ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2893/2016 от 11.05.2016 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-2893/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Кориковой Н.И.

судей

Малининой Л.Б. и ФИО1

при секретаре

ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Тюмени на решение Центрального районного суда города Тюмени от 08 февраля 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора г. Тюмени в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации г. Тюмени об обязании произвести реконструкцию жилого дома Прокурора г. Тюмени, - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Тюмени произвести реконструкцию восьмиквартирного жилого <.......> - объекта культурного наследия регионального значения в срок до декабря 2018 г.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кориковой Н.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Тюмени обратился в суд с иском в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО9 к Администрации города Тюмени о возложении на обязанности произвести реконструкцию жилого дома, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, в срок до декабря 2016 года, ссылаясь на следующее:

Жилой восьмиквартирный дом по адресу: <.......>, 1917 года постройки, является объектом культурного наследия регионального значения, охраняемым государством, включен реестре муниципальной собственности г. Тюмени. ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО9 являются нанимателями жилых помещений в данном доме. Заключением городской межведомственной комиссии от 31 октября 2012 года дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением Администрации города Тюмени от 25 ноября 2013 года определены сроки отселения и реконструкции дома - до 01 января 2023 года. Однако согласно техническому заключению специалистов ООО НППО «СибСпецСтройРеставрация» от 12 сентября 2012 года дальнейшая эксплуатация здания и проживание в нем невозможны, так как оно уже не отвечает требованиям жилого помещения. Поскольку с 2012 года и до настоящего времени, т.е. в течение трех лет, ответчик не выполнил своих обязательств по реконструкции дома, истец просит обязать Администрацию города Тюмени провести реконструкцию дома раньше, чем запланировано, в срок до 31 декабря 2016 года.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Администрация города Тюмени.

В апелляционной жалобе выражает несогласие с решением суда в части установленного срока проведения работ по реконструкции. Указывает на то, что существует порядок и утвержденный перечень очередности переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции. Согласно этому перечню дом по адресу: <.......>, <.......>, должен быть расселен и реконструирован в срок до 01 января 2023 года. Проведение работ в установленный судом срок создаст угрозу утраты других памятников архитектуры, по которым реставрационные работы планировалось провести в первую очередь, нарушит права граждан проживающих в домах, ранее признанных аварийными. Кроме того, потребуются значительные финансовые затраты и время на разработку нормативной продолжительности работ (НПД), подготовку конкурсной процедуры, проведение историко-культурной экспертизы, закупку товаров, работ, услуг и других мероприятий по проведению реконструкции объекта культурного наследия.

От участвующего в деле прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Тюмени ФИО12, действующая на основании доверенности № 101/16 от 30.12.2015 года (л.д.208), просила об удовлетворении апелляционной жалобы.

Истцы ФИО10, ФИО3, представитель ФИО9 - ФИО13, просили оставить решение суда без изменения.

Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, представитель третьего лица Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 210 ГК РФ, статей 14-16 ЖК РФ, статьями ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», правильно исходил из того, что жилой дом по адресу: <.......><.......>, в связи со значительной степенью повреждения несущих и ограждающих конструкций подлежит реконструкции, как объект культурного наследия регионального значения.

Данное обстоятельство соответствует материалами дела, не оспаривается и по существу предметом спора не является.

Предметом спора является изменение установленного администрацией г. Тюмени срока реконструкции жилого дома.

Как следует из материалов дела, жилой по адресу: <.......>, <.......> (с учетом изменения его адреса (л.д.38) решением исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 30 марта 1987 № 97 принят на государственную охрану как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения (л.д.20-21).

Согласно техническому заключению специалистов ООО НППО «СибСпецСтройРеставрация» от 12 сентября 2012 года длительная эксплуатация здания привела к неудовлетворительному, а местами аварийному состоянию строительных конструкций. Проведенный 10 лет назад ремонт, в ряде случаев некачественный и с отсутствием проектных решений, был направлен, в основном, на ликвидацию последствий пожара и не затронул основные несущие конструкции здания. Общее техническое состояние по совокупности отдельных конструктивных элементов – аварийное. Дальнейшая эксплуатация здания по своему функциональному назначению невозможна, здание не отвечает требованиям жилого помещения (л.д.51-114).

Заключением городской межведомственной комиссии от 31 октября 2012 года № 129 жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции в связи со значительной степенью повреждения несущих и ограждающих конструкций жилого дома: фундамента, несущих стен, перегородок, дверных и оконных блоков, полов квартир, чердачного и междуэтажного перекрытия, инженерных сетей конструкции крыши (л.д.36-37).

Порядок формирования очередности переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции в г. Тюмени определен распоряжением Администрации горда Тюмени от 05 ноября 2013 года № 659-рк «О мерах по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, признанных аварийными и подлежащими реконструкции, и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в городе Тюмени».

Адресный перечень таких домов сформирован с учетом даты и порядкового номера решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, принятого межведомственной комиссией.

Распоряжением Администрации города Тюмени от 25 ноября 2013 № 718-рк (ред. от 02.09.2014) «О сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов, подлежащих сносу или реконструкции, из части домов - в срок до 01 сентября 2017 года, из части – в более поздний срок. Срок отселения жильцов из дома по адресу: <.......> установлен до 01 января 2023 года.

Данное распоряжение не отменено, не оспорено, недействительным не признано.

Таким образом, Администрацией в установленном порядке, с учетом финансовых и организационных вопросов было принято решение о проведении реконструкции жилого дома, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, в срок до 2023 года.

Поскольку сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия являются обязанностью органа местного самоуправления и обеспечивается за счет средств бюджета г. Тюмени, то работы по реконструкции таких домов признаются муниципальной нуждой.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Следовательно, закупку товаров, работ, услуг Администрация г. Тюмени должна провести в соответствие с требованиями ФЗ от <.......> № 44-ФЗ (ред. от <.......>) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлен определенный порядок и сроки мероприятий.

Выделение денежных средств на отселение жильцов и реконструкцию дома осуществляется на основании НПД (нормативной продолжительности работ), подготовки конкурсной процедуры, проведение историко-культурной экспертизы, закупки товаров, работ, услуг и, соответственно, выделении бюджетных средств.

Возлагая на Администрацию города Тюмени обязанность в более короткий (до декабря 2018 года), чем запланированный срок (до 2023 года), реконструировать дом, суд первой инстанции не учел требования названных норм закона и по существу вышел за пределы своей компетенции, т.к. вторгся как в муниципальную бюджетную деятельность, так и организационную деятельность Администрации г. Тюмени.

При разрешении спора не учтено и то, что распоряжением Администрации города Тюмени от 05.11.2014 № 817-рк (ред. от 29.02.2016) утверждена муниципальная программа «Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2015 - 2020 годы», которой установлены сроки выявления объектов культурного наследия, нуждающихся в реконструкции, её организации и проведения, определены финансовые возможности обеспечения мероприятий и источники финансирования, в том числе в план программы включена организация сохранения объектов культурного наследия, относящихся к жилищному фонду, признанных аварийными и подлежащими реконструкции, посредством перевода муниципальных жилых помещений в указанных объектах культурного наследия в нежилые после отселения.

Следовательно, жилые дома, признанные аварийными и подлежащими реконструкции, после отселения граждан переводятся в нежилые помещения, и нанимателям помещений в таких домах взамен этих помещений должно быть предоставлено другое жилое помещение по договорам социального найма. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлен федеральным законом и нормативными актами субъекта РФ.

С учетом изложенного прокурором, по мнению судебной коллегии, избран неверный способ защиты нарушенных прав нанимателей, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Допущенные судом нарушения являются основанием для отмены решения суда на основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Тюмени от 08 февраля 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора города Тюмени в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО9 к Администрации города Тюмени о возложении обязанности в срок до декабря 2016 года произвести реконструкцию жилого дома по адресу: <.......>., являющегося объектом культурного наследия регионального значения жилого, оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Председательствующий судья Корикова Н.И.

Судьи коллегии Малинина Л.Б.

ФИО1