Судья Дианова С.В. Дело № 33-290
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2014 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Филатовой В.Ю.,
при секретаре Королевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Калининсктепло», администрации муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области, администрации Калининского муниципального района Саратовской области о признании действий в сфере теплоснабжения незаконными и взыскании морального вреда, по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Калининсктепло», администрации Калининского муниципального района Саратовской области на решение Калининского районного суда Саратовской области от 05.11.2013 г.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя ООО «Калининсктепло» ФИО2, представителя Калининского муниципального района Саратовской области ФИО3, поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя администрации муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области ФИО4, поддержавшей доводы жалобы администрации Калининского муниципального района Саратовской области, объяснения представителя ФИО1 - ФИО5, возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском и с учетом уточнения исковых требований просила признать действия ООО « Калининсктепло» по факту отказа в заключении договора на теплоснабжение, отказа признать её абонентом на момент составления списков абонентов ООО «Калининсктепло» в <адрес>, подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 году в рамках реализации долгосрочной городской целевой программы «Энергоэффективность муниципального образования г. Калининск на 2011-2012 г.г.» незаконными. Признать её абонентом ООО «Калининсктепло» в <адрес>, подлежащим переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 году в рамках реализации долгосрочной городской целевой программы «Энергоэффективность муниципального образования г. Калининск на 2011-2012 г.г.»; признать отказ администрации муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области о включении кв. <адрес> в перечень домов (квартир) подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 году в рамках реализации долгосрочной городской целевой программы «Энергоэффективность муниципального образования г. Калининск на 2011-2012 г.г.»;
обязать администрацию Калининского муниципального района Саратовской области перевести кв. <адрес> на индивидуальное квартирное отопление;
взыскать с ООО «Калининсктепло» моральный вред в сумме 20 000 руб.
Заявленные требования обосновала тем, что она является собственником кв. <адрес>. До 09.07.2010 г. она и её родители являлись абонентами ООО «Калининсктепло». В 2010 году в связи с тяжелым материальным положением её мать написала заявление об ограничении подачи теплоэнергии. В 2012 году истцом было подано заявление о возобновлении подачи теплоэнергии. Однако теплоснабжающей организацией в подключении к центральной системе отопления было отказано по тем основаниям, что ООО «Калининсктепло» не имеет технической возможности подключения по причине отсутствия мощности в точке подключения ввиду включения дома в программу по переводу многоквартирного дома на индивидуальное отопление, в связи с чем дом от центрального отопления отключен. ООО «Калининсктепло» был составлен список абонентов, которые имеют право воспользоваться программой, ФИО1 в этот список не вошла, поскольку у неё отсутствовал договор на теплоснабжение с ООО «Калининсктепло».
Решением Калининского районного суда Саратовской области от 05.11.2013 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия ООО «Калининсктепло» по факту отказа в заключении договора на теплоснабжение.
С ООО «Калининсктепло» в пользу ФИО1 взысканы в счет возмещения морального вреда 10000 руб. и штраф в размере 50% от присужденной суммы в размере 5000 руб.
Признан незаконным отказ администрации муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области о включении квартиры <адрес> в перечень домов, подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 году в рамках реализации долгосрочной городской целевой программы.
Администрация Калининского муниципального района Саратовской области обязана перевести квартиру <адрес> на индивидуальное квартирное отопление.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
ООО «Калининсктепло» в апелляционной жалобе просит указанное решение в части признания незаконными действия ООО «Калининсктепло» по факту отказа в заключение договора на теплоснабжение и взыскания с ООО «Калининсктепло» морального вреда в сумме 10000 руб. и штрафа в размере 50% от присужденной суммы в размере 5000 руб. отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в связи с расторжением договора на подачу тепловой энергией по заявлению, истцу моральный вред причинен не был. Также указывает, что ФИО1 было отказано в подключении квартиры к центральному отоплению по причине того, что весь дом на момент её обращения был отключен от центрального отопления и проводились работы по переводу данного дома на индивидуальное поквартирное отопление. С заявлением о заключении договора теплоснабжения в общество ФИО1 не обращалась.
Администрация Калининского муниципального района Саратовской области в апелляционной жалобе просит проверить указанное дело в полном объеме, отменить решение суда в части обязанности администрации Калининского муниципального района Саратовской области перевести квартиру <адрес> на индивидуальное квартирное отопление.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ФИО1 пропущен трехмесячный срок исковой давности, установленный ст. 256 ГПК РФ. Указывает, что квартира истца была отключена от централизованного отопления, поэтому она не могла быть включена в городскую программу «Эффективность муниципального образования г. Калининска 2011-2012 г.г.». Считает, что перевод квартир на индивидуальное отопление не относится к вопросам местного значения в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
ФИО1 в письменных возражениях на апелляционные жалобы просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель ООО «Калининсктепло» ФИО2 и представитель Калининского муниципального района Саратовской области ФИО3, поддержали доводы апелляционных жалоб, просили их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы администрации Калининского муниципального района Саратовской области.
Представитель ФИО1 - ФИО5, поддержала доводы письменных возражений на апелляционные жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционный жалобы - без удовлетворения.
Истец и другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
В силу п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190 запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Как отмечено в определении Конституционного суда Российской Федерации от 25 января 2012 года N 199-О-О, норма части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В соответствии с п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения, порядок которого регулируется как главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о реконструкции внутридомовой системы отопления.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, истец являлась абонентом ООО «Калининсктепло» с августа 2008 года по 09.07.2010 г., поскольку в этот период времени пользовалась услугами по теплоснабжению и с неё взималась плата за оказание услуг по теплоснабжению.
Собственником квартиры <адрес> ФИО1 является с 04.08.2010 г., что подтверждается договором приватизации от 19.06.1996 г. (т.1 л.д. 83-86) и свидетельством о государственной регистрации права от 04.08.2010 г. ( т.1 л.д. 7).
По заявлению истца от 09.07.2010 г. на имя директора ООО «Калининсктепло» с просьбой дать разрешение на отключение вышеуказанной квартиры от центрального отопления внутриквартирная система отопления была отключена путем прекращения подачи горячей воды от внутридомового стояка центрального отопления, проходящего через квартиру ФИО1 в отопительные радиаторы квартиры.
С 09.07.2010 г. ФИО1 не пользовалась услугами по теплоснабжению и плата за потребленную энергию с неё не взималась.
Судом также установлено, что переустройство указанного жилого помещения не производилось.
В ответ на заявление ФИО1 от 18.06.2012 г. на имя директора ООО «Калининсктепло» с просьбой подключить её квартиру к центральному отоплению, ей было отказано в его удовлетворении.
Как усматривается из ответа ООО «Калининсктепло» ФИО1 от 13.07.2012 года №240 (т.1 л.д. 9) и не оспаривалось в судебном заседании сторонами, 25 июня 2012 года ФИО1 повторно обращалась в ООО «Калининсктепло» с просьбой подключения её квартиры к центральной системе отопления, на что был получен ответ, что ООО «Калининсктепло» не имеет технической возможности подключения к системе центрального отопления по причине отсутствия мощности в точке подключения, так как дом включен в программу на перевод многоквартирного дома на индивидуальное отопление и указанный дом от центрального отопления отключен. Заявление истца было направлено в администрацию муниципального образования г. Калининск для решения вопроса о включении квартиры в программу перевода на альтернативный источник отопления.
Исходя из положений пунктов 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства, отказ в заключении договора на его подключение (технологическое присоединение) не допускается. Нормативные сроки его подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации в пределах нормативных сроков подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, установленных правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, в сроки, в порядке и на основании критериев, которые установлены порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, принимает решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений. В случае, если теплоснабжающая или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, потребитель, в том числе застройщик, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных данным нарушением, и (или) обратиться в федеральный антимонопольный орган с требованием о выдаче в отношении указанной организации предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 обращалась в ООО «Калининсктепло» с заявлениями о подключении её к центральному отоплению, доказательств невозможности удовлетворения её заявлений по причине отсутствия технической возможности подключения квартиры к центральному отоплению ответчиком представлено не было. Кроме того, ООО «Калининсктепло» не представлено доказательств, свидетельствующих об исполнении указанных выше положений закона в случае технической невозможности подключения абонента к системе теплоснабжения, в связи с чем требование о признании незаконными действий ООО «Калининсктепло» по факту отказа в заключении договора на теплоснабжение подлежат удовлетворению.
Указанные правоотношения подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно положениям ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
Суд первой инстанции, учитывая нарушение ответчиком ООО «Калининсктепло» прав истца отказом в предоставлении услуги по теплоснабжению принадлежащего ей жилого помещения, обоснованно пришел к выводу о взыскании с ответчика ООО «Калининсктепло» в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
Пунктом 46 вышеуказанного постановления Пленума Верховного суда РФ определено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей»).
Судебная коллегия в соответствии с положениями законодательства и существующими разъяснениями практики применения Закона РФ «О защите прав потребителей» считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о взыскании с ответчика ООО «Калининсктепло» в пользу ФИО1 штрафа в размере 5000 руб.
В силу ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ» О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации; согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Из материалов дела следует, что 24.11.2010 г. постановлением администрации муниципального образования города Калининск Калининского муниципального района Саратовской области № 314-П была утверждена долгосрочная городская целевая программа «Энергоэффективность муниципального образования города Калининск на 2011-2012 г.г.», цели и задачи которой предусматривали перевод жилых домов с низкоэффективным централизованным отоплением на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске и срок реализации данной программы - 2011-2012 годы. Источником финансирования указанной программы являлись средства местного бюджета и межбюджетные трансферты.
Протоколом совещания по выбору многоквартирных домов, подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 году от 05.06.2012 г. был определен перечень многоквартирных домов, подлежащих переводу (т.1 л.д. 172).
Согласно списку ООО «Калининсктепло» от 14.06.2012 г. жильцов жилого дома <адрес>, пользующихся услугами централизованного теплоснабжения по состоянию на 09.06.2012 г., квартира № в него не была включена.
12.07.2012 г. Постановлением администрации муниципального образования г. Калининск №190-П был утвержден перечень домов (квартир) подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 г., в который квартира истца не вошла.
В соответствии с соглашением от 21.12.2012 г. администрация муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области передала администрации Калининского муниципального района Саратовской области полномочия по организации в границах МО г. Калининск по теплоснабжению населения в 2013 году (т.1 л.д. 23-30).
Из материалов дела также установлено, что отопление жилого дома, в котором расположена квартира истца, было отключено в связи с окончанием отопительного сезона и необходимостью проведения сезонных ремонтных и подготовительных работ.
Судом первой инстанции установлено, не оспаривалось сторонами и подтверждено показаниями свидетелей ФИО9 и ФИО10 в судебном заседании в суде первой инстанции, что демонтаж труб, по которым происходила поставка тепла в квартиры в жилом доме <адрес> был начат в конце августа 2012 г., после чего был начат демонтаж теплотрассы, по которой осуществлялась поставка тепла к жилому дому. Квартиры, указанные в перечне домов (квартир) подлежащих переводу на индивидуальное поквартирное отопление в доме <адрес> были полностью переведены на индивидуальное поквартирное отопление к 15.10.2012 г.
Согласно ответу администрации муниципального образования г.Калининск от 25.07.2012 г. на заявление ФИО1 от 25.07.2012 г., в рамках реализации долгосрочной городской целевой программы «Энергоэффективность муниципального образования г. Калининск на 2011-2012 г.г.» постановлением администрации муниципального образования города Калининск Калининского муниципального района Саратовской области от 12.07.2012 г. №190-п утвержден перечень домов (квартир) подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 году. Квартира ФИО1 не вошла в указанный перечень, так как она не являлась абонентом ООО «Калининсктепло» и её квартира на момент утверждения перечня квартир в жилом доме не была подключена к централизованному отоплению.
Данный ответ администрации на имя ФИО1 не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку именно органы местного самоуправления должны организовать в границах муниципального образования теплоснабжение населения. Кроме того, при утверждении долгосрочной городской целевой программы «Энергоэффективность муниципального образования город Калининск на 2011-2012 гг.» и включении в данную программу многоквартирного дома, в котором проживает истец, администрация МО г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области не учла того обстоятельства, что ФИО1 не обращалась с заявлением о перепланировке жилого помещения для организации иного источника отопления, а не централизованного, как существовало ранее. Администрация не приняла меры к выяснению вопроса о теплоснабжении указанной выше квартиры. Данных о том, что собственник квартиры <адрес> отказался от перевода жилого помещения на индивидуальное отопление в целях реализации указанной программы, не имеется.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным отказа администрации муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области о включении квартиры истца в перечень домов, подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 году в рамках реализации долгосрочной городской целевой программы.
Судом установлено, что на момент утверждения долгосрочной городской целевой программы «Энергоэффективность муниципального образования города Калининск на 2011-2012 г.г» 24.11.2010 г., так и на момент выбора многоквартирных домов, подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление в г. Калининске в 2012 году 05.06.2012 г. и утверждения перечня домов (квартир) подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление 12.07.2012 г., квартира ФИО1 была подключена к централизованному отоплению.
Квартира фактически не была отключена от присоединенной сети центрального отопления, поскольку с технической точки зрения отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что у администрации муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области отсутствовали основания для отказа во включении квартиры истца в перечень квартир в жилом доме, подлежащих переводу с низкоэффективного централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление, поскольку долгосрочная целевая программа предусматривала перевод жилых домов, находящихся в них квартир, подключенных в центральному отоплению, а не абонентов теплоснабжающей организации.
В остальной части решение суда никем не обжалуется.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Довод жалобы ООО «Калининсктепло» о том, что в связи с расторжением договора на подачу тепловой энергией по заявлению, истцу моральный вред причинен не был, является несостоятельным. Судом первой инстанции было установлено нарушение прав потребителя ФИО1, что в соответствии с требованиями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и существующими разъяснениями практики является основанием для возмещения морального вреда.
Указание в жалобе на то, что ФИО1 было отказано в подключении квартиры к центральному отоплению по причине того, что весь дом на момент её обращения был отключен от центрального отопления и проводились работы по переводу данного дома на индивидуальное поквартирное отопление, также является несостоятельным. Судом было установлено, что отопление жилого дома, в котором расположена квартира истца, было отключено в связи с окончанием отопительного сезона и необходимостью проведения сезонных ремонтных и подготовительных работ. Доказательств выполнения мероприятий о технической невозможности подключения к системе теплоснабжения квартиры, принадлежащей истцу, ООО «Калининсктепло» не представлено.
Ссылка о том, что ФИО1 не обращалась в ООО «Калининсктепло» для заключения договора теплоснабжения, несостоятельна. 18.06.2012 г. ФИО1 обратилась с заявлением в ООО «Калининсктепло» о подключении в квартире отопления (л.д. 11, т.1).
Довод жалобы администрация Калининского муниципального района Саратовской области о том, что ФИО1 пропущен трехмесячный срок исковой давности, установленный ст. 256 ГПК РФ, аналогичен доводам возражений ответчика на исковое заявление, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и довод жалобы о том, что квартира истца была отключена от централизованного отопления, поэтому она не могла быть включена в городскую программу «Эффективность муниципального образования г. Калининска 2011-2012 г.г.». Переустройство в квартире истца произведено не было.
Довод жалобы о том, что перевод квартир на индивидуальное отопление не относится к вопросам местного значения в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направлен на иное толкование положений ст. 14 указанного закона.
Таким образом, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты. Иных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Саратовской области от 05.11.2013 г. по делу по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Калининсктепло», администрации муниципального образования г. Калининск Калининского муниципального района Саратовской области, администрации Калининского муниципального района Саратовской области о признании действий в сфере теплоснабжения незаконными и взыскании морального вреда оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Калининсктепло», администрации Калининского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: