Дело № 33-2875/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2018 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Ившиной Т.В., Раковского В.В.,
при секретаре Плешивцевой К.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Новоорского района, апелляционные жалобы Главы муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области ФИО1, администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от (дата) по гражданскому делу по иску прокурора Новоорского района в интересах Российской Федерации к Совету депутатов муниципального образования Новоорский поссовет, главе администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 о признании решения Совета депутатов от 14.07.2017 года № 109-рс незаконным, установлении факта конфликта интересов, обязании Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения прокурора прокуратуры Оренбургской области Стиплина И.В., поддержавшего доводы апелляционного представления и просившего в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, ФИО1, представлявшего также интересы Совета депутатов МО Новоорский поссовет, его представителя ФИО2, представителя администрации МО Новоорский поссовет ФИО3, представителя третьего лица ФИО4. поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Прокурор Новоорского района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Российской Федерации, указав, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками в администрации МО Новоорский поссовет. Проверкой установлено, в администрацию Новоорского поссовета (дата) поступило заявление от ФИО5, являющегося сыном главы администрации Новоорского поссовета ФИО1, о предоставлении земельного участка без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале №. (дата) администрацией Новоорского поссовета вынесено постановление № «О предоставлении в аренду земельного участка», указанным постановлением предоставлялись земельные участки в кадастровом квартале №. (дата) администрацией Новоорского поссовета в общественно-политической газете Новоорского района Оренбургской области «Новоорская газета» размещено извещение «О предоставлении земельных участков». (дата) постановлением № ФИО5 предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью *** из категории земель – земли населенных пунктов. По информации, представленной из администрации Новоорского поссовета в период с (дата) заседания комиссий по урегулированию конфликта интересов и служебному поведению не проводились. Между тем, главой администрации выделен земельный участок с кадастровым номером № площадью *** из категории земель – земли населенных пунктов. Главой МО Новоорский поссовет ФИО6 меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принимались. Прокуратурой района по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов МО Новоорской поссовет (дата) в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Рассмотрев представление прокурора, Советом депутатов принято решение №109-рс от 14 июля 2017 года, согласно которого депутатами принято решение не инициировать процедуру удаления главы согласно ст. 74.1 Федерального закона от 22.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Истец просил признать решение Совета депутатов МО Новоорский поссовет от 14.07.2017 № 109-рс незаконным и подлежащим отмене, установить факт конфликта интересов в действиях главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 при предоставлении земельного участка сыну ФИО5; обязать Совет депутатов МО Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Представитель истца – прокурор Гущин В.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет - ФИО7 в судебном заседании иск не признал, просил оставить его без удовлетворения.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, просил оставить его без удовлетворения. Пояснил, что является главой администрации МО Новоорский поссовет. В поссовет в (дата) поступило заявление от его сына ФИО5 о предоставлении ему земельного участка. Так как он не занимается вопросом выделения земельных участков, он отписал это заявление специалисту поссовета по земельным вопросам – ФИО8, которая провела проверку документов, дала объявление в газету, по истечении положенного срока составила проект договора аренды, который был им подписан. Процедура предоставления земельных участков проходит без участия главы, он лишь подписывает конечный документ, а именно договор. У него как у главы поселения не имелось оснований для отказа ФИО5 в предоставлении земельного участка. Просил отказать в удовлетворении иска.
Представители ответчика ФИО9, ФИО10, ФИО11, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Решением суда исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области удовлетворены частично. Суд постановил: установить факт конфликта интересов в действиях главы администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 при предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью *** из категории земель – земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, местоположение (адрес) ФИО5. В удовлетворении исковых требований прокурора Новоорского района в интересах Российской Федерации о признании решения Совета депутатов от 14.07.2017 года № 109-рс незаконным, его отмене, обязании Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», отказать.
Определением суда от (дата) в описательной и резолютивной части решения исправлены описки.
В апелляционном представлении прокурор Новоорского района просит решение суда в части, которой отказано в удовлетворении исковых требований прокурора, отменить, ссылаясь на его незаконность.
Глава муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области ФИО1, администрация МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области в апелляционных жалобах просят отменить решение суда в части удовлетворенных исковых требований, вынести новое решение об отказе прокурору в иске.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с избранием, осуществлением деятельности главы муниципального образования и удалением в отставку урегулированы Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, Уставом муниципального образования.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно п. 4.1 указанной статьи глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно пп. 2.1 п. 6 указанной статьи полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.
Толкование понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность" приведены в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В силу положений статьи 11 указанного Федерального закона лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Согласно Устава МО Новоорский поссовет: в компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку ( п.10 ч.1 ст.23), Глава поссовета должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; полномочия Главы поссовета, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом.
Постановлением администрации МО Новоорский поссовет № от (дата) создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в муниципальном образовании Новоорский поссовет.
Положения по работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению главы администрации в МО Новоорский поссовет не разработано. В период с (дата) заседания комиссий по урегулированию конфликта интересов и служебному поведению не проводились.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является главой муниципального образования Новоорский поссовет, то есть замещает должность, которая Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) квалифицируется как муниципальная должность (статья 2).
Согласно распоряжению администрации МО Новоорский поссовет № от (дата) ФИО1 приступил к исполнению обязанностей главы МО Новоорский поссовет с (дата)
Прокуратурой Новоорского района была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками в администрации МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области.
Проверкой установлено, что (дата) ФИО5, сыном Главы МО Новоорский поссовет, было подано заявление о предоставлении земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: (адрес), без проведения торгов в аренду.
Заявление зарегистрировано в книге обращений граждан (дата) за №. Основание предоставления земельного участка – подпункт 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
На основании заявления ФИО5 о предоставлении земельного участка было вынесено постановление администрации МО Новоорский поссовет (дата) за № «О предоставлении в аренду земельного участка», которое является основанием для опубликования в СМИ, на официальном сайте торгов извещения о предоставлении земельных участков в аренду.
(дата) в газете «Новоорская газета», было размещено извещение о предоставлении земельного участка в аренду. В извещение указано о подаче в течение 30 дней со дня опубликования желающими заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, и только при поступлении нескольких заявлений на один и тот же земельный участок будет проводиться аукцион по продаже права на заключение договоров аренды.
В течение 30 дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении прибрести права на земельные участки, указанные в извещении, в том числе на земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: (адрес) и участвовать в аукционе не поступили. В связи с отсутствием иных заявлений по истечении указанного срока администрация МО, в лице главы ФИО1 предоставила ФИО5 земельный участок, заключив (дата) договор аренды №.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок кадастровый №, площадью ***., из земель наследных пунктов, местоположение: (адрес). разрешенное использование – индивидуальные жилые дома ***
Согласно п. 2.1 аренда участка осуществляется в течении 20 лет со дня регистрации договора аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
В силу п. 3.1 размер арендной платы за участок составляет *** на один год аренды.
Указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (дата) за номером №.
По сведениям администрации МО Новоорский район платежи в бюджет МО Новоорский район от ФИО5 по договору аренды земельного участка № от (дата) за период с (дата) по (дата) не поступали.
Прокуратурой Новоорского района Оренбургской области по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов МО Новоорской поссовет (дата) в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Советом депутатов указанное представление рассмотрено, принято решение № 109-рс от 14.07.2017 года.
Совет депутатов МО Новоорской поссовет Новоорского района Оренбургской области решил: в связи с тем, что Советом депутатов не выявлены основания для удаления главы МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области ФИО1 в отставку – не инициировать процедуру удаления главы согласно ст. 74.1 Федерального закона от 22.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Разрешая исковые требования об установлении факта конфликта интересов в действиях главы МО Новоорской поссовет Новоорского района Оренбургской области ФИО1, суд первой установил, что ФИО1 при заключении договора аренды и предоставлении в аренду земельного участка своему сыну ФИО5 не принял мер по уведомлению представителя работодателя – Совет депутатов, о возможности возникновения у него конфликта интересов при предоставлении земельного участка сыну ФИО5 не принял мер к самоотводу от исполнения должностных обязанностей, связанных с подписанием постановления и договора аренды о предоставлении земельного участка ФИО5, возложенных на него ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в данной части.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку ФИО1, замещающий должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не принял мер по недопущению возникновения конфликта интересов, который выразился в том, что личная заинтересованность ФИО1 при предоставлении земельного участка сыну могла повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей главы МО Новоорский поссовет, и не уведомлении работодателя о возможности возникновения у него конфликта интересов, чем нарушил положения Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил факт конфликта интересов в действиях главы МО Новоорской поссовет Новоорского района Оренбургской области ФИО1 при предоставлении земельного участка в аренду сыну ФИО5
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что нормы закона следует рассматривать в совокупности, личная заинтересованность ФИО1 должна была выражаться в нарушении закона, в использовании служебного положения вопреки законным интересам общества и государства, нарушение Земельного кодекса РФ при предоставлении земельного участка ФИО5 не установлено, поэтому конфликт интересов в данной ситуации не возник, не могут быть приняты во внимание, поскольку при предоставлении земельного участка сыну в действиях ФИО1 в силу родственных отношений имеется конфликт интересов, т.е. личная заинтересованность, которая влияла или могла повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой могло возникнуть противоречие между личной заинтересованностью главы поссовета и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Факт того, что земельный участок был предоставлен в (дата) и суд мог оценить, что нарушение закона при предоставлении земельного участка допущено не было, не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов в момент предоставления земельного участка.
Доводы жалобы ответчиков о том, что у ФИО1 отсутствовала возможность по урегулированию конфликта интересов, поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлен порядок сообщения о возникшей личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей лиц, замещающих муниципальные должности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не влечет отмены решения суда, поскольку законом на ФИО1 возложена обязанность сообщать о возникновении или возможности возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, отсутствие порядка сообщения, не может освобождать его от данной обязанности, в силу п.8 Устава глава поссовета в своей деятельности подконтролен и подотчетен Совету депутатов, Совет депутатов принимает решение об удалении главы МО в отставку и досрочном прекращении полномочий в соответствии со ст.74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем ФИО1 как глава МО обязан был проинформировать данный орган о наличии конфликта интересов, что им сделано не было.
Разрешая требования прокурора о признании решения Совета депутатов МО Новоорский поссовет от 14.07.2017 года № 109-рс незаконным и подлежащим отмене, в связи с несоответствием федеральному законодательству о противодействии коррупции и обязании Совета депутатов МО Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд исходил из того, что действия Совета депутатов муниципального образования по принятию решения от 14 июля 2017 года, осуществлены в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией указанного органа местного самоуправления, процедура рассмотрения представления органа прокуратуры и принятия соответствующего решения, а также форма и порядок муниципального правового акта не нарушены, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права и законные интересы Новоорской районной прокуратуры по рассмотрению такого представления не нарушены, депутаты свободны в своем волеизъявлении, и никто не вправе повлиять на их выбор и мнение, в связи с чем пришел к выводу о том, что суд не может обязать ответчика принять конкретное решение об обязании инициировать процедуру удаления главы в отставку, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в части признания решения Совета депутатов от 14.07.2017 года № 109-рс незаконным, его отмене, обязании Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» отказал.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения, а доводы апелляционного представления прокурора находит необоснованными.
Порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентирован ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с названным Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с частями 3 - 4, 8 ст. 74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос (ч. 16).
Исходя из указанных норм закона, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть инициирован не менее 1/3 частью депутатов представительного органа муниципального образования или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В компетенцию иных лиц данный вопрос не входит.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3).
В силу ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Однако, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер, в связи с чем Совет депутатов, которому было адресовано представление прокурора, вправе не согласиться с доводами представления и принять решение об отсутствии оснований для исполнения требований, содержащихся в акте прокурорского реагирования. Доказательств того, что Советом депутатов при принятии обжалуемого прокурором решения нарушено действующее законодательство Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание соблюдение процедуры рассмотрения представления прокурора, а также, что в силу закона депутаты свободны в своем волеизъявлении и никто не вправе повлиять на их выбор и мнение, а также с учетом того, что в силу Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ решение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку решается по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), прокурор не вправе был в представлении требовать рассмотрение вопроса об удалении главы поссовета ФИО1 в отставку, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в иске о признании решения Совета депутатов от 14.07.2017 года № 109-рс незаконным, его отмене и обязании Совет депутатов муниципального образования Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации ФИО1 в отставку.
При этом судебная коллегия отмечает, что в представлении адресованном Совету депутатов прокурором не ставился вопрос об обязании инициировать процедуру удаления главы поссовета в отставку, данный вопрос в порядке, предусмотренным ст.74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительным органом муниципального образования не решался, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Совет депутатов обязанности по инициированию процедуры удаления главы поссовета в отставку. При установлении решением суда факта конфликта интересов и бездействием полномочных лиц по решению вопроса об удалении главы поссовета в отставку, имеются основания для признания такого бездействия незаконным.
Доводы апелляционного представления о том, что суд необоснованно указал, что на момент принятия решения Советом депутатов от 14.07.2017 года № 109-рс факт конфликта интересов установлен не был, данный факт установлен только решением суда, не влекут отмены правильного по существу решения суда.
Довод апелляционного представления о том, что судом установлен факт конфликта интересов, а решение Совета депутатов от 14.07.2017 года № 109-рс остается в силе, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку представление рассмотрено, по нему принято решение в пределах полномочий Совета депутатов, как было указано выше в полномочия прокурора не входит инициатива удаления главы в отставку, а потому оснований для признания данного решения незаконным у суда не имелось.
Ссылка в апелляционном представлении на то, что не все требования прокурора, указанные в представлении были рассмотрены Советом депутатов, не может свидетельствовать о незаконности решения Совета депутатов от 14.07.2017 года № 109-рс в части рассмотренного вопроса.
Иные апелляционного представления и апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию прокурора и ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы могли повлечь отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено и оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоорского районного суда Оренбургской области от (дата) оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Новоорского района Оренбургской области, апелляционные жалобы Главы муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области ФИО1, администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи