РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ткачева С.В. Дело № 33 – 2873/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Зинченко С.В.
судей Уосис И.А., Шевченко С.В.
при секретаре Лемех М.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 14 июня 2017 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Черняховского городского суда Калининградской области от 18 апреля 2017 года, которым его исковые требования к Министерству социальной политики Калининградской области, Правительству Калининградской области об обязании включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, обязании обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения ФИО1 и его представителя – ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора города Черняховска Калининградской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1, указав, что в ходе проведения проверки по обращению ФИО1 установлено, что решением Черняховского городского суда от 12.04.2007 г. родители ФИО1 и У. лишены родительских прав в отношении сына. Постановлением главы Черняховского муниципального образования № от 10.10.2006 г. за ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, собственниками которого являются К., Н. и У.
Поскольку в силу действующего законодательства не подлежит сохранению право пользования жилым помещением за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, если они проживали (или проживают) в жилом помещении, которое принадлежит на праве собственности другим лицам, закрепление за ФИО1 указанного жилого помещения, находящегося в собственности других лиц, нарушает его право на получение жилого помещения в соответствии с законом, постановление главы Черняховского муниципального образования № от 10.10.2006 г. в данной части является незаконным и подлежит отмене.
Министерством социальной политики Калининградской области ФИО1 отказано во включении в список, поскольку он обратился по вопросу предоставления жилья после достижения двадцатитрехлетнего возраста. Данный отказ нарушает требования закона и права ФИО1 на получение жилья, поскольку органы местного самоуправления, незаконно закрепив за истцом указанное жилье, фактически с 2006 г. нарушили его право на получение жилого помещения. Просит признать незаконным и подлежащим отмене пункт 2 постановления главы муниципального образования «Черняховский городской округ» от 10.10.2006 г. № «Об установлении опеки над ФИО1», обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить ФИО1 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, обязать Правительство Калининградской области обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
В дальнейшем прокурор и ФИО1 отказались от требований к администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» о признании п. 2 постановления главы муниципального образования «Черняховский городской округ» от 10.10.2006 г. № незаконным и подлежащим отмене, производство по делу в указанной части прекращено; прокурор также отказался от исковых требований в интересах ФИО1, производство по делу продолжено по требованиям истца.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить и принять новое решение. Указывает на то, что суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, неправильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, пришел к неправильным выводам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Действовавшие в редакции до 01 января 2013 года пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 9 статьи 8 названного Федерального закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Решением Черняховского городского суда от 12.04.2007 г. его родители – мать У. и отец Ц. лишены родительских прав в отношении сына.
Постановлением главы муниципального образования «Черняховский городской округ» от 10.10.2006 г. № над ФИО1 установлена опека, опекуном назначена бабушка К., за ним закреплено жилье по адресу: <адрес>.
Указанный жилой дом передан в собственность К., Н., У. на основании договора приватизации от 19.04.1993 г., при этом на момент приватизации истец имел равное с нанимателем и остальными членами семьи право пользования данным жилым помещением.
ФИО1 с рождения и до достижения 21-летнего возраста постоянно проживал в указанном жилом доме, вел совместное хозяйство с членами семьи, выехал в другое место жительства в связи с созданием семьи с ФИО2
ФИО1 не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, невозможность проживания в занимаемом ранее жилье не устанавливалась.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что как в силу законодательства, действующего в настоящее время, так и в силу ранее действовавшего законодательства, предусмотрен заявительный характер обеспечения жильем, устанавливалась обязанность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено по делу - в период до достижения 23-летнего возраста с заявлением о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 не обращался, и на учете не состоял.
ФИО1 достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, 23-летнего возраста – ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, с обращением по вопросу обеспечения жильем ФИО1 обратился в уполномоченный орган только в ноябре 2016 г. Письмом от 24.11.2016 г. ему было отказано во включении в указанный Список.
Суд первой инстанции на основании правильной оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что объективных обстоятельств, препятствующих ФИО1 обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-х летнего возраста в ходе судебного разбирательства не установлено.
Доводы о неоднократном устном обращении истца в органы местного самоуправления для постановки на учет для получения жилья не могут быть приняты во внимание, поскольку объективно названные доводы ничем не подтверждены.
С ноября 2015 г., т.е. по достижении возраста 23 лет, ФИО1 утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно, утратил и право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Доводы истца о нарушении его прав органом местного самоуправления в связи с закреплением жилого помещения, принадлежащего другим лицам, не могут быть приняты во внимание, поскольку с 01.01.2013 г. в связи с изменением законодательства наличие постановления о закреплении за истцом жилого помещения не влияло на возможность обращения в уполномоченные органы за предоставлением жилого помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области и на возможность реализации его прав. Вместе с тем, с таким заявлением до ноября 2016 г. он в уполномоченный орган не обращался.
Поскольку истцом не приведено никаких обстоятельств, объективно препятствующих его своевременной постановке на учет для получения жилья, причины, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, судебная коллегия находит неуважительными.
Принимая во внимание, что обращение истца за реализацией права на обеспечение жильем, основанного на статусе лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, последовало только в ноябре 2016 г., тогда как сам указанный статус и обусловленное им право на получение мер социальной поддержки были утрачены им еще в ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 23 лет, требуемый заявительный порядок истцом соблюден не был, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их основанными на фактических обстоятельствах дела и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены решения по доводам жалобы.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черняховского городского суда Калининградской области от 18 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: