ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2908/2013 от 20.08.2013 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

      Судья Иванова Н.Е.

  № 33-2908/2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     20 августа 2013 г.

  г. Петрозаводск

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

 председательствующего судьи Коваленко С.В.,

 судей Соляникова Р.В., Данилова О.И.

 при секретаре Горшковой Г.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 09 августа 2013 г. по заявлению прокурора г. Сортавала в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» незаконным и защите избирательных прав.

 Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 прокурор города Сортавала обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» (далее по тексту - администрация) незаконным и защите избирательных прав по следующим основаниям.

 Советом Сортавальского городского поселения 13 июня 2013 г. было принято решение за № 287 «О назначении выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения», которое опубликовано в газете «Ладога-Сортавала» 21 июня 2013 г. Выборы назначены на 08 сентября 2013 г. В ходе проверки по обращению председателя территориальной избирательной комиссии г. Сортавала (далее по тексту - ТИК г. Сортавала) выявлено, что ТИК г. Сортавала, сформированной постановлением председателя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 09.12.2010 № 75/483-4, в адрес главы Сортавальского городского поселения 02 июля 2013 г. направлен расчет к распределению средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета поселения на сумму 865500 руб. Информация об открытии счета для финансирования выборов и реквизиты для перечисления денежных средств направлены в адрес главы поселения 08 июля 2013 г. По состоянию на 31 июля 2013 г. на счет ТИК г. Сортавала перечислены денежные средства в сумме 284000 руб., оставшаяся сумма в размере 581500 руб. до настоящего времени не поступила, что ставит под угрозу проведение выборов, так как необходимо заказать бюллетени, подготовить информационные материалы, напечатать списки избирателей, вести прием документов от кандидатов, должны приступить к работе участковые избирательные комиссии, оплата труда штата которых должна быть гарантирована. Прокурор г. Сортавала сослался на нарушение со стороны администрации положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Карелия «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия», Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, утвержденной постановлением ЦИК РК от 14.10.2008 № 30/150-4, а также конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, предъявляя заявление в интересах неопределенного круга лиц (избираемых, избирателей, пользующихся всеобщим избирательным правом) с целью устранения препятствий для проведения местных выборов 08 сентября 2013 г. Просил признать незаконным бездействие администрации, обязать перечислить денежные средства местного бюджета в сумме 581500 руб. на счет ТИК г. Сортавала на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения, решение обратить к немедленному исполнению с учетом назначенной даты выборов и необходимости финансирования подготовки и проведения выборов.

 Суд удовлетворил заявление прокурора, признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в неперечислении в установленные сроки на счет ТИК г. Сортавала денежных средств местного бюджета в размере 581500 руб. на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения, назначенных к проведению на 08 сентября 2013 г. Обязал муниципальное образование «Сортавальское городское поселение» в лице администрации перечислить на счет ТИК г. Сортавала денежные средства в названной сумме. Привел решение к немедленному исполнению.

 С таким решением не согласна администрация. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. В жалобе указано, что анализ положений действующего законодательства позволяет сделать вывод, что финансирование муниципальных выборов должно осуществляться именно за счет и в рамках бюджета Сортавальского городского поселения. Предусмотренная в бюджете Сортавальского городского поселения на 2013 г. при его формировании денежная сумма для подготовки и проведения выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения в размере 284000 руб. была определена исходя из анализа затрат на проведение выборов в 2009, 2011 гг. с учетом роста инфляции без отсутствия надлежаще оформленных документов ТИК г. Сортавала. Территориальная избирательная комиссия составляет и утверждает смету расходов на проведение выборов. Судом не принят во внимание тот факт, что ТИК г. Сортавала несмотря на неоднократные с сентября 2012 г. обращения администрации не предоставила утвержденную смету на подготовку и проведение выборов. Представленный 07 июля 2013 г. расчет к распределению средств на подготовку и проведение выборов не обладает юридическими признаками документа, поскольку на нем отсутствуют реквизиты организации, подпись уполномоченного лица и печать. Кроме того, данный документ не является финансовым документом территориальной избирательной комиссии. Таким образом, представленный расчет не может являться основанием, обязывающим Сортавальское городское поселение перечислить на счет ТИК г. Сортавала средства местного бюджета в сумме 581500 руб. Администрация не оспорила решения ТИК г. Сортавала, так как получила их только в ходе судебного разбирательства. Применение ТИК г. Сортавала ставок вознаграждения членам избирательной комиссии, аналогичных установленным для проведения выборов Президента Российской Федерации, является неправомерным и необоснованным. Рекомендации ЦИК РК о применении данных ставок, а также направление расчета вознаграждения в ЦИК РК для согласования документально не подтверждены. О неправильном составлении расчета свидетельствует объяснение в суде представителя ТИК г. Сортавала по вопросу распределения расходов на питание. Наличие угрозы срыва проведения местных выборов из-за неперечисления администрацией в полном объеме денежных средств не доказано. Определение объема средств бюджета муниципального образования на подготовку и проведение муниципальных выборов действующее законодательство не относит к компетенции территориальных избирательных комиссий.

 В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор г. Сортавала выразил несогласие с доводами жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным. Финансовая потребность на проведение выборов определяется избирательной комиссией, а не органами местного самоуправления, на территории которых проводятся выборы. Направленный ТИК г. Сортавала 02 июля 2013 г. в адрес главы Сортавальского городского поселения расчет к распределению средств на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета поселения на сумму 865500 руб. соответствует Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума. Смета расходов на проведение выборов составляется и утверждается избирательной комиссией. На стадии подготовки выборов законодательно не предусмотрена обязанность избирательной комиссии по подтверждению расходов, заложенных в смету. Обоснованность расчетов, произведенных ТИК г. Сортавала, нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства. Иных расчетов расходов на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета поселения администрация не представила. После получения расчета распределения расходов на проведение выборов меры к внесению соответствующих изменений в бюджет поселения, изысканию и перечислению в полном объеме необходимых денежных средств администрация поселения не приняла. Изначально в бюджет поселения на 2013 г. расходы на подготовку и проведение выборов были заложены в меньшем объеме, чем испрашивались ТИК г. Сортавала. Таким образом, при формировании бюджета поселения на 2013 г. финансовая потребность на проведение выборов в 2013 г. не была учтена.

 В возражениях ТИК г. Сортавала на апелляционную жалобу выражено несогласие с изложенными в ней доводами, указано, что бездействие администрации дестабилизирует работу ТИК г. Сортавала, поскольку недофинансирование в полном объеме финансовыми средствами организации выборов ставит под угрозу подготовку и проведение местных выборов в Сортавальском городском поселении.

 В суде апелляционной инстанции представители администрации ФИО1 и ФИО2 поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Прокурор Силкина Н.А. полагала решение суда не подлежащим отмене.

 Представитель ТИК г. Сортавала, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. ТИК г. Сортавала просила рассмотреть дело без участия представителя.

 Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ТИК г. Сортавала.

 Заслушав объяснения представителей администрации и прокурора, проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

 В соответствии с частью первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Совета Сортавальского городского поселения от 13.06.2013 № 287, опубликованным в газете «Ладога-Сортавала» 21 июня 2013 г. № 25, были назначены выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения, то есть депутатов представительного органа, на 08 сентября 2013 г.

 Полномочия избирательной комиссии Сортавальского городского поселения возложены постановлением ЦИК РК от 16.04.2009 № 42/294-4 на ТИК г. Сортавала, сформированной постановлением председателя ЦИК РК от 09.12.2010 № 75/483-4.

 02 июля 2013 г. администрацией был получен расчет ТИК г. Сортавала к распределению средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения на сумму 865500 руб. Информация об открытии счета ТИК г. Сортавала для финансирования выборов и реквизиты для перечисления денежных средств были направлены в адрес главы поселения 08 июля 2013 г.

 На подготовку и проведение муниципальных выборов Сортавальского городского поселения перечислены (09 июля 2013 г.) денежные средства в размере 284000 руб. По состоянию на день рассмотрения дела в суде денежные средства в размере 581500 руб. на счет ТИК г. Сортавала не поступили.

 Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии оснований для их удовлетворения, при этом правильно истолковал и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, содержащиеся в положениях Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, утвержденной постановлением ЦИК РК от 14.10.2008 № 30/150-4.

 В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

 Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 41 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия».

 При отсутствии установленной законом обязанности подтверждения территориальной избирательной комиссией предстоящих расходов на подготовку и проведение выборов законом установлена обязанность направления в представительный орган муниципального образования отчета о расходовании выделенных ей средств не позднее 60 дней после официального опубликования результатов выборов.

 Денежная сумма, истребованная ТИК г. Сортавала на проведение выборов, не признана судом завышенной. Применение ТИК г. Сортавала ставок вознаграждения членам избирательной комиссии, аналогичных установленным для проведенных выборов Президента Российской Федерации, а также расчет сумм на питание не свидетельствуют о завышении расходов, предстоящих в связи с назначенными выборами. Смета расходов на проведение выборов составлена и утверждена данной комиссией. Форма расчета признана судом соответствующей форме, утвержденной вышеуказанной Инструкцией о порядке открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума. С учетом изложенного ссылка в апелляционной жалобе на то, что расчет не обладает юридическими признаками документа, не является основанием для отмены решения суда.

 Нормы материального права не предусматривают возможности освобождения распорядителя финансовых средств муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования или бюджета.

 Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией предпринимались все возможные меры, необходимые для финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа.

 Напротив, по делу установлено, что при формировании и утверждении бюджета поселения на 2013 г. расходы на подготовку и проведение выборов были заложены в меньшем объеме, чем испрашивались ТИК г. Сортавала. Таким образом, финансовая потребность на проведение выборов в 2013 г. не была учтена. Вопрос внесения изменений в бюджет после получения расчета расходов на проведение выборов, в связи с чем могла быть созвана внеочередная Сессия Совета Сортавальского городского поселения, не инициировался.

 В ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт незаконного бездействия администрации в отношении требуемого в силу закона финансирования вышеуказанных расходов.

 С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка.

 Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 09 августа 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи