Судья Коптева А.В. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 ноября 2015 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Митюрёвой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Отряда Федеральной противопожарной службы по Орловской области» к администрации города Орла о признании незаконным постановления и восстановлении прав, по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Заводского районного суда г. Орла от 27 августа 2015 года, которым постановлено:
«Признать незаконным Постановление Администрации города Орла от <дата>№ «О закреплении муниципальных жилых помещений в оперативное управление МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» в части закрепления квартиры <адрес>.
Признать незаконным Постановление Администрации города Орла от <дата>№ «Об исключении квартиры «по адресу <адрес> из муниципального специализированного (служебного) жилищного фонда и закреплении по фактическому проживанию за ФИО1
Признать право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Отряда Федеральной противопожарной службы по Орловской области» на квартиру <адрес>».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., объяснения представителя администрации г.Орла по доверенности ФИО2, поддержавшего жалобу, возражение на жалобу представителя ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Орловской области» по доверенности ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Федеральное государственное казенное учреждение «Отряд Федеральной противопожарной службы по Орловской области» (далее ФГКУ «ОФПС по Орловской области») обратилось в суд с иском к администрации города Орла о признании незаконным постановления администрации города Орла от <дата>№ «О закреплении муниципальных жилых помещений в оперативное управление МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (далее МКУ «УКХ г. Орла») и постановления администрации г. Орла от <дата>№ «Об исключении квартиры <адрес> из муниципального специализированного (служебного) жилищного фонда и закреплении по фактическому проживанию за ФИО1» и о восстановлении права ФГКУ «ОФПС по Орловской области» на квартиру <адрес>
В обоснование исковых требований указано, что квартира <адрес> располагается в административном здании (пожарное депо) ФГКУ «ОФПС по Орловской области» и является его неотъемлемой частью. Распоряжением ТУ Росимущества по Орловской области пожарное депо закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «ОФПС по Орловской области». Согласно инвентарной карточки учета основных средств пожарное депо общей площадью <...> кв.м стоит на балансе ФГКУ «ОФПС по Орловской области». На третьем этаже пожарного депо находятся кабинеты и жилое помещение общей площадью <...> кв.м, площадь которого входит в общую площадь пожарного депо и является его составной частью. Территория пожарного депо имеет ограждение по всему периметру, вход на территорию осуществляется только через контрольно-пропускной пункт, который обязан обеспечивать беспрепятственный допуск на территорию пожарного депо только специальных служб для ремонта и эксплуатации инженерных коммуникаций.
ФГКУ «ОФПС по Орловской области является федеральным учреждением, наделено федеральным недвижимым и движимым имуществом, полномочия собственника федерального имущества осуществляют МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную необходимо предоставить согласие (письмо) ФГУП, ФГУ на передачу имущества принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
ФГКУ «ОФПС по Орловской области» согласие на передачу квартиры <адрес> в муниципальную собственность г. Орла не давало.
По изложенным основаниям истец просил признать постановления администрации города Орла от <дата>№ «О закреплении муниципальных жилых помещений в оперативное управление МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (далее МКУ «УКХ г. Орла») и от <дата>№ «Об исключении квартиры <адрес> из муниципального специализированного (служебного) жилищного фонда и закреплении по фактическому проживанию за ФИО1» незаконными и восстановить право ФГКУ «ОФПС по Орловской области» на указанную квартиру.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла просит об отмене решения, считая его незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что право муниципальной собственности на спорную квартиру возникло у муниципального образования «Город Орёл» до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и является юридически действительным при отсутствии государственной регистрации данного имущества, поскольку пунктом 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 г. №3020-1 установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности, независимо от того, на чьём балансе они находятся.
Считает, что спорное жилое помещение не относится к федеральной собственности в силу пп. 1 п. 2 раздела 2 приложения № Постановления ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» ввиду того, что он не распространяется на жилые помещения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 24 ст.2 Федерального закона от <дата> №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
В силу п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также п. 2 разд.2 приложения №1 к данному постановлению, имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что в административном здании (пожарное депо) ФГКУ «ОФПС по Орловской области», расположенном по адресу: <адрес>, на третьем этаже находится двухкомнатная <адрес>, вход на территорию осуществляется только через контрольно-пропускной пункт, вход в квартиру осуществляется через административное здание.
Пожарное депо стоит на балансе ФГКУ «ОФПС по Орловской области». Согласно техническому паспорту административного здания (далее – пожарное депо), его общая площадь составляет <...> кв.м, состоит из основного строения, где на первом этаже находятся кабинеты, гаражи (боксы), бытовые помещения, пост ГЗДС, на втором этаже находятся служебные кабинеты, подсобные помещения, на третьем - кабинеты и спорное жилое помещение общей площадью <...> кв.м (<адрес>). Площадь жилого помещения входит в общую площадь пожарного депо и является его составной частью.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>№ и № земельный участок по адресу: <адрес> общей площадью <...> кв.м, разрешенное использование – эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений пожарной части № (право собственности зарегистрировано <дата>), а также здание - пожарное депо по указанному адресу, площадью <...> кв.м ( право собственности зарегистрировано с <дата>), находятся в собственной Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Орловской области», утвержденным приказом МЧС России от <дата>№, ФГКУ «ОФПС по Орловской области» является федеральным учреждением, наделено федеральным недвижимым и движимым имуществом, полномочия собственника федерального имущества осуществляют МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно Распоряжению ТУ Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Орловской области от <дата> «Об изъятии федерального имущества у ГУ ЦУКС МЧС России по Орловской области и закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за ФГКУ ОФПС по Орловской области» у Государственного учреждения ЦУКС МЧС России по Орловской области было изъято федеральное недвижимое имущество, в частности пожарное депо, расположенное по <адрес> площадью <...> кв.м., и закреплено на праве оперативного управления за ГУ «ОФПС по Орловской области».
Из содержания письма Главного управления МЧС России по Орловской области от <дата>№ следует, что жилое помещение - <адрес> выдавалось ФИО5 с семьей 2 человека (он, жена ФИО1) решением Исполнительного комитета Заводского районного Совета народных депутатов города Орла от <дата> на время трудовых отношений как служебное жилое помещение, которое располагается в административном здании Специализированной части по тушению крупных пожаров и принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ «ОФПС по <адрес>».
Согласно Постановлению администрации города Орла от <дата>№ «О закреплении муниципальных жилых помещений в оперативное управление МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла», спорное жилое помещение было закреплено в оперативном управлении за МКУ «УКХ г. Орла» как муниципальное жилое помещение.
Постановлением Администрации города Орла от <дата>№ квартира <адрес> исключена из Муниципального специализированного (служебного) жилищного фонда и закреплена по фактическому проживанию за ФИО1
<дата> между МУП «УКХ города Орла» и ФИО1 заключен Договор социального найма жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что здание пожарного депо и находящееся в нем спорное жилое помещение на момент разграничения государственной собственности было предназначено для обеспечения деятельности пожарной службы, входившей в систему Министерства внутренних дел, в связи с чем относятся к федеральной собственности.
Указанный вывод суда первой инстанции по мнению судебной коллегии является правильным в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент вселения истцов в указанное жилое помещение) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР, частью 2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии с п. п. 2.6, 2.9 норм пожарной безопасности НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны», утвержденных Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ от 30 декабря 1994 г. №36 территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны. В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.
Таким образом, здание пожарного депо является имуществом государственной противопожарной службы, ранее входившей в систему органов внутренних дел, в нем организована пожарная часть, само по себе целевое назначение объекта в силу норм пожарной безопасности не исключает наличие жилых помещений, которые имеют статус служебного жилья.
Таким образом, учитывая требования вышеуказанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» о том, что имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, независимо от того, на чьем балансе они находятся относятся исключительно к федеральной собственности, суд первой инстанции правильно установил, что на момент разграничения государственной собственности в 1991 году, пожарное депо находилось в ведении Управления пожарной охраны, входящей в структуру органов внутренних дел РФ, то есть относилось к федеральной собственности.
Кроме того, постановление Правительства от 13 июня 2006 года за №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества.
Таких документов у ответчика не имеется. Также решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, т.е. ТУ Росимущества в Орловской области. Однако указанный орган никакого распоряжения о передаче спорной квартиры в муниципальную собственность не издавал.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что спорная квартира принадлежит муниципальному образованию в силу закона с 1991 года, направлены на переоценку установленных обстоятельств и собранных доказательств и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орла – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи