Судья: Осипова О.Б. Дело № 33-2884/2016
Докладчик: Печко А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Власкиной Е.С.
судей областного суда Печко А.В., Крейса В.Р.
при секретаре Апариной М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске «22 марта 2016 года» гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Новосибирского района, НСО на решение Новосибирского районного суда, НСО от «25 ноября 2015 года», которым требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия администрации Новосибирского района, НСО по осуществлению процедуры предоставления МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование с назначением: для размещения площадок отдыха, беседок и видовых площадок земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7192 кв.м, расположенного на территории <адрес>, Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО, а именно: утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № от 12.12.2014; издание постановления за №-па от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Земельное бюро».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Печко А.В., объяснения представителя Администрации Новосибирского района Новосибирской области, объяснения представителей Администрации Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, Новосибирской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО обратилась в суд с требованиями к администрации Новосибирского района, НСО, просила признать незаконными действия администрации Новосибирского района, НСО по осуществлению процедуры предоставления МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 54:19:030301:765, расположенного на территории <адрес>, Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО, а именно: выдачу заключения о возможности использования и предоставления, указанного земельного участка для заявленных целей и о публикации сообщения; утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № от 12.12.2014 г.; подачу документов в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» для осуществления кадастрового учета земельного участка и получение кадастрового паспорта этого земельного участка; издание постановления №-па от 13.02.2015г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Земельное бюро»; подписание акта о передаче земельного участка с кадастровым номером № МКУ «Земельное бюро»; подачу заявления в УФСГР, кадастра и картографии по НСО для проведения процедуры государственной регистрации права собственности Новосибирского района, НСО на земельный участок с кадастровым номером №.
В обоснование указала, что 12.11.2014 года в газете «Приобская правда» № (9436) на стр. 11 были опубликованы сообщения администрации Новосибирского района, НСО о возможном предоставлении МКУ Новосибирского района, НСО «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного па территории Толмачевского сельсовета, Новосибирскою района, НСО ориентировочной площадью 7200 кв.м для размещения площадки отдыха.
Считает, что оспариваемые действия ответчика являются незаконными в связи с тем, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, не могут быть предоставлены юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, а только на правах аренды или собственности.
Схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории утверждена неуполномоченным лицом зам.главы администрации (начальником управления имущественных и земельных отношений) Н.С.C., вместо Главы Новосибирского района - В.В.
Действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МКУ «Земельное бюро» для размещения рекреационных сооружений (объектов культурно-досугового назначения) в постоянное бессрочное пользование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории <адрес> сельсовета, Новосибирского района, НСО нарушают права (полномочия) заявителя в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения (п.15 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», поскольку законом решение этих вопросов местного значения отнесено к компетенции администрации сельских поселений.
Также действиями администрации Новосибирского района, НСО по предоставлению указанного выше земельного участка нарушаются права (полномочия) заявителя в области градостроительного планирования, в части утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории и т.п.
В Толмачевском сельсовете имеется утвержденный генеральный план, прошедший процедуру публичных слушаний, и он не предусматривает размещение рекреационных сооружений в д. Алексеевка, Толмачевского сельсовета на территории, занимаемой земельным участком с кадастровым номером 54:19:030301:765 площадью 7 192 кв.м. В текстовой части генплана МО Толмачевский сельсовет в д. Алексеевка на расчетный срок планируется один Спортивно-рекреационный комплекс, который будет расположен в центральной части деревни, а не на месте спорного земельного участка.
Предоставление земельных участков носило притворный характер, процедура предоставления земельных участков завершена не была, земельные участки МКУ «Земельное бюро» по акту приема передачи не передавались, договор постоянного (бессрочного) пользования не заключался, с заявлением о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Земельное бюро» не обращалось.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Администрации Новосибирского района, НСО в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое постановление об отказе в удовлетворении исковых требований. Т.к. не согласная с выводами суда, что спорный земельный участок является объектом местного значения, подлежащим отражению на схеме территориального планирования Новосибирского района и генеральном плане Толмачевского сельсовета, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, т.к. п.1 ч.3 ст.19, п.1 ч.5 ст.23 Градостроительного кодекса РФ не относят земельные участки с разрешенным использованием – площадки отдыха, беседки, видовые площадки к объектам местного значения.
Кроме того, считает необоснованным вывод суда, что площадки отдыха, беседки, видовые площадки объявляются объектами капитального строительства, указывает, что площадки отдыха являются благоустройством участка, т.е. относятся к улучшению поверхности земельного участка.
Допущено неправильное истолкование закона, суд установив, что спорные участки находятся в зоне жилой застройки пришел к выводу, что нарушено зонирование территории, при этом судом не учтено заключение кадастрового инженера, согласно которому зонирование территории допущено не было, кроме того, спорный земельный участок прошел процедуру государственного кадастрового учета с данным видом разрешенного использования, в связи с чем, нарушение зонирования могло иметь место только в случае бездействия администрации Толмачевского сельсовета по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о зонировании территории д. Алексеевка.
Указывает на несоответствие закону выводов суда, что утверждение схемы расположения земельного участка является властным полномочием, ссылаясь на Определение Верховного суда РФ от 03.02.2010г. № и Устав Новосибирского района Новосибирской области отмечает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесено к вопросам местного значения, к отдельным государственным полномочиям, следовательно, положения ст.19, 36, 39 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применению к спорным правоотношениям не подлежат. Утверждение схемы на кадастровом плане территории не является реализацией властного полномочия, т.к. не влечет возникновение императивных прав или обязанностей, а является реализацией полномочий публичного собственника. Полномочия заместителя главы администрации на утверждение схемы следуют из его должностного регламента, распоряжения администрации Новосибирского района, НСО о распределении обязанностей между заместителями главы от 04.07.2013г. №, положения об управлении имущественных и земельный отношений от 30.01.2014г.
Вывод суда, что в поданном заявлении не указана цель использования, является ошибочным, т.к. в заявлении указан вид разрешенного использования, который и соответствует его цели, что законом не запрещено.
Считает, что положения ст. 20, 34 ЗК РФ, п.2.4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», абз.2 п.9 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» исключают возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на ином праве, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Материально-правовой интерес администрации Толмачевского сельсовета заключается в приобретении спорных земельных участков, сохранении распоряжения землями неразграниченной государственной собственности. Оспаривание действий, ставших основанием для возникновения права постоянного (бессрочного) пользования, без оспаривания права муниципальной собственности не влечет восстановление прав, которые истец считает нарушенными, что также указывает на выбор истцом ненадлежащего способа защиты права. Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты права является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судом неправильно определен юридический статус МКУ «Земельное бюро», неправильно применены положения ст.43 ГПК РФ, учреждение должно выступать в качестве соответчика по делу.
Выводы суда о нарушении прав администрации Толмачевского сельсовета, в связи с предоставлением спорного земельного участка, не подтверждаются материалами дела, при этом какие именно полномочия истца были нарушены, судом не указано. Фактически истцом заявлены требования о защите предполагаемого, будущего права, однако процессуальное законодательство не допускает возможность удовлетворения таких требований.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 13 ГК РФ, п.1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух обстоятельств: противоречие оспариваемого акта требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Аналогичные нормы установлены в отношении действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В судебном заседании было установлено, что администрация Новосибирского района, НСО предоставила МКУ Новосибирского района, НСО «Земельное бюро» спорный земельный участок на территории Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО в постоянное (бессрочное) пользование для размещения площадок отдыха, беседок и видовых площадок.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК.
Согласно п.3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ.
П.16 ст. 34 вышеуказанного федерального закона в случае, если до дня вступления его в силу органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, распоряжение таким участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, независимо от наличия Правил землепользования и застройки сельского поселения.
Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного с самоуправления.
Согласно ст. 34 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, it том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 4).
Администрацией Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО оспаривается процедура предоставления и оформления вышеуказанного земельного участка, расположенного на территории поселений в границах Толмачевского сельсовета из земель, право собственности на которые не разграничено.
Как следует из материалов дела МКУ Новосибирского района, НСО «Земельное бюро» обратилось с заявлением на имя Главы Новосибирского района В.В. о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ для достижения предусмотренных Уставом целей, указав ориентировочную площадь земельного участка, его местоположение и вид разрешенного использования земельного участка.
И данное заявление, зарегистрировано в администрации Новосибирского района, НСО.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Приобская правда» № (9436) на стр. 11 были опубликованы сообщения администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможном предоставлении Муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного на территории Толмачевского сельсовета Новосибирского района, ориентировочной площадью 7200 кв.м, для размещения площадки отдыха.
Схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории с, Ллекссевка Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утверждена заместителем главы администрации Новосибирского района, Новосибирской области Н.С. на оснований выданной Главой администрации Новосибирского района, Новосибирской области В.В. доверенности № от 26.05.2014 года.
В заявлении МКУ «Земельное бюро», в постановлении администрации Новосибирского района Новосибирской области о предоставлении земельного участка, не указана цель использования земельного участка как того требует п. 3 ст. 34 ЗК РФ (в редакции действовавшей до 01 марта 2015 года) и п.2 ст. 8 Положения «О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района, Новосибирской области», утвержденного решением Совета депутатов Новосибирского района, НСО № от 21.06.2012 г ода.
В соответствии с Постановлением администрации Новосибирского района, НСО №-на от 13.02.2015 года земельный участок предоставлен МКУ «Земельное бюро» с разрешенным использованием: площадки отдыха, беседки, видовые площадки.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ определен ряд понятий, согласно которым - градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в п.1 ч.3 ст. 19 и п.1 ч.5 ст. 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению па схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20).
В соответствии со ст. 17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 № 481-03 «О градостроительной деятельности в Новосибирской области» в документах территориального планирования муниципальных образований Новосибирской области - на схеме территориального планирования муниципального района подлежат отображению следующие виды объектов местного значения в области физической культуры и массового спорта объекты, в которых (на территории которых) размещаются физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 5 пункта 1); на генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа подлежат отображению следующие виды объектов местного значения - в области физической культуры и массового спорта объекты, в которых (на территории которых) размещаются: физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 3 пункта 2).
В соответствии с ч.4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ие допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в ч.1 ст. 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в ч.1 ст. 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных па межселспных территориях, из одной категории в другую).
В соответствии с п.6 Положения «О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области, утвержденного решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области 21.06.2012 № 7 и на основании которого в том числе, как пояснял в судебном заседании представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области, осуществлялось оформление и предоставление спорных земельных участков, под целями предоставления земельных участков, не связанных со строительством, понимаются ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, иные, не связанные со строительством цели.
В Толмачевском сельсовете, Новосибирского района, НСО имеется утвержденный Генеральный план Толмачевского сельсовета, прошедший процедуру публичных слушаний, который не предусматривает размещение рекреационных сооружений в с. Алексесвка, Толмачевского сельсовета, Новосибирского района на территории, занимаемой земельным участком с кадастровым номером 54:19:030301:765 площадью 7200 кв.м.
В текстовой части генплана МО Толмачевский сельсовет (Положение о территориальном планировании - п. 3.2 Развитие и размещение объектов социально-культурного и бытового обслуживания местного значения, Таблица 3.2-1) в д. Алексеевка на расчетный срок планируется один Спортивно-рекреационный комплекс, который будет расположен в центральной части деревни, а не на месте земельного участка е кадастровым номером 54:19:030301:765.
Земельный участок с кадастровым номером 54:19:030301:765 был предоставлен МКУ «Земельное бюро» для размещения площадок отдыха, беседок, видовых площадок в нарушение прямого запрета, содержащегося в ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ.
В соответствии с п. 3,4 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Не допускается принятие органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения объектов местного значения, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования МО.
Соответственно, рекреационные сооружения, в том числе площадки отдыха, беседки, видовые площадки, которые МКУ «Земельное бюро» собралось разместить в <адрес>, Толмачевского сельсовета на земельном участке 7192 кв.м, являются объектами местного значения. По этой причине сведения о планах по их возведению должны были быть отражены как в документах территориального планирования органов местного самоуправления, а именно в Схеме территориального планирования Новосибирского района Новосибирской области и Генеральном плане Толмачевского сельсовета, при этом доказательств этому, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.
Ни текстовая часть материалов по обоснованию схемы территориального планирования Новосибирского района, ни графическая часть в виде карт, не содержат каких-либо упоминаний о планах по строительству на территории Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО таких объектов местного значения как площадки отдыха, беседки, видовые площадки.
Органами муниципальной власти Новосибирского района не принято никаких программ социально-экономического развития, которые предусматривали бы создание муниципальным учреждением района на территории Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, Новосибирской области и рекреационных сооружений на площади 7192 кв.м.
Генеральный план Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, Новосибирской области не предусматривает размещение рекреационных сооружений в <адрес>, Толмачевского сельсовета, на территории занимаемой земельным участком с кадастровым номером № площадью 7192 кв.м.
Кроме того, принимая во внимание положения ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, суд посчитал, что все вышеперечисленные объекты - площадки отдыха, беседки, видовые площадки, для размещения которых администрацией Новосибирского района Новосибирской области принималось решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Муниципального казенного учреждения Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро», относятся к объектам капитального строительства и, таким образом, применение к данным правоотношениям ст. 34 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015 г., незаконно и необоснованно, поскольку порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности был установлен ст. 30 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015.
При этом доводы Администрации Новосибирского района, НСО в части того, что данные объекты нельзя отнести к объектам капитального строительства, поскольку они могут быть перенесены, суд посчитал необоснованными, не соответствующими установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам права.
В нарушение п.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в ред. действовавшей до 01.03.2015г.) Администрацией Новосибирского района, НСО при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:030301 не было учтено зонирование территории. В утвержденной 12.12.2014г. схеме расположения земельного участка указан вид разрешенного использования земельного участка: площадки отдыха, беседки, видовые площадки. Такой вид разрешенного использования земельного участка на территории Толмачевского сельсовета предусмотрен только для зоны рекреационного назначения (зоны Р) (п.1 главы 9 «Зона рекреационного назначения (Р)» части 2 «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки территории МО Толмачевский сельсовет, утвержденных решением от 28.12.2012 г. № 125 очередной 29-й сессии четвертого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (опубликованы в Специальном выпуске газеты Приобская правда» выпуск №149(860) от 29.12.2012 года (текстовая часть) и Специальном выпуске газеты Приобская правда» выпуск №150 (861) от 29.12.2012 года (графическая часть - карта градостроительного зонирования)).
Между тем, земельный участок с кадастровым номером № на территории <адрес> сельсовета расположен в зоне Ж-2 (Жилая зона блокированных жилых домов) такой вид разрешенного использования земельных участков как площадки отдыха, беседки, видовые площадки не предусматривает (глава 3 «Зона жилой застройки (Ж)» части II «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки территории МО Толмачевский сельсовет).
Земельный участок с кадастровым номером 54:19:030301:765 не соответствует требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку границы земельного участка приводят к вклиниванию, вкрапливанию в квартал индивидуальной жилой застройки объекта рекреации, который не предусмотрен документами территориального планирования.
Исходя из системного толкования ст. 19, 36-37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд признал обоснованными доводы представителей администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района, НСО в той части, что схема расположения земельного участка, была утверждена неуполномоченным на то должностным лицом (на основании представленной доверенности).
Поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является частью процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной законом, иными нормативными актами, решая вопрос об утверждении схем земельных участков, администрация Новосибирского района Новосибирской области, реализует властные полномочия, предоставленные вышеуказанными нормативными актами и Уставом Новосибирского района Новосибирской области (п.21 ч.1 ст. 28). Утверждение Администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможности передачи данных правомочий главой Администрации района иному должностному лицу на основании доверенности не соответствует нормам права, а также принципам организации местного самоуправления.
В правоотношениях по предоставлению земельных участков администрация Новосибирского района Новосибирской области является органом власти (ст. 5 ЗК РФ), а полномочия главы администрации района по утверждению схемы расположения земельного участка являются властными полномочиями. Права и обязанности главы администрации района определены в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Уставе Новосибирского района Новосибирской области. И ни один из указанных нормативно-правовых актов не дает главе администрации района право передавать кому-либо свои властные полномочия.
Согласно ст. 26 Устава Новосибирского района предусмотрено, что главой администрации является глава района, который руководит ей на принципах единоначалия и от имени администрации осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, законами Новосибирской области, Уставом Новосибирского района, муниципальными правовыми актами (п. 9 ч. 5 ст. 26 Устава).
На основании вышеизложенного, Администрация Новосибирского района, Новосибирской области в лице главы администрации, вправе была утверждать схемы расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при этом правовые основания для передачи властных полномочий (в том числе, в части утверждения схемы расположения земельных участков) по доверенности заместителю главы Новосибирского района Новосибирской области - отсутствовали, а ссылка администрации на представленную доверенность (на имя Н.С.), должностной регламент муниципального служащего по должности заместителя главы администрации-начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Новосибирского района, Новосибирской области, распоряжение №-р от 04.СХ7.2013 года «О распределении обязанностей между заместителями главы администрации Новосибирского района», Положение об управлении имущественных и земельных отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области - является не основанной на нормах права.
Кроме того, Постановление администрации Новосибирского района, НСО области №-па от 11.11.2014 года «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администраций Новосибирского района Новосибирской области для целей, не связанных со строительством», позволяющее администрации Новосибирского района, НСО предоставлять земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда, г. Новосибирска от 03 июня 2015 года признано не законным.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание вышеуказанные положения норм права и исходя из установленных по делу обстоятельств, суд решил, что действия Администрации Новосибирского района, НСО по осуществлению процедуры предоставления МКУ Новосибирского района, Новосибирской области «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование для размещения площадок отдыха, беседок, видовых площадок, земельного участка, расположенного на территории в д. Алексеевка, Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО с кадастровым номером № площадью 7192 кв.м, утверждение схемы расположения земельного участка па кадастровом плане территории кадастрового квартала № от 12.12.2014 года, издание Постановления № от 13.02.2015 года о передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «земельное бюро» является не законными и в данной части исковые требования администрации Толмаческого сельсовета, Новосибирского района, НСО подлежат удовлетворению, поскольку данными действиями нарушаются права муниципального образования на организацию и выполнение планов и программ комплексного развития муниципального образования, утверждение генеральных планов поселения, правил пользования и застройки, так как в результате оспариваемых действий администрации муниципального образования - администрация Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО не сможет осуществить в отношении данного земельного участка свои полномочия и существенно уменьшается территория перспективного развития муниципального образования. А доводы администрации Новосибирского района, НСО о законности всех оспариваемых действий являются частично не обоснованными.
Поскольку суд признал необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования администрации Толмачевского сельсовета, Новосибирского района, НСО о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области в части выдачи заключения о возможности использования и предоставления земельного участка для заявленных целей, подаче документов в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка, о получении кадастрового паспорта, а также подписания акта о передаче земельного участка с кадастровым номером № МКУ «Земельное бюро» и подаче заявления в УФСГР, кадастра и картографии по НСО для проведения процедуры государственной регистрации права собственности Новосибирского района, НСО на земельный участок с кадастровым номером № так как данные действия администрацией Новосибирского района, НСО не осуществлялись. Доказательств, подтверждающих обратное администрацией Толмачевского сельсовета, Новосибирского района суду, НСО в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.
Судебная коллегия согласная с данными выводами суда первой инстанции, т.к. они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям норм материального, процессуального права и считает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку все они уже были предметом исследования и оснований для иной их оценки не имеется, либо они основаны на неправильном толковании норм права и не были доказаны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новосибирского районного суда, Новосибирской области от «25 ноября 2015 года» в пределах доводов апелляционной жалобы - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Новосибирского района, Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: