Дело №
Судья ФИО4
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала <дата>
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего ФИО5,
судей ФИО6, Загирова Н.В.,
при секретаре ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УФК по РД на решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено: удовлетворить исковые требования ФИО1
Обязать администрацию МО «<адрес>» Республики Дагестан включить ФИО1 и его семью в составе 7 человек в список лиц пострадавших от пожара, имевшего место <дата> в сел. <адрес> РД.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 29. 08. 1949 года рождения, уроженца и жителя сел. <адрес> Р<адрес>,00 рублей в счет возмещения ущерба в связи с утратой жилья, <.>,00 рублей в счет возмещения ущерба в результате утраты имущества первой необходимости и <.>,00 рублей в счет единовременной материальной помощи. Всего <.>,00 рублей (<.> рублей). В остальной части иска отказать.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в доход ФИО1 госпошлину в сумме <.>,00 рублей (<.> рублей).
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, объяснение истца ФИО1 и ФИО2 МО «<адрес>», суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением о признании его семьи пострадавшей в результате пожара, произошедшего <дата> в <адрес> Республики Дагестан, просил обязать администрацию МО «<адрес>» РД включить семью ФИО1 в список лиц, пострадавших в результате пожара, произошедшего <дата> в <адрес> РД, а также просил взыскать с казны Российской Федерации <.>,00 рублей в счет возмещения ущерба за сгоревшее жилье, <.> рублей в счет возмещения ущерба в результате утраты имущества первой необходимости и <.> рублей в счет единовременной материальной помощи.
Свои требования истец мотивировал тем, что в результате пожара имевшего место <дата>, так же как и дома других граждан, полностью сгорел его жилой дом в <адрес>, он и члены его семьи остались без жилья. Пожаром было уничтожено и все его имущество находившееся в доме. Однако, ссылаясь на то, что им своевременно не были представлены в администрацию района необходимые документы, ему необоснованно не выплатили компенсацию за утрату жилья и имущества, хотя в то время с <дата> по <дата>, он и его семья находились за пределами <адрес>, осуществляя уход и заботу за сыном Шамилем, находившемся в реанимационном отделении ЦРКБ с тяжелыми пулевыми ранениями. Поскольку последующие его обращения в разные районные и республиканские инстанции с просьбой включить его семью в список лиц пострадавших от пожара от <дата> и выплате ему возмещения за сгоревший дом и имущество не имели положительного результата, поэтому истец обратился в суд и просил удовлетворить его требования за счет казны РФ, так как указанные выплаты производятся за счет казны РФ.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании свои требования поддержал и просил их удовлетворить.
ФИО2 ответчика - Правительства РД, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился и обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела без участия их ФИО2. В поступившем в суд возражении ФИО2 Правительства РД поясняется, что исковые требования истца ФИО1 являются необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъектов РФ, не позднее месяца, со дня возникновения чрезвычайной ситуации, могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда. Обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба и количества пострадавших возложена на соответствующие районные администрации. Поскольку администрацией МО «<адрес>» ФИО1 не был включен в список пострадавших от пожара <дата>, то, соответственно, на него денежные средства Правительством РФ не были выделены, так как согласно распоряжению Правительства РФ №-Р от <дата>, данные финансовые обязательства являются расходными обязательствами РФ, а не субъекта РФ.
ФИО2 ответчика - Министерства финансов РФ в лице ФИО2 федерального казначейства по Республике Дагестан, будучи надлежаще извещенным, о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился и о причинах неявки суду не сообщил, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела без участия их ФИО2. В поступившем в суд возражение ФИО2 УФК по РД поясняется, что исковые требования истца ФИО1 являются не обоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», органы исполнительной власти субъектов РФ, не позднее месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации, могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда. Обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба и количества пострадавших, возложена на соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ. Так как органом исполнительной власти РД ФИО1 не был включен в список пострадавших в результате пожара <дата>, то соответственно на него денежные средства Правительством РФ не были выделены.
ФИО2 администрации МО «<адрес>» ФИО9 в суде пояснил, что в результате пожара имевшего место <дата> в <адрес> РД сгорели более 90 жилых домов и находившееся в них имущество. Так же как и дома других граждан, полностью сгорел жилой дом ФИО1 Он и члены его семьи остались без жилья. Пожаром было уничтожено и все его имущество находившееся в доме. Комиссией, созданной по распоряжению главы МО «сельсовет Анчихский» ФИО11 был составлен акт от <дата> о том, что в результате пожара полностью сгорел жилой дои ФИО1 и его семья была включена в список лиц, пострадавших в результат пожара, имевшего место <дата> Однако в связи с тем, что ФИО1 своевременно не представил соответствующие документы для представления в ГУ МЧС РФ по РД его семья была исключена из списков пострадавших.
ФИО2 МЧС РФ по РД по доверенности ФИО10 в судебном заседании пояснил, что в результате пожара имевшего место <дата> в <адрес> РД сгорели более 90 жилых домов и находившееся в них имущество. Сгорел или нет жилой дом ФИО1, он не знает. ФИО1 и его семья не была включена в список лиц, пострадавших в результате пожара <дата> и соответствующие документы о том, что семья ФИО1 пострадала от пожара, в ГУ МЧС РФ по РД не поступили, и поэтому какие-либо выплаты истцу не производились.
ФИО2 заинтересованного лица - администрации МО «сельсовет Анчихский» ФИО3 Б.Б. в суде пояснил, что в результате пожара имевшего место <дата> в <адрес> РД сгорели более 90 жилых домов и находившееся в них имущество. Так же как и дома других граждан, полностью сгорел жилой дом ФИО1 Он и члены его семьи, всего 7 человек, остались без жилья. Пожаром было уничтожено и все его имущество, находившееся в доме. Комиссией был составлен акт от <дата> о том, что в результате пожара полностью сгорел жилой дом ФИО1 и его семья была включена в список лиц, пострадавших в результате пожара <дата>. Однако в связи с тем, что ФИО1 своевременно не представил соответствующие документы для представления в ГУ МЧС РФ по РД, его семья была исключена из списков пострадавших. ФИО1 и его семья во время пожара и в последующем находилась вне <адрес>, осуществляя уход и заботу за тяжело раненным сыном Шамилём.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На указанное решение УФК по РД подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. В обоснование этого он указывает, что решение судом первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права. Считают, что данное судебное решение является незаконным, вынесенным с существенными нарушениями норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата> № (ред. от <дата>) «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-х месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не позднее одного месяца, с даты подписания поручения, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается, и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
Основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, в решении Правительства Российской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований по объектам.
Истец не был включен в список, представленный для оказания материальной помощи <адрес>, из чего следует, что Правительство РФ, Министерство Финансов РФ не могло разрешить вопрос об оказании помощи истцу.
В Постановлении Правительства РФ № от <дата> четко указано, что Министерство финансов РФ осуществляет перечисление средств из резервного фонда для пострадавших не позднее месяца со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения.
В обжалуемом решении, суд ссылается на Постановление Правительства РФ от <дата> № (ред. от <дата>) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" и на п. 8 и 9 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»), однако не принимает во внимание п. 6 указанного порядка, где указано, что выделение средств из резервного фонда Правительства РФ возможно при четком соблюдении сроков предоставления обосновывающих материалов.
Суд принимает во внимание обращение главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО12, адресованное Председателю Правительства РД ФИО13 от <дата> (исправлена дата на <дата>), где глава района признает факт несвоевременного представления ФИО1 соответствующих документов для получения денежной компенсации, ссылаясь на уважительность причины, в связи с нахождением сына последнего в реанимационном отделении ЦРБ РД.
Однако судом не исследован данный факт, не установлено действительно ли сын ФИО1 находился в реанимационном отделении ЦРБ РД, и не принято решение в части признания уважительным пропуск срока обращения ФИО1 на включение в список пострадавших. Кроме того, суд не выполнив указанные действия, незаконно обязал Администрацию МО «<адрес>» РД включить ФИО1 в список лиц пострадавших от пожара.
Данные незаконные действия в дальнейшем и привели к незаконному принятию решения о взыскании с Министерства финансов РФ денежных средств.
Министерство Финансов РФ все денежные средства, выделенные согласно указанным распоряжениям Правительства РФ перечислило на счета администраций городов и районов для дальнейшего распределения их на блокированные счета пострадавших по спискам, утвержденным ранее.
Считает, что вины Министерства финансов РФ в не получении истцом денежных средств нет.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, просившего оставить решение суда без изменения, ФИО2 МО «<адрес>» ФИО14 (дов. от <дата>), просившего решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД находит решение суда подлежащим отмене полностью с принятием нового решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассматривается в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции, от пожара <дата> пострадали домостроения в <адрес>.
Распоряжением Правительства РФ от <дата> №-р из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий пожара выделены бюджетные ассигнования в размере 35800 000 руб. и выдано 94 государственных жилищных сертификатов для предоставления гражданам, лишившимся жилого помещения в результате указанного пожара.
Распоряжением Правительства РД от <дата> №-р денежные средства в указанном размере были направлены администрации МО «<адрес>».
Денежные средства и государственные жилищные сертификаты были распределены среди пострадавших от стихии лиц, согласно представленным в ГУ МЧС РФ по РД органами местного самоуправления спискам.
Истец в указанные списки не попал и обратился в администрацию МО «<адрес> спустя полтора года.
Между тем согласно п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации <дата> N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 2 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. "г, д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс.рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными <дата> заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 9.1 Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная пп. "г" п. 9 Правил, имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения.
При этом, конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной пп. "д" п. 9 Правил, регулируется п. 9.2 Методических рекомендаций. В случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50 000 рублей.
В обоих случаях, при составлении списков граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации в качестве документов, удостоверяющих личность, принимаются паспорта.
Администрация МО «селение Анчих» ссылается на то, что истец был включен в списки своевременно, однако из-за того, что не были представлены документы ФИО1 был из списков исключен. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства включения истца в первоначальный список, как и отсутствуют доказательства его исключения из этого списка.
ФИО2 МЧС РФ по РД ФИО10 не подтвердил в судебном заседании факт включения истца в списки ФИО1 (л.д.124).
Из возражений администрации МО «<адрес>» следует, что комиссией, в составе которой были ФИО2 МО «<адрес>», ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект», ФГУП «Ростехинвентаризация», Госпожнадзор ГУ МЧС РФ по РД, были рассмотрены все заявления граждан <адрес> и приняты по ним решения. Заявления ФИО1 не было, в связи с чем в списки лиц, имевших право на получение компенсации, он не был включен (л.д. 68-69).
В связи с этим опровергается довод ФИО2 МО «селение Анчих» о включении истца в первоначальный список, поскольку при отсутствии заявления ФИО1, он не мог быть включен в этот список. Данное обстоятельство не отрицается и самим ФИО1, в исковом заявлении указано, что в период с <дата> по <дата> он отсутствовал в селении в связи с нахождением в ЦРКБ, рядом с сыном (л.д.4-5).
В деле отсутствует акт обследования утраченного имущества с указанием стоимости утраченного имущества.
Имеющийся в материалах дела акт, датированный от <дата>, не может быть принят во внимание, т.к. носит общий характер без указания характеристик дома, его стоимости, стоимости имущества, находившегося в доме, утраченного в результате пожара. Кроме того, акт подписан лицами, не входившими в состав комиссии правомочной рассматривать заявление пострадавших от стихии граждан (л.д. 31).
Обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, однако истец среди граждан, пострадавших от пожара, указан не был, в Акте обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате весеннего паводка, истец также не указан.
Других доказательств с достоверностью подтверждающих наличие у истца имущества, утраченного в результате пожара <дата> суду не представлено.
Расчет суммы ущерба также не основан на законодательстве.
Согласно указанным выше нормативным актам, выплаты носят компенсационных характер и зависят от стоимости утраченного имущества, которая определяется комиссией. Истцом произведен расчет исходя из стоимости квадратного метра в РД, т.е. из предполагаемой стоимости.
Приложенные к материалам дела технический паспорт (л.д. 38-42) и домовая книга (л.д. 43-60) оценены судом апелляционной инстанции критически.
Согласно записи в техническом паспорте дом построен в 1942 г. и имеет износ 40% при этом технический паспорт изготовлен только <дата>, т.е. менее чем за месяц до пожара.
Домовая книга имеет непоследовательные записи. Так, запись о регистрации <дата> ФИО1 произведена раньше, чем запись о регистрации ФИО15, которая зарегистрирована <дата>.
Сама книга не имеет отметок о времени выдачи и органе, выдавшем её.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать основания своих требований или возражений.
Поскольку истцом не доказано своевременное обращение в за получением компенсационной выплаты в связи с утратой имущества, наличие имущества и его стоимость - основания для удовлетворения исковых требований не имелось.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
определил:
апелляционную жалобу УФК по РД удовлетворить.
Решение Болихского районного суда Республики Дагестан от <дата> по исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» и Министерству финансов РФ о признании пострадавшим и взыскании компенсации за утраченное имущество отменить полностью и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Председательствующий
Судьи