ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2896/2022 от 27.05.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

судья ФИО1 Я.Р.

дело ,

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 27 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО8,

судей ФИО7 и ФИО6,

при секретаре судебного заседания ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от .

Заслушав доклад судьи ФИО7, пояснения ФИО1 и его представителя ФИО3, просивших об отмене решения суда, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился суд с заявлением об установлении юридического факта его участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Дагестан в период с по В обоснование указал, что данное обстоятельство подтверждается справками администрации РД, начальника ОВД Ботлихской райадминистрации, имеющимися у него медалями и грамотами, показаниями свидетелей. Он обратился в Министерство труда и социального развития РД по вопросу включения его в список лиц, принимавших участие в боевых действиях, и получил ответ о том, что он значится в списке, составленном администирацией МР «», данный список был направлен для согласования в МВД по РД и Военный комиссариат РД, однако подтверждение из указанных органов не поступило. Подтверждение данного факта ему необходимо для получения удостоверения ветерана боевых действий и получения льгот, предусмотренных законом о ветеранах.

Решением Кировского районного суда Республики Дагестан от в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, указывая, что обоснованность заявления об установлении юридического факта подтверждается представленными им письменными доказательствами.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В силу ст.267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч.3 ст.263 ГПК РФ).

Таким образом, условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение, регламентированы вышеприведенными нормами процессуального закона, согласно которым суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов; юридический факт устанавливается в особом производстве в случае, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Рассматриваемые правоотношения регламентированы Федеральным законом от N 5-ФЗ «О ветеранах» и принятыми в соответствии с этим законом иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пп. 2.1 п. ст.3 данного закона к ветеранам боевых действий, в том числе относятся лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.

Согласно статье 2 Федерального закона от N 320-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах" выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца, установленного Правительством Российской Федерации, лицам, принимавшим в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от N 208 "О Республиканской комиссии по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан" установлено, что республиканская комиссия по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан (далее - Комиссия, Перечень), образуется в целях подготовки документов, необходимых для принятия Правительством Республики Дагестан решений о выдаче указанным лицам удостоверений ветеранов боевых действий единого образца, установленного Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Комиссия рассматривает обращения (документы) органов государственной власти Республики Дагестан и Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, общественных организаций и граждан о включении в Перечень (пункт 2)

В силу п.3 данного Постановления в Перечень включаются принятые по решению глав администраций муниципальных образований Республики Дагестан, согласованному с органами правопорядка района, города Республики Дагестан:

лица, получившие за участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан государственные награды Российской Федерации и Республики Дагестан;

лица, получившие в ходе боевых действий в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан ранения и/или увечья;

иные лица, участие которых в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан подтверждается Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и Военным комиссариатом Республики Дагестан.

Из письма Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от в адрес ФИО1 усматривается, что он значится в списке лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртерроористической операции на территории Республики Дагестан, представленном администрацией МР «» и что указанный список был направлен Министерством труда и социального развития РД в Республиканскую комиссию.

Принимая во внимание, что согласно ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов, суд апелляционной инстанции с целью проверки возможности установления факта, о котором указывает заявитель, в ином, то есть досудебном порядке, истребовал соответствующие доказательства из Республиканской Комиссии, Министерства внутренних дел по Республике Дагестан и Военного комиссариата Республики Дагестан.

В ответе Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от на запрос суда, направленный в Комиссию, указывается, что ФИО1 значится в списке лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртерроористической операции на территории Республики Дагестан, представленном администрацией МР «», данный список был направлен Министерством труда и социального развития РД в Республиканскую комиссию для согласования с МВД по РД и Военным комиссариатом РД, однако подтверждение из указанных органов не поступило.

В ответе Военного комиссариата РД от на запрос суда апелляционной инстанции указывается, что в Военный комиссариат РД поступил для согласования список лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории РД, однако подтвердить (опровергнуть) данное обстоятельство не представляется возможным ввиду отсутствия данных об участии указанных лиц в боевых действиях.

Вместе с тем в ответе МВД по РД от на запрос суда апелляционной инстанции указывается, что сводный список лиц, входивших в состав отрядов самообороны, сформированный Республиканской Комиссией поступил на согласование в МВД по РД. В указанном списке ФИО1 не значился. Иной список лиц в МВД по РД для согласования не поступал.

Доказательств совершения Республиканской Комиссией действий, предусмотренных Постановлением Правительства Республики Дагестан от N 208 "О Республиканской комиссии по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан", а именно, направления в МВД по РД для согласования данных в отношении ФИО1, в материалы дела не представлено.

Из этого следует, что возможность получения заявителем в ином порядке надлежащих документов не утрачена.

Заявитель вправе обратиться в Республиканскую Комиссию по рассматриваемому вопросу либо обжаловать бездействие данного органа по невыполнению требований, содержащихся в Постановлении Правительства Республики Дагестан от N 208.

С учетом вышеприведенных положений закона и обстоятельств рассматриваемого дела настоящее заявление не могло быть рассмотрено в порядке особого производства.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что формулировка заявленного суду требования, а именно, - об установлении юридического факта участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Дагестан в период с по , не соответствует формулировке, содержащейся в Федеральном законе «О ветеранах» и в Постановлении Правительства Республики Дагестан от N 208, в связи с чем удовлетворение данного заявления не может повлечь правовых последствий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».

Судом первой инстанции вышеприведенные обстоятельства дела, а также нормы материального и процессуального права оставлены без внимания, что привело к неправильному рассмотрению дела.

В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 подлежит отмене с оставлением заявления без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от отменить, заявление ФИО1 об установлении юридического факта участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Дагестан в период с по оставить без рассмотрения.

Мотивированное апелляционное определение составлено .

ФИО4ФИО8

ФИО5ФИО7

ФИО6