Председательствующий по делу Дело №
судья Волошина С.Э.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.,
и судей краевого суда Карабельского А.А., Пичуева В.В.,
при секретаре Шевченко М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> <Дата> гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес>, Департаменту государственного имущества и земельных отношений <адрес>, Министерству территориального развития <адрес> о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства территориального развития <адрес> ФИО2
на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес>, Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, Министерство территориального развития <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не менее 32 кв.м по договору специализированного найма жилого помещения на территории городского поселения «<адрес>» <адрес>, в остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
Он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье за ним не закреплялось, включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории <адрес>, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте <адрес> края, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм. В случае отсутствия свободного благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в городе <адрес>, обязать Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес>, Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, Министерство территориального развития <адрес> предоставить мне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте городского округа «<адрес>» <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства территориального развития <адрес> ФИО2 считает решение незаконным и подлежащим отмене в части обязании Министерства территориального развития <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского поселения «<адрес>» <адрес>. Министерство территориального развития <адрес> наделено полномочиями по строительству жилых домов (помещений) для детей-сирот за счет средств краевого бюджета, полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не обладает. На основании вышеизложенного, Министерство территориального развития <адрес> является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Однако при установлении фактов, положенных в основу решения суда, судом не учтены изменения, внесенные в Порядок постановлением <адрес> от 09 апреля 2014 года № 150 «О внесении изменений в некоторые постановления <адрес> по вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
В судебное заседание стороны не явились, о времени рассмотрения дела извещены с уведомлением (л.д.51-54).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем он подпадает под сферу действия Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закрепленного за собой на законных основаниях жилого помещения ФИО1 не имеет. Постановлением администрации городского поселения «<адрес>» <адрес> «<адрес> и <адрес>» <адрес> от <Дата> заявитель поставлен на учет на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени жилой площадью не обеспечен (л.д. 6).
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, Федеральным законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Забайкальского края от 26.12.2012 № 774-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 № 22 «Об утверждении порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав ФИО1 и принял решение, которым обязал Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес>, Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, Министерство территориального развития <адрес> предоставить истице жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Данные выводы судебная коллегия находит верными, соответствующими фактическим обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и нормам закона, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу часть 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта первого данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта первого статьи 8, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на ответчиков, в том числе на Министерство территориального развития <адрес>, судебная коллегия находит правильным.
Положениями статьи <адрес> «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» № 315-ЗЗК установлен порядок обеспечения жилищных прав детей-сирот, а также уполномоченные органы, которые обязаны приобрести и представить жилье из специализированного жилищного фонда.
Правительством <адрес> принято Постановление от 22 января 2013 г. N 22 "Об утверждении порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти <адрес> при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 4 которого установлено, что мероприятия по формированию специализированного жилищного фонда на территории края осуществляются Министерством образования, науки и молодежной политики <адрес>, Министерством территориального развития <адрес>, Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес>.
В силу подпунктов 1,2 п. 6 названного Постановления ( с учетом изменении, внесенных в том числе и Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 г. №150, на которое ссылается представитель ответчика в апелляционной жалобе) Министерство территориального развития на основании информации <адрес> о потребности в жилых помещениях, учитывая состояние рынка готового и (или) строящегося жилья, возможность осуществления строительства в соответствующем муниципальном образовании, в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка определяет способ приобретения жилых помещений в собственность края в разрезе муниципальных образований; осуществляет закупку работ по строительству (участие в долевом строительстве) жилых помещений.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что Министерство территориального развития <адрес> не должно отвечать по предъявленным требованиям, являются необоснованными и подлежат отклонению.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерство территориального развития <адрес> ФИО2- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: