Судья: Великих А.А. Дело № 33-2871-2013 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 28 ноября 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Мухаметзяновой Н.И., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Макаровой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Смирнова И.Л. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) по г. Курску и Курскому району Курской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
поступившее по апелляционным жалобам истца Смирнова И.Л. и ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. Курску и Курскому району Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 августа 2013 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области засчитать Смирнову И.Л. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности инженера смены и инженера ОТК <...> объединенного авиаотряда Гражданской авиации с 01.04.1981 года по 15.01.1990 года, в <...> УАЦ в должности авиационного техника по планеру и двигателю с 01.02.1990 года по 23.03.1992 года, в <...> аэроклубе РОСТО с 17.05.1993 года по 31.03.1997 года в должности авиационного техника по планеру и двигателю.
В остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. Курску и Курскому району Курской области № от 31.10.2012г. (в редакции решений № от 05.12.2012г., № от 13.02.2013г., № от 13.06.2013г.) истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано ввиду отсутствия требуемых специального стажа работы и страхового стажа в гражданской авиации.
При условии достижения возраста 55 лет из необходимых 20 лет в специальный стаж работы в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не засчитано ни одного периода, из необходимых 25 лет страхового стажа в гражданской авиации засчитано 15 лет 11 месяцев 13 дней.
Периоды работы с 01.04.1981г. по 15.01.1990г. в должности инженера смены, инженера ОТК в <...> объединенном авиаотряде гражданской авиации; с 01.02.1990г. по 23.03.1992г., с 17.05.1993г. по 31.12.2011г. и с 01.04.2012г. по 30.06.2012г. в должности авиационного техника по планеру и двигателю, авиационного техника-бригадира по планеру и двигателю в <...> УАЦ ДОСААФ, <...> аэроклубе РОСТО, НОУ ДПО «<...> аэроклуб ДОСААФ России» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитаны со ссылкой на Список должностей инженерно-технического состава авиации, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459, по мотивам отсутствия документального подтверждения выполнения работ, предусмотренных п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Период работы с 24.03.1992г. по 16.05.1993г. в должности инструктора-лётчика-методиста в <...> аэроклубе РОСТО не засчитан со ссылкой на абз. «б» п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации лётного, инженерно-технического состава, утверждённых Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459, в связи с отсутствием документального подтверждения налёта часов.
Периоды работы с 01.04.1994г. по 31.12.2011г. и с 01.01.2012г. по 30.06.2012г. в должности авиационного техника по планеру и двигателю, авиационного техника-бригадира по планеру и двигателю, старшего авиационного техника по планеру и двигателю в <...> аэроклубе РОСТО, НОУ ДПО «<...> аэроклуб ДОСААФ России» в страховой стаж не засчитаны со ссылкой на вступление в силу с 01.04.1997г. Воздушного кодекса РФ, которым авиация ДОСААФ (РОСТО) отнесена к государственной авиации.
Кроме того, индивидуальными сведениями персонифицированного учёта не подтверждена работа истца с 01.01.1998г. по 31.12.2001г., с 01.01.2007г. по 21.12.2011г. и с 01.04.2012г. по 30.06.2012г. в гражданской авиации.
Период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01.04.2010г. по 10.05.2010г. в специальный стаж на засчитан со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, как не являющийся периодом работы.
Период работы с 01.07.2012г. по 02.10.2012г. в должности старшего авиационного техника по планеру и двигателю в НОУ ДПО «<...> аэроклуб ДОСААФ России» не засчитан в специальный и страховой стаж в гражданской авиации в связи с отсутствием сведений индивидуального персонифицированного учёта, подтверждающих льготный характер работы.
Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Смирнов И.Л. обратился в суд с иском, уточнив который, просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 01.04.1981г. по 15.01.1990г. в должности инженера смены и инженера ОТК <...> объединённого авиаотряда Гражданской авиации, с 01.02.1990г. по 23.03.1992г. в должности авиационного техника по планеру и двигателю в <...> УАЦ, с 17.05.1993г. по 30.06.2012г. в должности авиационного техника по планеру и двигателю, авиационного техника-бригадира по планеру и двигателю, старшего авиационного техника по планеру и двигателю в <...> аэроклубе РОСТО, НОУ ДПО «<...> аэроклуб ДОСААФ России»; в страховой стаж работы в гражданской авиации включить период работы с 01.04.1997г. по 30.06.2012г. в должности авиационного техника по планеру и двигателю, авиационного техника-бригадира по планеру и двигателю, старшего авиационного техника по планеру и двигателю в <...> аэроклубе РОСТО, НОУ ДПО «<...> аэроклуб ДОСААФ России» и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с 17.10.2012г.
Судом постановлено вышеуказанное решение о частичном удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда изменить, включить период работы с 01.04.1997г. по 30.06.2012г. в специальный и страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, как незаконное, в иске отказать.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика - Управления ПФ РФ (ГУ) по г. Курску и Курскому району Курской области, извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом, направившего в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Смирнова И.Л. и его представителя Смирновой Л.Г., поддержавших свою апелляционную жалобу и возражавших против апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений истца Смирнова И.Л., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459 (п.п. «и» п. 1).
Данным Списком предусмотрены авиационные техники (механики, мотористы) и инженеры всех наименований, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально-оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, лётно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаёмный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в лётных и учебно-лётных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Таким образом, обязательными условиями назначения истцу пенсии в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» являются достижение возраста 55 лет, наличие специального стажа работы – не менее 20 лет работы в должностях инженерно-технического состава, предусмотренных Списком, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459, на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации с соблюдением условий, определённых данным Списком (непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально-оборудованных помещениях), и страхового стажа в гражданской авиации – не менее 25 лет.
Указанная норма не предусматривает возможности зачёта в специальный стаж периодов работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов, не относящихся к гражданской авиации.
Из материалов дела усматривается, что Смирнов И.Л. окончил <...> институт инженеров гражданской авиации по специальности «эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», решением Государственной экзаменационной комиссии от 25.02.1981г. ему присвоена квалификация инженер-механик, с 01.04.1981г. он был зачислен в штат <...> объединенного авиаотряда в службу авиационно-технической базы участка по авиационному оборудованию и радиоэлектрическому оборудованию инженером смены; 01.06.1982г. переведен на должность инженера ОТК; 01.09.1983г. переведен инженером по техническому обслуживанию самолётов и двигателей смены авиационно-технической базы; 15.01.1990г. уволен по п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР – в связи с переводом в <...> учебный авиационный центр.
С 01.02.1990г. по настоящее время работает в системе ДОСААФ: принят в ТЭС <...> УАЦ ДОСААФ СССР авиатехником по планеру и двигателю 5 разряда; 04.04.1990г. переведен в ТЭЧ авиатехником 5 разряда по планеру и двигателю; 24.03.1992г. переведен в <...> аэроклуб инструктором-летчиком-методистом в связи с переформированием <...> УАЦ (01.03.1993г. присвоен 10-й квалификационный разряд ЕТС); 17.05.1993г. переведен на должность техника по планеру и двигателю 11-го разряда (01.01.1999г. присвоен 8-й квалификационный разряд авиатехника по планеру и двигателю ЕТС); 01.04.2000г. переведен на должность авиатехника-бригадира по планеру и двигателю по 8-му разряду ЕТС; 01.07.2009г. переведен на должность старшего авиационного техника по планеру и двигателю. За время работы ему предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 01.04.2010г. по 10.05.2010г.; в учебных отпусках и отпусках по уходу за ребенком не находился. Занимался полный рабочий день оперативным и периодическим (гарантийным) аэродромным техническим обслуживанием закрепленных за ним приказами руководителя воздушных судов (самолетов: АН-2, ЯК-52; вертолета Ми-2).
С 24.03.1992г. <...> учебно-авиационный центр (УАЦ) ДОСААФ переименован в <...> аэроклуб РОСТО, который, в свою очередь, с 15.06.2011г. переименован в Негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования «<...> аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (НОУ ДПО «<...> аэроклуб ДОСААФ России»).
Данные обстоятельства подтверждены копиями: трудовой книжки, приказов, личной карточки Т-2, штатных расписаний, лицевых счетов, а также архивными справками и справками работодателя, уточняющими характер работы.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение пенсии по п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ имеют работники инженерно-технического состава, чьи должности предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459, занятые полный рабочий день непосредственным аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов гражданской авиации, имеющие специальный стаж на данных работах не менее 20 лет и страховой стаж в гражданской авиации – не менее 25 лет. Поскольку действовавшим до 01.04.1997г. Воздушным кодексом Союза ССР (утвержден Указом Президиума ВС СССР от 11.05.1983г. № 9275-Х) гражданская авиация не была выделена в самостоятельный вид авиации, то при назначении пенсии указанной категории лиц в выслугу лет до 01.04.1997г. подлежат зачету периоды работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов и летательных аппаратов, независимо от того, к какому ведомству они относились, без учета требования о принадлежности судов к гражданской авиации. По этим основаниям суд пришел к выводу о включении в специальный стаж периодов работы истца в должности инженера смены и инженера ОТК <...> объединенного авиаотряда Гражданской авиации с 01.04.1981 года по 15.01.1990 года, в <...> УАЦ в должности авиационного техника по планеру и двигателю с 01.02.1990 года по 23.03.1992 года, в <...> аэроклубе РОСТО в должности авиационного техника по планеру и двигателю с 17.05.1993 года по 31.03.1997 года, чем частично удовлетворил исковые требования. Так как иные спорные периоды трудовой деятельности истца имели место после 01.04.1997г., то есть после разделения авиации на государственную, гражданскую и экспериментальную, что предусмотрено Воздушным кодексом РФ, вступившим в силу с 01.04.1997г. (ст.21 и ст.22), и не были связаны с гражданской авиацией (работа в аэроклубе системы РОСТО (ДОСААФ) относится в силу ст. 22 Воздушного кодекса РФ к государственной авиации), суд отказал в их зачете в специальный и страховой стаж.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные периоды работы истца в должности инженера смены и инженера ОТК <...> объединенного авиаотряда Гражданской авиации с 01.04.1981 года по 15.01.1990 года, в <...> УАЦ в должности авиационного техника по планеру и двигателю с 01.02.1990 года по 23.03.1992 года, в <...> аэроклубе РОСТО в должности авиационного техника по планеру и двигателю с 17.05.1993 года по 31.03.1997 года не подлежат зачету в специальный стаж, так как не подтверждена документально занятость истца на работах, предусмотренных Списком №459 1991г., в течение полного рабочего дня, судебная коллегия находит несостоятельным, принимая во внимание, что из исследованных судом первой инстанции документов (справок работодателя и архивных справок, приказов о закреплении авиационной техники) следует, что истец в спорные периоды постоянно полный рабочий день был непосредственно занят аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов.
Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями истца в судебных заседаниях и ответчиком не опровергнуты.
Принимая во внимание, что оценка доказательств судом первой инстанции произведена в полном соответствии со ст. 67 ГПК РФ, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также учитывая, что в силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что пенсионным органом в рамках искового производства по данному делу не представлено доказательств, опровергающих выводы суда о характере работы истца в зачтённые судом периоды.
Также несостоятельным судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы истца о необоснованном применении судом положений Воздушного кодекса РФ 1997г., как не регулирующего отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан.
Так как право инженерно-технического состава авиации на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пенсионное законодательство связывает лишь с работой в гражданской авиации (п.п.15 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ), суд первой инстанции правомерно сослался на нормы Воздушного кодекса РФ, которым авиация подразделена на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную, из чего следует, что работа истца в системе ДОСААФ после 01.04.1997г. к гражданской авиации не относится.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что после вступления в силу Воздушного кодекса РФ и разделения авиации на виды, цели и задачи <...> аэроклуба РОСТО (ДОСААФ), предусмотренные Уставами, а также трудовые функции истца не изменились, как и до 01.04.1997г. используемые ДОСААФ воздушные суда относятся к спортивным, основанием к отмене решения суда не является.
Отсутствие до 01.04.1997г. законодательного разделения авиации на виды позволило суду зачесть в специальный стаж периоды работы истца в авиации ДОСААФ (РОСТО) до указанной даты.
После 01.04.1997г. правовые основания для зачета спорного периода работы в <...> аэроклубе Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) и Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) отсутствуют, поскольку из целей и задач, определенных в Уставах аэроклуба ДОСААФ (РОСТО), положений ст. 22 Воздушного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 28.11.2009г. №973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» следует, что авиация ДОСААФ относится к государственной авиации, в то время как право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено поименованным в Списке №495 1991г. работникам гражданской авиации.
При таких обстоятельствах правовых оснований для включения в специальный и страховой стаж спорных периодов работы истца, имевших место после 01.04.1997г., не имеется.
С учетом периодов, засчитанных пенсионным органом, и периодов, включенных судом, у истца при достижении возраста 55 лет (17.10.2012г.) отсутствуют специальный стаж работы (не менее 20 лет) и страховой стаж работы в гражданской авиации (не менее 25 лет), необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по п.п. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в связи с чем, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что данное право у Смирнова И.Л. не возникло.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Так как судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, судебные расходы ответчика по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Смирнова Игоря Леонидовича и Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. Курску и Курскому району Курской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: