ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2895/2014 от 13.03.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья – Рудых Г.М. Дело № 33 -2895/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 13 марта 2014 года гор. Волгоград

 Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

 Председательствующего судьи Андреева А.А.,

 судей Захаровой Т.А., Тертышной В.В.,

 при секретаре Пахотиной Е.И.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абакумова Евгения Ивановича к ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», Главному управлению МЧС России по Волгоградской области, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным бездействие, выразившиеся в не передаче документов, подтверждающих признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановку на учет; признании незаконным отказа в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России; понуждении восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России с даты постановки, включить в список нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России

 по апелляционной жалобе представителя Абакумова Евгения Ивановича– Д.И.

 на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18 декабря 2013 года, которым постановлено:

 «Исковые требования Абакумова Евгения Ивановича к ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», Главному управлению МЧС России по Волгоградской области, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным бездействие, выразившиеся в не передаче документов, подтверждающих признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановку на учет; признании незаконным отказа в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России; понуждении восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России с даты постановки 21.01.1997г.; понуждении включить в список нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России, оставить без удовлетворения».

 Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав Абакумова Е.И., представителя по доверенности -Д.И.., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Абакумов Е.И. обратился в суд с иском к ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», Главному управлению МЧС России по Волгоградской области, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным бездействие, выразившиеся в не передаче документов, подтверждающих признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановку на учет; признании незаконным отказа в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России; понуждении восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России с даты постановки 21 января 1997 года; понуждении включить в список нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России.

 С учетом уточненных требований указал, что проходил службу в ПЧ 32 ОГПС - 5 УВД г. Волжский Волгоградской области с 1992 года, в ПЧ-24 ОГПС-6 УВД с 26 августа 1992 года по 01 января 2002 года, с 01 января 2002 года по 07 августа 2009 года - в 6 ОФПС МЧС России по Волгоградской области, 24 ПЧ.

 В связи с необходимостью улучшения жилищных условий и реализуя свое право предоставленное ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на получение в первоочередном порядке жилой площади, он обратился с рапортом на имя начальника ПЧ-24 ОГПС-6 УВД о постановке на очередь для получения жилья составом семьи 3 человека.

 21 января 1997 года жилищно-бытовой комиссией ПЧ-24 6 OГПС УВД был рассмотрен его рапорт и принято решение о включении его в список № <...> по улучшению жилищных бытовых условий под № <...>.

 Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 09 ноября 2001 года № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России была передана в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий.

 При увольнении со службы по достижению пенсионного возраста, ему разъяснили, что его право на обеспечение жильем сохраняется и при выходе на пенсию. Вместе с тем до настоящего времени он, являясь пенсионером, благоустроенным жильем не обеспечен.

 При обращении в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области по вопросу обеспечения жильем, ему стало известно, что при передаче списков очередников его документы (учетное дело) о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МЧС не передавались, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны ПЧ-24 ОГПС-6 УВД, правопреемником которого является ответчик – ФГУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», на котором лежала обязанность по передаче учетных дел, лиц признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. О снятии с очереди на улучшение жилищных условий его не уведомляли.

 Считает, что принятие сотрудников ГПС МЧС России на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется не органом местного самоуправления, а Главным Управлением МЧС России по Волгоградской области, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

 В связи с намерением восстановить свои нарушенные жилищные права, он обратился в Южный филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» предоставив имеющиеся у него документы.

 Письмом от 24 сентября 2013 года № <...> ему было отказано в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России, со ссылкой на то, что при передаче учетных дел сотрудников ГУ МЧС России по Волгоградской области, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, из Южного регионального центра МЧС России Южному филиалу его учетное дело не передавалось.

 Считает данный отказ незаконным, поскольку реализация его права в улучшение жилищных условий, предусмотренного действующим законодательством как пенсионера МЧС не может быть поставлено в зависимость от добросовестного исполнения должностными лицам своих обязанностей по ведению списка нуждающихся и передачи их уполномоченному органу.

 Просил суд признать незаконным бездействие ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», выразившиеся в не передаче документов, подтверждающих признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановку на учет; признать незаконным отказ ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России; обязать ГУ МЧС России по Волгоградской области, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России с даты постановки 21 января 1997 года и включить в список нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России.

 Суд постановил указанное выше решение.

 В апелляционной  жалобе представитель Абакумова Евгения Ивановича – Д.И.. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной   жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Абакумов Е.И. проходил службу в ПЧ 32 ОГПС - 5 УВД г. Волжский Волгоградской области с 1992 года, в ПЧ-24 ОГПС-6 УВД с 26 августа 1992 года по 01 января 2002 года, с 01 января 2002 года по 07 августа 2009 года - в 6 ОФПС МЧС России по Волгоградской области, 24 ПЧ, и в 2009 году уволен по выслуге лет.

 С 01 декабря 2011 года Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной пожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» № 348 от 25 июля 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены на Южный Филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

 ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в соответствии с действующим законодательством занимается учетом в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, а также предоставлением им указанных жилых помещений. Управление не является уполномоченным органом по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

 Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе право на жилищное обеспечение, устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

 В силу ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

 Таким образом, названная норма права связывает обязанность ответчика по предоставлению жилого помещения с фактом принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, принятие ответчиком сотрудника на учет с целью предоставления жилых помещений по договору социального найма после 01 марта 2005 года действующим законодательством не предусмотрено.

 В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

 До введения в действие Жилищного кодекса РФ принятие на учет в соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось также по месту работы.

 В силу положений п. 1 Постановления Правительства РФ № 1095 от 29.09.1999 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанные органов и учреждений» право на обеспечение жильем имеют лишь граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

 Отказывая в удовлетворении требований Абакумова Е.И. в части признания незаконным бездействие ФГКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», выразившееся в не передаче документов, подтверждающих признание нуждающимся в улучшении жилищно – бытовых условий и постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищно – бытовых условий, признании незаконным отказа ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о бездействие ответчиков, поскольку отсутствуют сведения о передаче списков очередников личного состава ГПС, состоящих на учете МВД в МСЧ, следовательно, и действия ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» об отказе истцу в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России являются правомерными, так как Абакумов Е.И. не числится в списках, состоящих на учете в МЧС России по Южному федеральному округу, а также отсутствует в автоматизированной системе учета нуждающихся (ИАС).

 С данным выводом суда судебная коллегия соглашается.

 Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции, являвшейся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу для отмены решения суда в указанной части.

 Отказывая в удовлетворении заявленных Абакумовым Е.И. требований в части возложения обязанности на ГУ МЧС России по Волгоградской области, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России с даты постановки 21 января 1997 года и включить в список нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России, суд первой инстанции мотивировал выводы тем, что истцом не достаточно представлено доказательств того, что он состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма до 01 марта 2005 года.

 Однако с данными выводам судебная коллегия согласиться не может, поскольку они соответствует материалам дела и требованиям закона.

 Так, из материалов дела следует, что 07 ноября 1996 года Абакумовым Е.И. подан рапорт на имя начальника ПЧ – 24 ОГПС – 6 УВД о постановке на очередь для получения жилья составом семьи 3 человека.

 Согласно протоколу заседания жилищно – бытовой комиссии ПЧ – 24 6 ОГПС УВД от 21 января 1997 года № <...>, Абакумов Е.И. включен в список № <...> на улучшение жилищно – бытовых условий под № <...>

 На основании п.п. 11 п. 12 "Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372, п. 12 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 года N 778, с изменениями, с внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 года N 2н-9/09) ГУ МЧС России по Волгоградской области организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.

 В системе МЧС России было создано Федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в настоящее время - Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы.

 Согласно п. 2.1 Устава ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", указанное учреждение осуществляет следующие виды деятельности (функции): постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.

 Таким образом, функции по жилищному обеспечению сотрудников федеральной пожарной службы нуждающихся в жилых помещениях осуществляется не органом местного самоуправления, а ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".

 Судом апелляционной инстанции установлено, что в период службы в Государственной противопожарной службе МЧС России истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени жильем не обеспечен.

 Таким образом, суд первой инстанции, не исследовав по существу фактические обстоятельства дела, не обеспечил право на эффективную судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

 Факт отсутствия передачи списка очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетного дела в отношении Абакумова Е.И., не влияет на право истца быть восстановленным на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России с даты постановки 21 января 1997 года и включенным в список нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России, поскольку реализация прав граждан на улучшение жилищных условий, не может быть поставлена в зависимость от добросовестности исполнения своих обязанностей соответствующими органами.

 Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец имеет право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, и после увольнения со службы, изменение законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения не должно нарушать его прав и законных интересов.

 При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в данной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Абакумова Е.И. в указанной части.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18 декабря 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Абакумова Евгения Ивановича о возложении на ГУ МЧС России по Волгоградской области, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в системе МЧС России с даты постановки 21 января 1997 года и включить в список нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России, принять в указанной части новое решение, которым

 исковые требования Абакумова Евгения Ивановича – удовлетворить.

 Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» восстановить Абакумова Евгения Ивановича на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающегося в жилых помещениях) в системе МЧС России, с даты постановки на учет в ПЧ-24 6 ОГПС 21, с 21 января 1997 года.

 Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» включить Абакумова Евгения Ивановича в список нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России

 В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Абакумова Евгения Ивановича – Д.И. – без удовлетворения.

 Председательствующий судья

 Судьи