ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2880 от 10.11.2015 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья: Тишаева Ю.В. Дело № 33-2880

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 ноября 2015 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старцевой С.А.

судей Рогожина Н.А., Герасимовой Л.Н.

при секретаре Ноздрачевой Я.В.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО2 по отказу в совершении нотариального действия и обязании совершить нотариальное действие,

по апелляционной жалобе нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО2 на решение Северного районного суда г. Орла от 12 августа 2015 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя нотариуса ФИО2 – ФИО3, поддержавшей жалобу, возражения ФИО1, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО2 по отказу в совершении нотариального действия и обязании совершить нотариальное действие.

В обоснование требований указывала, что она является наследницей по закону на имущество своей мамы ФИО7, умершей <дата>, наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем в установленный законом срок она обратилась с заявлением о принятии наследства, а в последующем ею были собраны и поданы на имя нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО2 все необходимые документы для получения свидетельства о праве на наследство, в том числе квитанция на уплату государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследства, размер которой был исчислен из инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры, и справка государственного унитарного предприятия Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее - ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации») от 26 ноября 2014 г. об инвентаризационной стоимости квартиры в подтверждение данной стоимости. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей нотариусом было отказано, нотариус для исчисления нотариального тарифа потребовал представить справку о кадастровой стоимости квартиры или произвести ее оценку в организации согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

Ссылаясь на то, что отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство при уплате государственной пошлины за его выдачу, исчисленной из инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры, и его требование об уплате государственной пошлины, исчисленной из кадастровой стоимости наследуемой квартиры, и лишь только в этом случае ей будет выдано свидетельства о праве на наследство, являются незаконными, ФИО1 просила суд: признать незаконными действия нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО2 об отказе в совершении нотариального действия по выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО7, умершей <дата>, на основании оплаченного нотариального тарифа, исчисленного по справке ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26 ноября 2014 г. об инвентаризационной стоимости наследственного имущества - квартиры, расположенной по адресу <адрес>; обязать нотариуса исчислить нотариальный тариф за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону на основании справки ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26 ноября 2014 г. об инвентаризационной стоимости указанной квартиры и совершить нотариальное действие по выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО7, умершей <дата>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе нотариус ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм процессуального и материального права.

Приводит довод о том, что выводы суда не соответствуют фактическим материалам дела, поскольку нотариусом не было отказано заявителю в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, а предложено представить документ о стоимости наследственного имущества, выданный уполномоченным органом, осуществляющим в соответствии с действующим законодательством государственный учет объектов капитального строительства, либо организации, осуществляющей оценку недвижимости, и уплатить нотариальный тариф в установленном порядке.

Считает, что у ФИО1 отсутствует право на судебную защиту в отношении действий, которые не были совершены нотариусом, в связи с чем ее требования необоснованы и не могли быть удовлетворены судом.

Указывает, что представленный ФИО1 документ об инвентаризационной стоимости квартиры не был принят в качестве надлежащего документа, подтверждающего стоимость наследуемого имущества, в связи с прекращением с 9 июля 2013 г. осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства органами бюро технической организации (БТИ) и утратой в этой связи полномочий по выдаче документов о стоимости имущества по состоянию на момент смерти наследодателя в 2014 году. ФИО1 должна была представить тот вид оценки наследственного имущества, который исходит от организации государственного (кадастрового) учета объектов капитального строительства либо организации, уполномоченной на осуществление оценочной деятельности, ввиду чего ей было предложено предоставить документ о рыночной или кадастровой стоимости имущества на день открытия наследства, выданный уполномоченными органами Росреестра или организациями, осуществляющими оценочную деятельность, однако последняя не представила его.

На заседание судебной коллегии нотариус ФИО2 и представитель ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщили.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Согласно пункту 1 статьи 1163 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1153 Кодекса принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 настоящего Кодекса.

В статье 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате перечислены виды нотариальных действий, которые совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой. К ним, в частности, относится выдача свидетельства о праве на наследство (пункт 27).

В силу статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства; факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Согласно пунктам 4 и 19 раздела IX (Выдача свидетельства о праве на наследство) Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав», утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27-28 февраля 2007 г., Протокол № 02/07) заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство может быть направлено по почте или передано нотариусу другим лицом, а также представителем наследника, действующим по доверенности или в силу закона в порядке, предусмотренном в пункте 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Личная явка наследника за получением свидетельства о праве на наследство не обязательна. Свидетельство о праве на наследство может быть выдано нотариусом законному представителю наследника при представлении соответствующих документов о полномочиях законного представителя или представителю наследника по доверенности, в которой должно быть отражено полномочие на получение такого свидетельства.

