскольку представленная ею справка содержит сведения о нулевом доходе, тогда как в трудовой книжке она значится как работающая. Считает отказ незаконным, поскольку такого рода сведения она не представляла, просит признать приказ и действия руководителя по его изданию незаконными, возложить на руководителя ОКГУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» обязанность отменить указанный приказ, признать ее безработной с ДД.ММ.ГГГГ с назначением с указанной даты минимального размера государственного пособия <данные изъяты> рублей, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решении суда, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей и в возврат госпошлины <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании ФИО2 иск поддержала.

Представитель ОГКУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» ФИО3, представитель агентства по занятости населения Астраханской области ФИО4 иск не признали.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене решения, поскольку вынесенным судом решением нарушены ее права, предусмотренные Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Считает, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, что повлекло вынесение по делу незаконного и необоснованного решения.

В возражениях ОГКУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, решение районного суда – законным и обоснованным.

На заседание коллегии представитель ОГКУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.

Заслушав докладчика, объяснения ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, представителя агентства по занятости населения Астраханской области ФИО5, возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения решении суда как вынесенного при неправильном применении норм материального права.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в статье 7 (часть 1) предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ст. 7 ч. 2, ст. 37 ч. 3, ст. 39 ч. 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства.

Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (пункт 2).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ОГКУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

ДД.ММ.ГГГГ директором учреждения вынесен приказ № , которым заявителю отказано в признании безработной на основании пунктов 1, 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по причине предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, предоставления других недостоверных данных.

Недостоверность сведений, по мнению ответчика, заключается в том, что, будучи в ДД.ММ.ГГГГ году трудоустроенной, ФИО2 представила справку о нулевом доходе за указанный период.

Соглашаясь с доводами ответчика, суд признал отказ обоснованным, сославшись в обоснование своих выводов на нормы трудового законодательства, оставив без внимания следующее.

Одним из препятствий для признания гражданина безработным части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» названо предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработным. Указанные документы должны влиять на доказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина.

Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО2, состоящая в членстве <данные изъяты> специализированной коллегии адвокатов, имела за ДД.ММ.ГГГГ год доход.

Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определены, в частности, понятие, права и обязанности адвоката, организация адвокатской деятельности и адвокатуры.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом № 63-ФЗ порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность (статья 2). Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона № 63-ФЗ адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 63-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 63-ФЗ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 4).

Отсюда следует, что на деятельность адвокатов не распространяются положения Трудового кодекса Российской Федерации, на что сослался суд и ссылаются ответчики, они не принимаются на работу на основании трудовых договоров и не увольняются с работы, им не устанавливается гарантированная ежемесячная оплата труда.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (статья 25). Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Одним из существенных условий соглашения являются условия и размер выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что получение адвоката дохода в виде гонорара, напрямую зависит от воли самого адвоката, что не исключает возможности иметь за определенный период нулевой доход.

Коллегия адвокатов выступает налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Она производит исчисление, удержание и перечисление за своих адвокатов НДФЛ с гонорара конкретного адвоката, а также ЕСН и фиксированного платежа на пенсионное обеспечение.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о незаконности действий ответчика по отказу в признании ФИО2, обратившейся в целях поиска подходящей работы, безработной, а поэтому ее требования о признании приказа незаконным, возложении на ответчика обязанности признать ее безработной с ДД.ММ.ГГГГ с назначением с указанной даты минимального размера государственного пособия <данные изъяты> рублей коллегия считает подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд не вправе подменять собой государственный орган либо учреждение, возлагать на себя исполнение их функций, а поэтому в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решении суда судебная коллегия считает заявленными излишне, поскольку, издав приказ о признании истца безработной, ОГКУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» обязан совершить все юридически значимые действия в рамках предоставленных полномочий.

Что касается требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, то судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения иска в этой части.

В соответствии с частью 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из содержания приведенной нормы усматривается, что компенсация морального вреда предусмотрена законом только за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При нарушении имущественных прав компенсация морального вреда применяется лишь в специально предусмотренных законом случаях (статья 1099 ГК РФ). В рассматриваемом случае незаконный отказ ответчика в признании гражданина безработным, а также в выплате пособия нельзя отнести к нарушению личных неимущественных прав либо к посягательствам на нематериальные блага. По заявленным требованиям имущественного характера закон не предусматривает компенсацию морального вреда.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить заявление ФИО2 о взыскании с ответчика в ее пользу уплаченной в рамках рассматриваемого спора государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, что основано на положениях главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение. Исковые требования ФИО2 к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Ахтубинского района» и агентству по занятости населения Астраханской области о признании отказа в назначении пособия по безработице незаконным, назначении пособия по безработице, включении периодов в страховой стаж, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Приказ ОГКУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.

Обязать ОГКУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» издать приказ о признании ФИО2, обратившейся в целях поиска подходящей работы, безработной с ДД.ММ.ГГГГ с назначением с указанной даты минимального размера государственного пособия <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ОГКУ «Центр занятости населения Ахтубинского района» в пользу ФИО2 в возврат государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.