ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-286/2018 от 22.02.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья: Шапкина Е.В. Дело № 33-286/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 февраля 2018 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Шомахова Р.Х.

судей Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.

при секретаре Узденовой Ф.Р.

с участием: ФИО2 и представителя ответчиков – ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР о признании незаконным и об отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить его на учет,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил: признать незаконными действия подкомиссии УФСИН России по КБР по ненадлежащему исполнению своих функции, предусмотренных п. 10, разд. Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 28.08.2013 г. № 469; признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России от 29.10.2015 г. (Протокол № 72 от 29.10.2015 г.) в части отказа ему с составом семьи 5 человек постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. №369; обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет с составом семьи 5 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта-06.12.2013 г.

Требования мотивированы тем, что он проходит службу в УФСИН России по КБР с 03.08.1994 г., имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет. Проживает с составом семьи 5 человек по адресу: <адрес> (служебное жилье).

06.12.2013г. он представил полный пакет документов в подкомиссию УФСИН России по КБР по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты.

Подкомиссией УФСИН России по КБР принято решение (Протокол № 4 от 10.12.2013 г.) о направлении его документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет с составом семьи 5 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Комиссией ФСИН России принято решение (Протокол от 29.10.2015 г. № 72) об отказе в постановке его на учет с составом семьи 5 человек, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г.

Он сдал в подкомиссию все документы перечень которых указала подкомиссия.

Наличие квартиры у его отца никоем образом не влияет на квадратуру площади принадлежащей его семье, так как он проживает с семьей в общежитии и имеет служебное жилье. Правила не содержат обязательных требований регистрации детей по месту жительства родителей и по запросу документов на девичью фамилию супруги.

Подкомиссия УФСИН России по КБР ненадлежащим образом исполнила свои обязанности, предусмотренного п. 10 разд. 2 порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. № 496, некачественно подготовила документы, не проверены сведения содержащихся в этих документах, направляемых в ФСИН России. Выписки ЕГРП на имущество получена по запросу УФСИН России по КБР, а не по его запросу, ошибка допущена ответчиком.

Комиссией нарушены требования п. 7 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. по соблюдению 3-х месячного срока рассмотрения и принятия решения по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, также нарушен месячный срок уведомления сотрудника о принятом решении.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 24 июня 2016 года, оставленным без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 26 октября 2016 года, исковые требования были удовлетворены частично.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2017 года решение Нальчикского городского суда КБР и апелляционное определение Судебной коллеги по гражданским делам ВС КБР от 26 октября 2016 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением, считая его незаконным, ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение по делу об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе указывается на нарушение ответчиком трехмесячного срока принятия решения, повторяются обстоятельства, изложенные в протоколе комиссии.

Со ссылками на положения действующего законодательства, в жалобе приводится, что в п. 5 Правил, требований о необходимости предоставления сведений о наличии либо отсутствии в собственности объектов недвижимости с указанием девичьей фамилии супруги сотрудника, а также с указанием периода запроса таких сведений, не содержат. Подкомиссия УФСИН по КБР не требовала от него постановки на регистрационный учет несовершеннолетних детей по месту их проживания вместе с родителями в жилом помещении и обязательного представления об этом справки. До настоящего времени ни он, ни члены его семьи, жильем не обеспечены, что в силу ст. 51 ЖК РФ свидетельствует о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив представленные материалы и доводы жалобы, выслушав поддержавшего жалобу ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по КБР – ФИО11, Судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее-Правила).

Как установлено судом, истец 6 декабря 2013 года обратился с соответствующим рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

При этом на указанную дату он имел выслугу более 19 лет, являлся прапорщиком внутренней службы, младшим инспектором отдела охраны УФСИН России по КБР.

Решением комиссии ФСИН России, оформленного протоколом № 72 от 29.10.2015г., истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Так, п. 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в ФИО1 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе:

- копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подп. «б»);

- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подп. «и»).

В исковом заявлении и апелляционной жалобе истец не оспаривает то обстоятельство, что на момент подачи им рапорта 6 декабря 2013 года, его несовершеннолетние дети действительно не были зарегистрированы по месту жительства, однако, он настаивает на том, что этого не требовалось, ссылался на статью 20 ГК РФ.

Однако, как правильно указано в обжалуемом решении, доводы о совместном проживании детей ФИО2 с ним, суд не мог принять в качестве довода и основания, позволяющего сделать вывод о том, что решение ответчика является незаконным, так как согласно пункту 5 вышеназванных Правил, истец был обязан представить документы о регистрации проживающих с ним членов его семьи.

При установленных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания действий ответчиков незаконными, поскольку доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, истцом не представлено.

С учетом предмета и основания иска, иных значимых по делу обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Х. Шомахов

судьи Е.И. Жерновой

М.Б. Мисхожев