Судья Стех Н.Э. Дело № 33-2870/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Нургалиева Э.В., Рябова Д.В.,
при секретаре Утробине А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 03 сентября 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Б на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 24 июня 2014 года, которым исковые требования Б к Управлению по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики об отказе во включении Б в кадровый резерв Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики для замещения должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики «начальник юридического сектора» - оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., выслушав пояснения представителей ответчика Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики М и З, считавших доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Б обратился в суд с иском к Управлению по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики, которым с учетом уточнения просил признать незаконным решение конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики в части отказа во включении Б в кадровый резерв Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики для замещения должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики «начальник юридического сектора».
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он принял участие в проводимом ответчиком конкурсе на включение в кадровый резерв на замещение должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики «начальник юридического сектора». Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил о том, что решением конкурсной комиссии во включении его кандидатуры в кадровый резерв отказано.
Считает решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку ответчик не позднее чем, за 15 дней до начала второго этапа конкурса не направил ему сообщение о дате, времени и месте проведения данного конкурса, чем поставил истца в худшее положение по сравнению с иными лицами, допущенными к участию в конкурсе.
Кроме того, принятое комиссией решение нелегитимно, поскольку в состав комиссии не входили независимые эксперты.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика М исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе Б просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение.
Считает, что вопреки выводам суда он вправе обжаловать решение конкурсной комиссии.
В нарушение п.14 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112) ему не направлялось ответчиком сообщение о дате, времени и месте проведения конкурса за 15 дней до начала второго этапа конкурса.
В нарушение п.20 указанного Положения в состав конкурсной комиссии входили исключительно лица, замещающие государственные должности.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции на основании ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Б, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (ст. 3). В числе принципов гражданской службы названы единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (ст. 4).
Статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплен единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ порядок поступления и замещения должностей - по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Частью 2 этой статьи предусмотрены случаи, когда конкурс не проводится, в том числе при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Согласно ст. 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (ч.1).
Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя (ч.4).
Включение в кадровый резерв государственного органа производится: граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа; гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа (ч.6).
Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа (ч.8).
Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (ч.10).
Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч.12).
Во исполнение требований данного Федерального закона принято Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2006 года N 53 "Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Удмуртской Республики" (далее по тексту Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе УР).
Указанным Положением о кадровом резерве на государственной гражданской службе УР предусмотрено, что порядок и условия проведения конкурса для формирования кадрового резерва, включая оповещение, работу конкурсной комиссии, консультации, информирование граждан о результатах конкурса, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (п.8).
Конкурс на включение в кадровый резерв объявляется по решению представителя нанимателя (п.9).
По результатам проведения конкурса конкурсная комиссия принимает следующие решения: рекомендовать представителю нанимателя включить гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв; отказать гражданскому служащему (гражданину) в рекомендации о включении его в кадровый резерв; признать конкурс несостоявшимся. Конкурсная комиссия принимает решение о признании конкурса несостоявшимся по определенной должности в случае допуска к участию в конкурсе менее двух кандидатов, отказа всех кандидатов от участия в конкурсе, если не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к должности, на которую формируется кадровый резерв (п.11).
Претендент на включение в кадровый резерв, не допущенный к участию в конкурсе, а также кандидат, участвовавший в конкурсе, вправе обжаловать решения, принятые в ходе проведения конкурса, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.22).
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве УР (далее по тексту Управление) принято решение о проведении конкурса на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики «начальник юридического сектора» Управления.
Объявление о конкурсе, в котором содержится информация о конкурсе и предварительная дата проведения конкурса, ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте Управления ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление в Управление об участии в конкурсе.
Конкурсная комиссии образована приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ в ее состав включены: председатель комиссии (заместитель начальника Управления), заместитель председателя комиссии (начальник организационно-правового отдела Управления), члены комиссии (начальник финансово-экономического отдела Управления, Представитель Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики, независимые эксперты).
В конкурсе на включение в кадровый резерв по указанной должности, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, участвовало два претендента, в том числе истец Б
Решением конкурсной комиссии Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ конкурс на включение в кадровый резерв признан несостоявшимся, в связи с отсутствием кандидатов, отвечающих квалификационным требованиям по должности, на которую формируется кадровый резерв.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, пришел к выводу, что право обжалования решения конкурсной комиссии претендентом на включение в кадровый резерв законодательством не предусмотрено. Обжалование решения конкурсной комиссии претендентом на включение в кадровый резерв не направлено на восстановление прав претендента, поскольку положительное решение конкурсной комиссии не гарантирует претенденту включение в кадровый резерв и замещение должности гражданской службы. Последствия признания незаконным решения конкурсной комиссии по мотивам нарушения порядка его проведения законодательством не предусмотрены. Избранный истцом способ защиты права - оспаривание решения конкурсной комиссии Управления не направлен на восстановление прав истца.
Судебная коллегия находит выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска правильными.
Между тем вывод суда о том, что право обжалования решения конкурсной комиссии претендентом на включение в кадровый резерв законодательством не предусмотрено, является несостоятельным.
Истец, являясь кандидатом, участвовавшим в конкурсе, вправе обжаловать решение, принятое в ходе проведения конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, что прямо предусмотрено п. 22 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Удмуртской Республики.
Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации определено, что конкурс проводится в два этапа (п.6).
Согласно п. 12 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, решение о дате месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами. Направление сообщения о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса представитель нанимателя направляет гражданам, допущенным к участию в конкурсе, не позднее, чем за 15 дней до начала второго этапа (п. 14).
Однако, доводы апелляционной жалобы о том, что уведомление о проведении второго этапа конкурса, не направлялось заявителю, не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, поскольку указанное обстоятельство не лишило истца прав и возможности участия во втором этапе конкурса.
Материалами дела подтверждается направление истцу ДД.ММ.ГГГГ уведомления о проведении конкурса ДД.ММ.ГГГГ в 9.00 часов, с указанием адреса проведения конкурса (л.д.110).
Обстоятельства участия Б во втором этапе конкурса подтверждаются протоколом заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27), а само по себе направление уведомления о проведении второго этапа конкурса позднее чем за 15 дней до его проведения не влияет на уровень подлежащих оценке профессиональных знаний, навыков и опыта заявителя. К тому же предположительная дата проведения конкурса, которая совпадает с датой проведения конкурса, ДД.ММ.ГГГГ, была размещена в информации о конкурсе на сайте Управления, что подтвердил истец Б в суде первой инстанции (л.д.100).
В п. 20 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации закреплено, что проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в ней принимали участие члены комиссии, замещающие должности гражданской службы. Участвовали председатель комиссии (заместитель начальника Управления); заместитель председателя комиссии (начальник организационно-правового отдела Управления); члены комиссии (начальник финансово-экономического отдела Управления, начальник отдела правовой и антикоррупционной экспертизы Правового Управления Администрации Президента и Правительства УР); секретарь комиссии (главный специалист – эксперт сектора кадров Управления). Все указанные должности входят в реестр должностей государственной гражданской службы Удмуртской Республики, утвержденный Указом Президента Удмуртской Республики от 7 мая 2007 года N 66.
Между тем указанное нарушение само по себе также не повлекло нарушение прав истца.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Право на равный доступ к государственной службе истцу было обеспечено. Право на участие в конкурсе Б реализовал, к конкурсу он был допущен и в нем принял участие. Конкурсная комиссия приняла решение о признании конкурса несостоявшимся, поскольку не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к должности, на которую формируется кадровый резерв (п.11 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Удмуртской Республики).
В случае признания конкурса на включение в кадровый резерв несостоявшимся, также как и признания конкурса на включение в кадровый резерв недействительным, для определения кандидатуры, подлежащий включению в кадровый резерв, необходимо проведение нового конкурса. Иные последствия, такие как включение истца в кадровый резерв по результатам рассмотрения настоящего дела, невозможны. Других требований помимо признания незаконным решение конкурсной комиссии истцом не заявлено.
Само по себе признание незаконным решения конкурсной комиссии не восстанавливает права претендента, а заявленные требования не направлены на восстановления прав истца.
Материалами дела подтверждается, что в настоящее время должность, по которой проводился конкурс «начальник юридического сектора Управления ОДМС УР» не является вакантной, ее занимает З, которая представляла интересы ответчика в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, права истца оспариваемым решением комиссии не нарушаются, а выбранный истцом способ защиты нарушенного права не направлен на восстановление нарушенного права. В связи с этим суд обоснованно отказал Б в удовлетворении иска.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 24 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Солоняк
Судьи Э.В. Нургалиев
ФИО1