РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тамбовская Е.А. Дело № 33 - 2870
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2017 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Зинченко С.В.
Судей: Уосис И.А., Шевченко С.В.
При секретаре: Лемех М.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 14 июня 2017 года апелляционные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 марта 2017 года, которым иск Калининградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц, осужденных к отбыванию наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области удовлетворен частично. На ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области возложена обязанность:
- оборудовать здание штаба двумя эвакуационными выходами с каждого этажа;
- отделить поэтажную лестничную клетку здания штаба от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;
- выполнить выход на кровлю здания штаба по лестничному маршу с площадкой перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра;
- на путях эвакуации из помещения 1-го поста здания штаба, в котором располагается 1 рабочее место, привести устройство лестницы со ступенями в соответствие с установленными требованиями п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
- электрический распределительный щит, расположенный на первом этаже здания штаба выделить противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа;
- произвести облицовку наружных стен фасада на простроенной части здания штаба негорючими материалами в соответствии с требованиями ст. 137 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.2.3 СП 2.13130.2013 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (утверждены Приказом МЧС РФ от 21.11.2012 № 693);
- оборудовать здание штаба жилой зоны двумя эвакуационными выходами с каждого этажа;
- отделить поэтажную лестничную клетку здания штаба жилой зоны от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;
- оборудовать производственные и складские помещения на втором этаже производственного участка «Ветошь» системой внутреннего пожарного водопровода;
- оборудовать производственные и складские помещения на втором этаже производственного участка пошива мешков системой внутреннего пожарного водопровода, возложив на ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области финансирование указанных работ. В остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Зинченко С.В., объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калининградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, осужденных к отбыванию наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области, к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, в котором просил обязать ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области:
- оборудовать здание штаба двумя эвакуационными выходами с каждого этажа;
- отделить поэтажную лестничную клетку здания штаба от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;
- выполнить выход на кровлю здания штаба по лестничному маршу с площадкой перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра;
- на путях эвакуации из помещения 1-го поста здания штаба, в котором располагается 1 рабочее место, привести устройство лестницы со ступенями в соответствие с установленными требованиями п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
- электрический распределительный щит, расположенный на первом этаже здания штаба, выделить противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа;
- произвести работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания штаба;
- произвести облицовку наружных стен фасада на пристроенной части здания штаба негорючими материалами в соответствии с требованиями ст. 137 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.2.3 СП 2.13130.2013 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (утверждены Приказом МЧС РФ от 21.11.2012 № 693);
- произвести работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания ШИЗО и ПКТ;
- произвести работы по техническому обслуживанию и планово -предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в помещениях клуба;
- оборудовать помещения и здания жилых отрядов строгого режима автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания жилых отрядов строго режима, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- привести марши лестниц и поручни ограждений лестничных маршей здания жилых отрядов общего режима в соответствии с требованиями п. 7.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288) с наличием между ними зазора не менее 75 миллиметров;
- оборудовать помещения здания жилых отрядов общего режима автоматической установкой пожарной сигнализации;
- оборудовать помещения и здания жилых отрядов общего режима автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания жилых отрядов общего режима, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- привести марши лестниц и поручни ограждений лестничных маршей здания жилых отрядов общего режима в соответствие с требованиями п. 7.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288), с наличием между ними зазора не менее 75 миллиметров;
- оборудовать здание штаба жилой зоны двумя эвакуационными выходами с каждого этажа;
- отделить поэтажную лестничную клетку здания штаба жилой зоны от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;
- произвести работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания штаба жилой зоны;
- привести марши лестниц и поручни ограждений лестничных маршей здания штаба жилой зоны в соответствии с требованиями п. 7.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288) с наличием между ними зазора не менее 75 миллиметров;
- произвести работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в помещении вечерней школы;
- произвести работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в столовой;
- произвести работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в помещениях производственного участка «Ветошь»;
- оборудовать производственные и складские помещения на втором этаже производственного участка «Ветошь» системой внутреннего пожарного водопровода;
- оборудовать помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалки, бытовки) производственного участка «Ветошь» автоматической установкой пожарной сигнализации;
- произвести работы по техническому обслуживанию и плановой предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в помещениях производственного участка по пошиву мешков;
- оборудовать производственные и складские помещения на втором этаже производственного участка пошива мешков системой внутреннего пожарного водопровода;
-провести проверку работоспособности системы наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), расположенных в границах объекта защиты, что необходимо делать не реже 2 раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, возложив на ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области финансирование всех вышеуказанных работ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в период с 12 по 24 мая 2016 года Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведена проверка соответствия объектов ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области требованиям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района городского округа «Город Калининград» Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области, по результатам которой выявлены нарушения требований федерального законодательства в области пожарной безопасности:
- здание штаба не оборудовано двумя эвакуационными выходами с каждого этажа;
- поэтажная лестничная клетка здания штаба не отделена от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;
- выход на кровлю здания штаба не предусмотрен по лестничному маршу с площадкой перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75x1,5 метра, а оборудован через окно;
- пути эвакуации из помещения 1-го поста здания штаба, в котором располагается 1 рабочее место, пролегают через внутреннюю криволинейную (винтовую) металлическую лестницу, что не допускается;
- электрический распределительный щит, расположенный на первом этажа здания штаба не выделен противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа;
- не производятся работы по техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания штаба;
- облицовка наружных стен фасада на пристроенной части здания штаба выполнена из горючих материалов (пластиковый сайдинг);
- не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания ШИЗО и ПКТ;
- не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией помещения клуба;
- помещения жилых отрядов строгого режима не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- помещения жилых отрядов строгого режима не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания жилых отрядов строгого режима, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей здания жилых отрядов строгого режима не предусмотрен зазор шириной не менее 75 миллиметров;
- помещения жилых отрядов строгого режима не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- помещения жилых отрядов общего режима не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания жилых отрядов общего режима, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей здания жилых отрядов общего режима не предусмотрен зазор шириной не менее 75 миллиметров;
- здание штаба жилой зоны не оборудовано двумя эвакуационными выходами с каждого этажа;
- поэтажная лестничная клетка здания штаба жилой зоны не отделена от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;
- не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания штаба жилой зоны;
- между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей здания штаба жилой зоны не предусмотрен зазор шириной не менее 75 миллиметров;
- не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией помещения вечерней школы;
- не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией производственного участка переработки одежды в ветошь;
- производственные и складские помещения на втором этаже производственного участка «Ветошь» не оборудованы системой внутреннего противопожарного водопровода;
- помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалки, бытовки) производственного участка «Ветошь» не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией производственного участка по пошиву мешков;
- производственные и складские помещения производственного участка пошива мешков не оборудованы системой внутреннего противопожарного водопровода;
- не произведена проверка работоспособности системы наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), расположенных в границах объекта защиты, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Таким образом, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области не исполняется обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности - специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Выявленные в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области нарушения правил пожарной безопасности являются существенными, поскольку создают реальную возможность возникновения пожара, а с учетом специфики учреждения, связанной с ограниченностью свободы передвижения по его территории и на его объектах, также угрозу жизни и здоровью, как осужденных, так и персонала.
30.05.2016 г. по вышеуказанным нарушениям прокуратурой внесено представление с требованием устранить их.
В соответствии с ответом Управления ФСИН России по области от 07.07.2016 г. все выявленные нарушения подтверждены. УФСИН России по области разработан план устранения выявленных недостатков.
23.08.2016 г. сотрудником ОНД и ПР Центрального района городского округа «Город Калининград» проведена проверка по устранению ранее выявленных нарушений в присутствии представителя ИК № 8. По результатам проведенной проверки установлено, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, действенные меры по их устранению не предприняты.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, ФКУ ИК-8 с решением не согласны, считая выводы суда необоснованными.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
На основании ст.ст. 1 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, которые установлены в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Указанные Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Аналогичные требования содержатся в Правилах пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Проведенной в период с 12 по 24 мая 2016 года проверкой совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Города Калининграда» Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области в ФКУ ИК№8 УФСИН России по Калининградской области, расположенной по адресу: <...>, выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства в области пожарной безопасности:
- в нарушение ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п. 4.2.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 здание штаба не оборудовано двумя эвакуационными выходами с каждого этажа;
- в нарушение ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 поэтажная лестничная клетка здания штаба не отделена от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;
- в нарушение ст. 56 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3п.7.6 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288) выход на кровлю здания штаба не предусмотрен по лестничному маршу с площадкой перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75x1,5 метра, а оборудован через окно;
- в нарушение ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 пути эвакуации из помещения 1-го поста здания штаба, в котором располагается 1 рабочее место, пролегают через внутреннюю криволинейную (винтовую) металлическую лестницу, что не допускается;
- в нарушение п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288) электрический распределительный щит, расположенный на первом этажа здания штаба не выделен противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа;
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390) не производятся работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания штаба;
- в нарушение ст. 137 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п.5.2.3 СП 2.13130.2012 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (утверждены Приказом МЧС РФ от 21.11.2012 №693) облицовка наружных стен фасада на пристроенной части здания штаба выполнена из горючих материалов (пластиковый сайдинг);
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390) не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания ШИЗО и ПКТ;
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390) не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией помещения клуба;
- в нарушение п. А4 СП 5.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №175), ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 помещения жилых отрядов строгого режима не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- в нарушение НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» помещения жилых отрядов строгого режима не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания жилых отрядов строгого режима, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- в нарушение ст. 90 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п. 7.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288) между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей здания жилых отрядов строгого режима не предусмотрен зазор шириной не менее 75 миллиметров;
- в нарушение п. А4 СП 5.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №175), ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 помещения жилых отрядов строгого режима не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- в нарушение НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» помещения жилых отрядов общего режима не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 не произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания жилых отрядов общего режима, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- в нарушение ст. 90 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п. 7.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288)"между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей здания жилых отрядов общего режима не предусмотрен зазор шириной не менее 75 миллиметров;
- в нарушение ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 п. 4.2.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 здание штаба жилой зоны не оборудовано двумя эвакуационными выходами с каждого этажа;
- в нарушение ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №171), ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 поэтажная лестничная клетка здания штаба жилой зоны не отделена от иных помещений на каждом этаже дверьми с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390) не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания штаба жилой зоны;
- в нарушение ст. 90 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3, п. 7.14 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288) между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей здания штаба жилой зоны не предусмотрен зазор шириной не менее 75 миллиметров;
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390) не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией помещения вечерней школы;
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390) не производятся работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией производственного участка переработки одежды в ветошь;
- в нарушение п. 4.1.1 СП 10.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №180) производственные и складские помещения на втором этаже производственного участка «Ветошь» не оборудованы системой внутреннего противопожарного водопровода;
- в нарушение п. А4 СП 5.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №175), ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф3 помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалки, бытовки) производственного участка «Ветошь» не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390) не производятся работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией производственного участка по пошиву мешков;
- в нарушение п. 4.1.1 СП 10.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №180) производственные и складские помещения производственного участка пошива мешков не оборудованы системой внутреннего противопожарного водопровода;
- в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390) не произведена проверка работоспособности системы наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), расположенных в границах объекта защиты, что необходимо делать не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
30.05.2016 г. по вышеуказанным нарушениям требований действующего федерального законодательства Российской Федерации Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в адрес начальника УФСИН России по Калининградской области внесено представление № 17-09/147-2016 с требованием устранить выявленные нарушения.
07.07.2016 г. УФСИН России по Калининградской области сообщило, что представление Калининградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях УФСИН России по Калининградской области № 17-09/147-2016 от 31.05.2016 г. рассмотрено, по фактам нарушений назначена служебная проверка.
27.07.2016 г. УФСИН России по Калининградской области в Калининградскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях УФСИН России по Калининградской области направлен план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки и заключение служебной проверки по представлению прокуратуры от 30.05.2016 г. № 17-09/147-2016.
23.08.2016 г. сотрудником ОНД и ПР Центрального района ГО «Город Калининград» проведена проверка об устранении ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты, расположенных на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области.
По результатам проведенной проверки установлено, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, действенные меры по их устранению не предприняты.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области, не отрицая сам факт наличия установленных требований действующего федерального законодательства Российской Федерации, в обоснование своих возражений указывал на то, что в силу конструктивных особенностей здания технически невозможно выполнить следующие требования прокуратуры: оборудовать здание штаба и здание штаба жилой зоны двумя эвакуационными выходами с каждого этажа, а также привести марши лестниц и поручни ограждений лестничных маршей здания жилых отрядов общего режима, строгого режима здания штаба жилой зоны в соответствие с требованиями п. 7.14 СП 4.13130.2013 с наличием между ними зазора не менее 75 мм.
Вместе с тем, в ходе выездного судебного заседания на территорию исправительного учреждения допрошенный в качестве специалиста начальник отдела по проектированию ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» П.. пояснил, что имеется техническая возможность оборудования эвакуационных выходов как в здании штаба колонии, так и в здании штаба жилой зоны. Такие эвакуационные выходы возможно оборудовать в торце зданий в имеющихся оконных проемах, увеличив их до необходимых для выходов размеров, при этом конструктивные характеристики зданий не пострадают, наоборот, как пояснил специалист, наличие таких выходов облегчит стены и нагрузку на них. Однако такая же возможность для приведения в соответствие с требованиями п. 7.14 СП 4.13130.2013 лестничных маршей, расположенных в здании отряда строго и общего режимов, с наличием между ними зазора не менее 75 мм, как пояснил специалист П., отсутствует, в связи с конструктивными особенностями строения маршей, которые являются монолитными конструкциями. В данном случае альтернативным способом соблюдения противопожарных норм является установка на каждом этаже навесных шкафов для пожарных кранов, что в настоящее время уже сделано, так как каждый этаж здания оборудован таковым.
Довод представителя УФСИН России по Калининградской области и ФСИН России о том, что требование прокурора об оборудовании двух эвакуационных выходов в зданиях штабов необоснованно, так как исходя из штатной численности учреждения, некомплекта, количества дежурных смен и караулов, имеющих сменный график работы, количества лиц, участвующих в проводимых совещаниях и сборах, одновременно 50 человек никогда не собирается, что исключает необходимость оборудования двух эвакуационных выходов, судом правильно признан необоснованным, поскольку как установлено в ходе рассмотрения дела, штатная численность работников учреждения составляет 167 человек, включая вольнонаемных, конференц зал, который обозревался в ходе выездного судебного заседания площадью 70 кв.м., вполне приспособлен для размещения в нем 50 человек. Не исключает одновременного пребывания такого же количества людей и помещения в здании штаба жилой зоны.
Согласно нормам п.п. 7.14. приказа МЧС от 24.04.2013 № 288 между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует предусматривать зазор шириной не менее 75 миллиметров, за исключением двумаршевых лестниц, устроенных в двухэтажных зданиях высотой не более 12 метров до отметки пола второго этажа. Согласно техническим характеристикам здание штаба жилой зоны является двухэтажным и требования данного пункта на него не распространяется, что также подтвердил в ходе выездного судебного заседания специалист БТИ.
Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что ряд нарушений, на которые указывает прокурор в своем иске, в настоящее время ответчиками устранены, а именно:
- произведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания штаба;
- произведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания ШИЗО и ПКТ;
- произведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в помещениях клуба;
- здания помещения жилых отрядов строгого режима оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- помещения и здания жилых отрядов строгого режима оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания жилых отрядов строгого режима;
- помещения здания жилых отрядов общего режима оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- помещения и здания жилых отрядов общего режима оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;
- произведена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода здания жилых отрядов общего режима;
- произведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией здания штаба жилой зоны;
- произведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в помещении вечерней школы;
- произведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в столовой;
- произведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в помещениях производственного участка «Ветошь»;
- помещения хозяйственно-бытового назначения (раздевалки, бытовки) производственного участка «Ветошь» оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- произведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией в помещениях производственного участка по пошиву мешков;
- проведена проверка работоспособности системы наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), расположенных в границах объекта защиты.
Учитывая изложенное, суд правильно признал возможным требования Калининградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц, осужденных к отбыванию наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области, удовлетворить частично.
При этом суд обоснованно признал необходимым возложить обязанность финансирования проведения работ на ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области, поскольку в соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, в число полномочий, осуществляемых ФСИН России, входит разработка и реализация мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1314 (в редакции от 30.03.2012 г.) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
Одной из основных задач ФСИН России является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов (пп. 4 п. 3); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями (пп. 8 п. 3).
Прочие доводы апелляционных жалоб правового значения для дела не имеют и не могут влечь отмены решения.
Учитывая изложенное, оснований к отмене решения суда по доводам жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: