ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2872/2014 от 09.10.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Артамонова С.Я. Дело № 33-2872/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Софиной И.М.,

судей Фоминой А.И., Ушаковой И.Г.,

при секретаре Комлевой К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 9 октября 2014 года гражданское дело по иску Удинцева С.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганской области об оспаривании решения, признании юридического лица ликвидированным,

по апелляционной жалобе Удинцева С.А. на решение Кетовского районного суда Курганской области от 24 июня 2014 года, которым постановлено:

«в удовлетворении требований Удинцева С.А. к Межрайонной ИФНС России по Курганской области об оспаривании решения, возложении обязанности по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации КФХ «Удинцев и К» с <...> г., отказать.».

Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца Удинцева С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Удинцев С.А. обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее – Межрайонная ИФНС России по Курганской области) о признании юридического лица ликвидированным фактически с <...>, внесении изменений в запись об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от этого же числа.

В обоснование заявленных требований указывал, что постановлением администрации Притобольного района Курганской области от <...> было зарегистрировано Крестьянско-фермерское хозяйство «Удинцев и К» (далее - КФХ «Удинцев и К»). Ему, как главе КФХ, для организации крестьянского хозяйства был предоставлен земельный участок общей площадью <...> га, право собственности на который зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области на его имя. В связи переездом на новое место жительства в Шатровский район Курганской области в 1997 году, КФХ приняло решение о его ликвидации и фактически прекратило свою деятельность, расчетный счет хозяйства был закрыт, штампы и печати сданы для уничтожения в администрацию Притобольного района Курганской области. <...> он подал в администрацию района заявление о ликвидации КФХ о чем <...> разместил объявление в средствах массовой информации. Полагает, что необходимая процедура ликвидации юридического лица была соблюдена, однако <...> из Межрайонной ИФНС России по Курганской области в его адрес поступило требование о перерегистрации КФХ. Из сообщения налоговой инспекции следовало, что запись о прекращении деятельности КФХ внесена в ЕГРЮЛ только <...>. Поскольку в настоящее время с него, как с главы КФХ, производятся удержания платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, выражая несогласие с действиями Межрайонной ИФНС России по Курганской области по внесению в ЕГРЮЛ данных о ликвидации КФХ, просил заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании истец Удинцев С.А. заявленные требования поддерживал, дал пояснения по доводам, изложенным в заявлении.

Представители ответчика Межрайонной ИФНС России по Курганской области ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, против удовлетворения требований возражали, полагали действия налоговой инспекции законными и обоснованными, поясняли, что в связи с нарушением Удинцевым С.А. процедуры ликвидации, наличия у хозяйства задолженности по налогам, внести сведения в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности КФХ ранее <...> Инспекция не могла.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Удинцев С.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы выразил несогласие с выводами суда первой инстанции, указывая, что весь пакет документов на ликвидацию КФХ и печать КФХ сдал в администрацию Притобольного района Курганской области еще в 2000 году, сменил место жительства и проживает в Шатровском районе с 1998 года. Считает, предъявление претензий к главе КФХ, освобожденному от своих обязанностей с 2000 года, является незаконным. Просит решение суда отменить.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции истец Удинцев С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России по Курганской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате и времени извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области (далее - УПФР в Притобольном районе Курганской области), привлеченный к участию в деле в суде апелляционной инстанции, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом мнения истца, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Заслушав истца Удинцева С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Из материалов дела усматривается, что суд первой инстанции, принимая решение по делу в пределах заявленных требований, не принял во внимание положения ст. 42 ГПК РФ, в связи с чем необоснованно разрешил спор без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица УПФР в Притобольном районе Курганской области, поскольку принятое судебное постановление может повлиять на его права и обязанности, что является безусловным основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в результате рассмотрения дела в отсутствие не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица УПФР в Притобольном районе Курганской области, было нарушено гарантированное ст. 38 ГПК РФ равенство сторон в гражданском судопроизводстве, оно было лишено возможности реализовывать свои процессуальные права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ, то есть выражать свои возражения и представлять доказательства в опровержение заявленных требований.

Допущенное судом нарушение норм процессуального права, в силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции. При наличии данных оснований суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Поскольку суд при рассмотрении дела допустил существенное нарушение норм процессуального права, то решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене.

В силу ст. 27 Гражданского кодекса РСФСР (действующего в период создания КФХ «Удинцев и К»), юридические лица образовывались в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР, а те общественные организации, порядок образования которых законодательством не установлен, - в порядке, предусмотренном их уставами (положениями).

В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции от 24.12.1993 действующей на момент создания КФХ «Удинцев и К») крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

В силу ст. 9 указанного Закона, крестьянское хозяйство регистрировалось районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу.

Условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства указаны в ст. 32 данного Закона, в соответствии с п. б которой, деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случае принятия членами крестьянского хозяйства решения о прекращении его деятельности.

Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов (ст. 33 вышеуказанного Закона).

Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Притобольного района Курганской области от <...> истцу Удинцеву С.А. для организации крестьянского хозяйства был предоставлен в частную собственность земельный участок площадью <...> га, из них пашни <...> га, сенокосов <...> га, пастбищ <...> га. Главой крестьянского хозяйства «Удинцев и К» утвержден Удинцев С.А., членами хозяйства – Удинцев С.А., Удинцева Л.С., Удинцев Н.П., Корякина А.Е. (л.д. 5-6, 21-24).

Указанным постановлением администрации КФХ «Удинцев и К» было зарегистрировано (п. 9 постановления).

Факт регистрации КФХ «Удинцев и К» подтвержден и свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия (л.д. 131).

<...> КФХ «Удинцев и К» поставлено на налоговый учет ИМНС России по Притобольному району Курганской области (л.д. 109).

Согласно представленным истцом доказательствам, <...> истец Удинцев С.А. обратился к Главе администрации Притобольного района Курганской области с заявлением о принятии решения о ликвидации крестьянского хозяйства «Удинцев и К» (л.д. 7).

В силу ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (в редакции от 08.07.1999, действующей на дату подачи заявления о ликвидации КФХ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначали по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливали в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходили полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступала в суде.

Порядок ликвидации юридического лица закреплен в ст. 63 ГК РФ (в редакции от 08.07.1999), согласно которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Истцом в ходе рассмотрения дела предоставлены доказательства, подтверждающие факт соблюдения указанного порядка ликвидации КФХ: протокол общего собрания членов крестьянского хозяйства «Удинцев и К» от <...> о ликвидации крестьянского хозяйства «Удинцев и К» и создании ликвидационной комиссии (л.д. 40), протокол заседания ликвидационной комиссии КФХ «Удинцев и К» от <...> о прекращении деятельности Главы КФХ «Удинцев и К» (л.д. 41), заявления членов крестьянского хозяйства «Удинцев и К» Корякиной А.Е., Удинцевой Н.П., Удинцевой Л.С., Удинцева С.А. от <...>, адресованные в ликвидационную комиссию крестьянского хозяйства «Удинцев и К» об отсутствии имущественных претензий к Главе крестьянского хозяйства «Удинцев и К» (л.д. 42, 43), квитанция от <...> о размещении объявления о ликвидации крестьянского хозяйства (л.д. 8), справка Притобольного отделения Сберегательного банка от <...> о закрытии <...> расчетного счета крестьянского хозяйства Удинцева С.А. (л.д. 9), корешок квитанции от <...>, согласно которой администрация Притобольного района Курганской области приняла от КФХ «Удинцев и К» круглую печать и штамп хозяйства для уничтожения вследствие прекращения деятельности (л.д. 10), справка об отсутствии у крестьянского хозяйства «Удинцев и К» задолженности в филиале ТФ ОМС по Притобольному району (л.д. 11).

В ходе рассмотрения дела наличие решения о прекращении деятельности КФХ «Удинцев и К» не установлено (л.д. 15).

В связи с вступлением с 01.07.2002 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» функции по государственной регистрации юридических лиц были переданы от районных и городских администраций налоговым органам. Вместе с этими функциями районными и городскими администрациями также были переданы регистрационные дела по действующим юридическим лицам, в том числе и по КФХ «Удинцев и К».

Поскольку сведения о ликвидации юридического лица в регистрационном деле отсутствовали, сведений о снятии с налогового учета по стоянию на 01.07.2002 в ИМНС России по Притобольному району Курганской области также не поступало, <...> КФХ «Удинцев и К» было направлено письмо о необходимости перерегистрации юридического лица (л.д. 12).

<...> юридическим лицом КФХ «Удинцев и К» согласно Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ было представлено сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Закона «О государственной регистрации юридических лиц», о чем <...> внесена запись о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированном до 01.07.2002.

<...> Межрайонной ИФНС России по Курганской области в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности КФХ «Удинцев и К» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 1 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от <...> (л.д. 54-56).

При этом требования об уплате земельного налога по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, истцу не направлялись, по решению Межрайонной ИФНС России по Курганской области от <...> задолженность по указанной недоимке, пеням и штрафам, признаны безнадежными к взысканию и списаны (л.д. 138).

Доводы истца о фактическом прекращении деятельности, передаче земельного участка в аренду, ответчиком не опровергнуты.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом, установленная ранее процедура прекращения деятельности юридического лица была соблюдена, требования истца о признании КФХ «Удинцев и К» ликвидированным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кетовского районного суда Курганской области от 24 июня 2014 года по иску Удинцева С.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Курганской области отменить.

Исковые требования Удинцева С.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Курганской удовлетворить.

Признать Крестьянско-фермерское хозяйство «Удинцев и К» ликвидированным фактически с <...> года.

Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Курганской области изменить дату исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц на <...>.

Судья-председательствующий И.М. Софина

Судьи: А.И. Фомина

И.Г. Ушакова