Если наследником, принявшим наследство, представлены все необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство и произведена оплата нотариального тарифа в установленном размере, то по его просьбе, изложенной в письменной форме, свидетельство о праве на наследство ему может быть направлено нотариусом по почте. В случае отправления наследником заявления нотариусу с указанной просьбой по почте подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована в соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1, абзац второй Методических рекомендаций).

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя государственная пошлина уплачивается в размере 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей; другим наследникам - в размере 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей.

Положения указанной статьи применяются с учетом положений статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.

Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7-10 настоящего пункта.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7-10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки) (абзац второй подпункта 5).

В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7-10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества (абзац третий подпункта 5).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

В соответствии со статьей 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, статьей 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Судом установлено, что ФИО1 является наследником первой очереди по закону на имущество ФИО7, умершей <дата> Наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В связи с обращением ФИО1 к нотариусу Орловского нотариального округа ФИО2 с заявлением о принятии наследства, нотариусом <дата> заведено наследственное дело к имуществу умершей ФИО7

В целях оформления наследственных прав на указанную квартиру ФИО1 после неоднократных обращений 21 мая 2014 г. направила нотариусу ФИО2 письменное заявление о выдачи свидетельства о праве на наследство с приложением справки ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26 ноября 2014 г., в которой указана инвентаризационная стоимость квартиры на дату смерти наследодателя в размере 191 175 рублей, и квитанцию об уплате государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону в размере 575 рублей 53 копейки, исчисленной от инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры.

Судом установлено, что свидетельство о праве на наследство по закону ФИО1 нотариусом не выдано, постановление об отказе в совершении нотариального действия нотариусом не выносилось, а в письме от 28 мая 2014 г. № 347 нотариус указал о возможности выдачи свидетельства о праве на наследство в отношении квартиры после предоставления документа о стоимости наследственного имущества и уплаты нотариального тарифа в установленном порядке.

Суд, оценив доводы сторон и представленные доказательства, установив, что действия нотариуса по отказу в выдаче ФИО1 свидетельства о праве на наследство по закону на наследственное имущество исходя из оплаченного ею нотариального тарифа, исчисленного по инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры, являются незаконными, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, обязав нотариуса совершить нотариальное действие по выдаче ФИО1 свидетельства о праве на
наследство по закону на имущество умершей ФИО7

Судебная коллегия считает вывод суда верным, основанным на нормах права и установленных обстоятельствах и соглашается с ним.

Вопреки доводам жалобы нотариусом ФИО2 не представлено доказательств законности обжалуемых заявителем действий.

Судебная коллегия считает несостоятельным довод жалобы о том, что представленный ФИО1 документ об инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры не является документом, подтверждающим ее стоимость в установленном законом порядке.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного Федерального закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Согласно пункту 8 статьи 47 вышеуказанного Федерального закона впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

В силу частей 2.3 и 3 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют:

1) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета;

2) подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, по государственной кадастровой оценке.

Таким образом, с 1 января 2013 года вместо государственного технического учета осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства, который осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Россреестром), при этом под кадастровым учетом понимаются действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

В соответствии с пунктами 3-5, 7 названного Положения государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Согласно пункту 9 названного Положения инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях: составление государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду; исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости л жилищной сфере.

Таким образом, государственный кадастровый учет объектов недвижимости, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и государственный технический учет жилищного фонда, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, имеют различные цели их ведения и назначение.

В силу пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Поскольку налоговым законодательством Российской Федерации предоставлено право плательщика государственной пошлины на представление документа с указанием инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры, принимая во внимание, что государственный кадастровый учет не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости и отсутствует норма, прямо возлагающая на иной орган или организацию обязанности по определению инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, уставом ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» данное государственное унитарное предприятие создано, в том числе для целей инвентаризационного и технического учета объектов капитального строительства, оценки и переоценки этих объектов при налогообложении имущества физических лиц в виде жилых помещений, квартир, жилых домов, при котором ставки налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (статья 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действовавшая в спорный период, статья 402 НК РФ, пункт 2 Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 27 ноября 2014 г. № 57/1041-ГС об установлении налога на имущество физических лиц), судебная коллегия с учетом действующих норм о государственном учете жилищного фонда, приходит к выводу, что ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» имеет право на выдачу справок об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство не содержит запрета определять указанное предприятие как организацию по учету объектов недвижимости, определению их инвентаризационной стоимости, установление которой в рамках государственного кадастрового учета не предусмотрено, в том числе с целью предоставления нотариусу документа при уплате государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство.

Закрепленная в статье 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации норма о порядке исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство не поставлена в зависимость от даты наступления смерти наследодателя, в связи с чем доводы жалобы в этой части судебная коллегия находит несостоятельными.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы аналогичны процессуальной позиции апеллянта в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Иные доводы жалобы не влияют на правильность постановленного судом решения.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Северного районного суда г. Орла от 12 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи