ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2910/2016 от 20.07.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья М.А.М дело № 33-2910/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2016 года г. Астрахань

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Обносовой М.В.,

судей Конышевой И.Н., Мальмановой Э.К.,

при секретаре Шафиевой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского транспортного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2 к Астраханской таможне, Южному таможенному управлению об оспаривании решения, признании бездействия незаконным

по апелляционному представлению прокурора, апелляционной жалобе ФИО1, ФИО7 на решение Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ,

установила:

Астраханский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах ФИО1, ФИО8 , ФИО7, ФИО1 обратился в суд с иском к Астраханской таможне, Южному таможенному управлению, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 проходит службу в Астраханской таможне.

Приказом Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учёт для получения единовременной субсидии в соответствии с п. «в» части 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63, как проживающий с членами семьи в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров жилого помещения.

Жилое помещение, в котором проживает ФИО1 и члены его семьи, расположено по адресу: <адрес>

При постановке на учет к членам семьи ФИО1 отнесены его с. - ФИО7, д. - Б.К., ФИО7, ФИО1 и м. - Б.И., являющаяся собственником жилого помещения.

Решением начальника Южного таможенного управления Астраханской таможне утверждены лимиты бюджетных обязательств на 2015 год для предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в размере _ рублей.

Согласно выписке ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в подкомиссию Астраханской таможни, право собственности Б.И. на жилое помещение по адресу: <адрес> прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи.

ДД.ММ.ГГГГ, в связи с наличием недостоверной информации, содержащейся в представленных ФИО1 документах, подкомиссией Астраханской таможни принято решение об отказе в выдвижении кандидатуры ФИО1 на предоставление единовременной выплаты и истребовании от последнего дополнительных документов на жилое помещение.

Поскольку при принятии решения подкомиссией Астраханской таможни не было учтено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Б.И. по месту регистрации совместно с семьей ФИО1 не проживает, не ведет общее хозяйство, общение прекращено в связи с наличием конфликтных отношений, ФИО1, его супруга, н. какого-либо недвижимого имущества в собственности не имеют и остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, а факт отчуждения Б.И. принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения не может являться препятствием для получения ФИО1 единовременной субсидии, прокурор просил суд признать решение подкомиссии Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдвижении кандидатуры ФИО1 на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и истребованию от последнего документов, незаконным;

признать незаконным бездействие подкомиссии Астраханской таможни, выразившееся в непринятии надлежащих мер по проверке сведений о наличии у ФИО1 условий для постановки его на учёт для получения единовременной выплаты, направлению в подкомиссию Южного таможенного управления предложении об изменении состава семьи последнего на учёт для получения единовременной субсидии;

обязать подкомиссию Южного таможенного управления принять решение об изменении основания постановки ФИО1 на учёт для получения единовременной субсидии в соответствии с положениями п. «а» п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63, как не являющемся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;

обязать подкомиссию Южного таможенного управления произвести расчет размера причитающейся ФИО1 единовременной выплаты из расчёта 5 членов его семьи (ФИО1, ФИО7 (с.), Б.К. (с.), Б.М. (д.), Б.В. (д.)) в порядке, установленном пп. 22-27 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 27 января 2009 года № 63;

обязать подкомиссию Южного таможенного управления направить в Федеральную таможенную службу России предложение для рассмотрения вопроса о предоставлении ФИО1 единовременной выплаты для приобретения жилого помещения;

Решением Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры отказано.

В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного толкования норм материального права.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО7 ставят вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.

В суд апелляционной инстанции ФИО7 не явилась по вторичному вызову, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения прокурора Гавриловой С.А., поддержавшей апелляционное представление, ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, представителей Астраханской таможни ФИО3, ФИО4, представителей Южного таможенного управления ФИО5, ФИО6, считавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в Астраханской таможне.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана регистрационная запись о праве собственности Б.И. (м. ФИО1) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

По вышеуказанному адресу зарегистрированы собственник жилого дома Б.И., ее с. ФИО1, с. ФИО7 и н.Б.К., Б.М.Б.В.

Распоряжением главы администрации муниципального образования «<адрес>а от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 51 вышеназванного Кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3).

Согласно пункту 4 статьи 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на: единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

В соответствии с частью 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения (пункт «а»); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт «в»).

Решением подкомиссии Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учёт для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по пункту «в» части 2 Правил.

Приказом Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения подкомиссии Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в качестве членов его семьи указаны: ж. ФИО7, с.Б.К., д.Б.В., Б.М., м.Б.И.

Рассчитанная Астраханской таможней площадь жилого помещения, из расчета _ кв.м. общей площади жилья на всех вышеперечисленных членов семьи, составила _ кв.м., размер единовременной субсидии на приобретение жилого помещения - _ рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между К.Н. и Б.И. заключен договор купли-продажи, по условиям которого в собственность К.Н. передан жилой дом по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ подкомиссией Астраханской таможни, рассмотревшей вопрос об определении рейтинга гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, вынесено решение, что наивысший рейтинг имеет ФИО1

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Южное таможенное управление уведомило Астраханскую таможню о том, что решением начальника Южного таможенного управления Астраханской таможне утверждены лимиты бюджетных обязательств на 2015 год для предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в объеме _ рублей и в связи с ограниченным сроком освоения денежных средств сообщило о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить необходимые документы, указанные в п. 28 Методических рекомендаций об организации в таможенных органах Российской Федерации работы по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных ФТС России 20 декабря 2010 года (выписки из ЕГРП на заявителя и членов семьи).

На заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), принято решение о направлении в подкомиссию Южного таможенного управления предложения по кандидатуре ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Астраханская таможня направила в Южное таможенное управление пакет необходимых документов, за исключением выписки из ЕГРП и сведений о предыдущих местах жительства ФИО1, которые не были получены из-за недостаточности времени.

ДД.ММ.ГГГГ в подкомиссию Астраханской таможни поступила выписка из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ право собственности матери истца, Б.И., на жилое помещение по адресу: <адрес> прекращено на основании договора купли-продажи.

Решением подкомиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления федеральным гражданским служащим Астраханской таможни единовременной субсидии на приобретение жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдвижении кандидатуры ФИО1 на предоставление единовременной выплаты и истребовании от последнего дополнительных документов на жилое помещение в связи с выявлением недостоверной информации, содержащейся в представленных ФИО1 документах на жилое помещение.

В свою очередь, Южное таможенное управление на основании принятого решения лимиты бюджетных обязательств были отозваны.

Дав оценку доводам сторон и доказательствам по делу, суд пришел к правильному выводу об оставлении исковых требований прокурора без удовлетворения.

Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 2163 в целях организации работы в таможенных органах Российской Федерации по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения созданы в региональных таможенных управлениях (РТУ), таможнях, расположенных в регионе деятельности РТУ таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России, на таможенных постах (со статусом юридического лица) подкомиссию для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Приказом Астраханской таможни от 28 января 2015 года № 86 в Астраханской таможне создана подкомиссия для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Согласно положениям пунктов 3-5 приказа Астраханской таможни от 28 января 2015 года Подкомиссия принимает представляемые гражданскими служащими на имя начальника Южного таможенного управления заявление о постановке на учёт для получения единовременной выплаты и документы, проверяет сведения относительно условий, а так же формирует и направляет пакет документов для рассмотрения и принятия решения о предоставлении единовременной выплаты.

Поскольку решением Южного таможенного управления ФИО1 поставлен на учёт государственных гражданских служащих таможенных органов ЮТУ для получения единовременной субсидии, как проживающий в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пп.«в» п. 2 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 года) с составом семьи _ человек, в соответствии с чем был произведен расчет размера единовременной выплаты и утверждены лимиты бюджетных обязательств, а при проверке сведений для направления пакета документов в Южное таможенное управление для предоставления единовременной субсидии подкомиссией Астраханской таможни было выявлено несоответствие полученных сведений ранее представленным документам, оснований для возложения на Южное таможенное управление обязанности по принятию решения об изменении оснований для принятия ФИО1 на учет для получения единовременной субсидии в соответствии с пп. «а» пункта 2 Правил, не имеется.

Поскольку состав семьи ФИО1 был уменьшен с _ до _ человек, являются несостоятельными доводы апелляционного представления о том, что оспариваемые действия подкомиссии Астраханской таможни и Южного таможенного управления являются незаконными, так как согласно ранее произведенному расчету субсидия ФИО1 не могла быть выплачена, а основания для изменения состава семьи ФИО1 с учётом имеющихся документов без волеизъявления заявителя не имелось.

Из системного толкования норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63, Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2009 года N 143н следует, что решение об исключении одного из члена состава семьи заявителя может приниматься компетентным органом только на основании личного заявления гражданского служащего.

Между тем, ФИО1 обращался с заявлением в Южное таможенное управление об изменении оснований, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении, и изменении в составе семьи до принятия оспариваемых решений не обращался.

Довод апелляционного представления о том, что ФИО1 суду были представлены доказательства того, что семейные отношения с Б.И. были прекращены с ДД.ММ.ГГГГ, не являются юридически значимыми, поскольку до принятия оспариваемого решения подкомиссией заявитель эти сведения не предоставил, с соответствующим заявлением об изменении состава семьи не обращался.

Доводы апелляционной жалобы о том, что основания для снятия ФИО1 с учёта для получения единовременной выплаты отсутствовали, являются несостоятельными, поскольку решение о снятии истца с учета ответчиками не принималось.

Не является юридически значимым для разрешения настоящего спора довод апелляционной жалобы о том, что новым собственником дома по адресу: <адрес>К.Н., предъявлены требования об освобождении семьей ФИО1 вышеназванного объекта недвижимости и снятии с регистрационного учёта.

Иные доводы апелляционных представления и жалобы не могут являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку сводятся к неправильному истолкованию норм материального права применительно к действительным правоотношениям сторон.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО7 - без удовлетворения.