Судья – Гасанов Ш.О.
Дело - № 33-2886
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2013 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего – Бейтуллаевой З.А.
Судей – Загирова Н.В. и Джарулаева А.К.
При секретаре – Билаловой Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 10 апреля 2013 года, которым постановлено:
«в иске ФИО1 ФИО10 к УФСБ России по РД о взыскании денежных компенсаций положенных участникам и ветеранам боевых действий о морального вреда – отказать».
Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы ФИО1, просившего отменить решение суда и удовлетворить исковые требования, доводы представителя УФСБ по РД ФИО2, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФСБ России по Республики Дагестан о взыскании денежных компенсаций положенных участникам и ветеранам боевых действий, а также морального вреда.
В обосновании иска указал, что решением Буйнакского районного федерального суда от 23 ноября 2010 года он признан ветераном боевых действий, как участник боевых действий Кадаро-Карамахинской зоны Буйнакского района августа-сентября 1999 года. Решение суда вступило в законную силу 26 января 2011 года. 6 октября 2011 года ему было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий». После получения удостоверения, обратился с письменным заявлением на имя начальника УФСБ РФ по РД с просьбой выплатить все полагающиеся ветеранам боевых действий денежные выплаты и компенсации, которые не получил по вине работников отдела кадров. Его письменное обращение руководство УФСБ РФ по РД оставило без реагирования. По вине сотрудников отдела кадров не были выплачены боевые, которые составляли <.> рублей в сутки. Кроме того, как ветерану боевых действий с января 2005 года до ухода на пенсию в июле 2007 года был положен дополнительно оплачиваемый отпуск по 15 суток в год с оплачиваемым проездом по месту требования, которые не использовал по вине вышеуказанных лиц и как ветерану боевых действий с января 2005 года по настоящее время положена ежемесячная денежная выплата, которую стал получать только с октября 2011 года с момента получения удостоверения в размере <.> рубля.
Согласно Федеральному закону № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (статья 16 пункт 5), а также Постановления Правительства РФ № 983 от 12.02.2010 года на проведение летнего оздоровительного отдыха несовершеннолетних детей военнослужащих положена денежная компенсация в сумме 2008 год- <.> рублей; 2009 год - <.> рублей; 2010 год -<.> рублей и 2011 год -<.> рублей на каждого ребенка в год. В начале 2011 года были представлены документы в УФСБ РФ по РД о том, что он и его семья по местам работы компенсаций и денежных пособий на детей с 2007 по 2010 годы не получали.
В 2011 году оплатили денежную компенсацию в размере <.> рублей на троих детей за 2010 год, а за предыдущие годы выплата не произведена. На 01.01.2013 год недоплачено <.> рублей без индексации. После увольнения из органов ФСБ 2 июля 2007 года и до устройства на работу 9 ноября 2009 года он нигде не работал, и соответственно ему положена была ежемесячная надбавка к пенсии в размере 100% расчетного размера пенсии равного размеру социальной пенсии за 28 месяцев. Таким образом, задолженность к пенсии составила <.> рублей <.> копейки. Ему так же был нанесен моральный ущерб, который оценивает в <.> рублей.
Просит обязать Управление ФСБ России по Республике Дагестан выплатить денежные компенсации и пособия как ветерану боевых действий Кадаро-Карамахинских событий Буйнакского района августа-сентября 1999 года с применением индекса потребительских цен в размере <.> рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На данное решение ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить его. В обоснование ссылается на то, что в решении суда указанно, что им приобретено право на ежемесячную денежную компенсацию с момента вступления решения Буйнакского районного суда от 23 ноября 2010 года в законную силу т.е. 26.01.2011 года. При этом суд не учел, что его право было нарушено еще 2005 году, когда он в установленном порядке обратился с рапортом на имя начальника Управления ФСБ РФ по Республике Дагестан. Однако в нарушение его прав ему не было вручено удостоверение ветерана боевых действий. Соответственно решением Буйнакского районного суда подтверждается факт признания его ветераном боевых действий 1999 года, вступление в силу данного решения не определяет дату возникновения у него прав на ежемесячную выплату. Если следовать логике Советского суда г. Махачкалы в случае затягивания рассмотрения данного дела его законное право на выплату ежемесячного пособия могло отодвинуться еще на неопределенный срок. Более того, Советский суд не принял во внимание, что удостоверение он не получил своевременно по вине ответчика — УФСБ России по РД, которое всячески на протяжении нескольких лет игнорировало его обращения и вводил в заблуждения судебные инстанции. Так для оформления ежемесячных выплат необходимо удостоверение ветерана боевых действий, которое ему отказались выдать своевременно, несмотря на то, что он в 2009 году дважды обращался в суд. Соответственно, исчерпав все возможные варианты решения вопроса выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, он был вынужден обратиться в суд за восстановлением нарушенного права. Следовательно, право на получение выплат возникает не с момента вступления в силу решения Буйнакского районного суда, а с момента его волеизъявления - требования о реализации права, т.е. с июня 2005 года. Рапорт от 2 июня 2005года был им представлен в суд.
Далее Советский суд указывает в решении, что ему обоснованно не была произведена компенсация за дополнительные отпуска, так как на момент увольнения он не был признан ветераном боевых действий. Однако суд не принимает во внимание, что на момент увольнения он не был признан ветераном боевых действий по вине ответчика, и на момент вынесения данного решения у суда имелось решение, которым восстановлено его право и он признан ветераном боевых действий 1999 года.
В части выплаты компенсации на проведение оздоровительного отдыха детей суд указывает на допущенную им механическую ошибку, при этом обязанность по полному изучению данного вопроса не реализует. Так, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1051 он имеет право на выплату пособия в действовавших в эти периоды размерах. Его право на данную компенсацию возникло в указанный в Постановление период, в частности с 1 января 2005 года по 31 декабря 2008 года, однако он не имел возможности обратиться за реализацией данного права ввиду незаконного отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Далее суд делает ссылку на то, что постановлениями 2010 года и 2012 года внесены изменения, при этом не учитывает, что в результате незаконных действий ответчика он не смог своевременно реализовать свои права на данные выплаты.
Советский суд г. Махачкалы так же ошибочно указывает в решении, что им не было представлено доказательств, подтверждающих, что боевые или суточные или полевые за время участия в событиях Кадаро-Карамахинской зоны составляли <.> рублей. При этом, суд не учел представленное им Постановление Правительства РФ от 20 августа 1999 года №930-54, в котором расписаны все полагающиеся выплаты. Данное постановление опубликовано в сети Интернет.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, выслушав доводы сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что право на получение ЕДВ по указанной категории у истца возникло только с 06 декабря 2011 года, с момента выдачи ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем никаких недоплат у истца по ЕДВ не имеется.
Судебная коллегия согласна с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 установлено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
Из анализа приведенных норм права следует, что право на ежемесячную денежную выплату имеют только ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона № 5-ФЗ, при предъявлении ими удостоверения единого образца - удостоверение ветерана боевых действий,
Согласно п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года № 294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ», в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством РФ, принимаются удостоверения и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В пункте 17 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда РФ при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой (приложение № 3 к названному Порядку), в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона № 5-ФЗ, принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763, или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года № 59-27.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 № 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, который регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий граждан, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда РФ этих обращений, определяет перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда РФ при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, определяет правила установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 14 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.
Удостоверение единого образца, дающее истцу право на льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ, было выдано 06 декабря 2011 года, с этого периода, пенсионный орган правомерно назначил истцу выплату ЕДВ в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 1 ст. 23.1, ст. 28 Федерального закона № 5-ФЗ, п. 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года № 294.
При этом суд правильно указал, что несвоевременное получение удостоверения ветерана боевых действий не может являться основанием для взыскания выплат ЕДВ за период, предшествующий дню обращения за ней.
В этой связи остальные требования истца также подлежат отклонению, как производные от основного требования о взыскании задолженности по ЕДВ, поскольку на тот момент ФИО1 не был признан участником боевых действий.
Исследовав обстоятельства дела, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранов, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для взыскания и назначения ЕДВ по категории «ветеран боевых действий» с 2005 г. не имелось, такое право у истца возникло только с декабря 2011 г., после получения соответствующего удостоверения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с января 2005 г. по октябрь 2011 г. судебная коллегия не усматривает, поэтому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы ФИО1 о том, что право на получение выплат возникает не с момента вступления в силу решения суда, которым он признан ветераном боевых действий, а с момента его волеизъявления – требования о реализации права, то есть с июня 2005 года опровергается вышеуказанными нормами законами и обстоятельствами дела.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 10 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: