ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2911/13 от 20.08.2013 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Ратомская Е.В. № 33-2911/2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Злобина А.В.,

судей Стыцюн С.А., Леоновой Л.П.

при секретаре Тихоновой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального образования «Кааламское сельское поселение» в лице администрации Кааламского сельского поселения на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 06 августа 2013 г. по заявлению прокурора г.Сортавала в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Кааламское сельское поселение» в лице администрации Кааламского сельского поселения о признании бездействия незаконным и защите избирательных прав.

Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заявление предъявлено в суд по тем основаниям, что прокуратурой г.Сортавала были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере подготовки и проведения выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения, которые должны состояться ХХ.ХХ.ХХ, что выразилось в неперечислении администрацией Кааламского сельского поселения на счет территориальной избирательной комиссии г.Сортавала (далее – ТИК г. Сортавала) в установленный законодательством срок денежных средств в сумме (...) руб. для финансирования предстоящих выборов. Прокурор с учетом последующих уточнений требований, связанных с перечислением администрацией ХХ.ХХ.ХХ на счет ТИК г. Сортавала денежных средств в размере (...) руб., просил признать бездействие администрации Кааламского сельского поселения незаконным, обязать муниципальное образование «Кааламское сельское поселение» в лице администрации Кааламского сельского поселения перечислить денежные средства местного бюджета в сумме (...) руб. на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения, которые должны состояться ХХ.ХХ.ХХ, в полном объеме на счет ТИК г. Сортавала. Решение суда просил обратить к немедленному исполнению.

Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.

С решением суда не согласно муниципальное образование «Кааламское сельское поселение» в лице администрации Кааламского сельского поселения, просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. В апелляционной жалобе указано, что согласно бюджетной росписи бюджета Кааламского сельского поселения на (...) год установлены расходы из бюджета поселения на указанные цели в сумме (...) руб. Из данной суммы (...) руб. были израсходованы в (...) году на проведение выборов главы Кааламского сельского поселения. Остаток суммы на проведение выборов составляет (...) руб. Данная сумма перечислена на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения на счет ТИК г. Сортавала, администрация выполнила свои обязательства, связанные с финансированием обеспечения подготовки и проведения выборов. Письмом от ХХ.ХХ.ХХ ТИК г. Сортавала направила в адрес администрации проект (расчет) распределения средств на подготовку и проведение муниципальных выборов в (...) году, администрации предлагалось утвердить в бюджете на (...) год расходы на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа и главы Кааламского сельского поселения в сумме (...) руб. Данный расчет администрацией принят, утверждена бюджетная роспись о распределении расходов местного бюджета на подготовку и проведение выборов в сумме (...) руб. Таким образом, администрация выполнила свои обязательства, предусмотренные законодательством о выборах.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор выразил несогласие с доводами жалобы, указав, что в ходе судебного разбирательства администрацией Кааламского сельского поселения ХХ.ХХ.ХХ на счет ТИК г.Сортавала перечислены денежные средства в сумме (...) руб. на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения. ТИК г.Сортавала ХХ.ХХ.ХХ в адрес Главы Кааламского сельского поселения направлен расчет к распределению средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета поселения на сумму (...) руб. Указанный расчет был составлен в соответствии с пунктом (...) Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета РК (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, утвержденной постановлением ЦИК РК от ХХ.ХХ.ХХ. На стадии подготовки выборов законодательно не предусмотрена обязанность избирательной комиссии по подтверждению расходов, заложенных в смету. В ходе судебного заседания была подтверждена обоснованность расчетов, произведенных территориальной избирательной комиссией. Администрация сельского поселения не представила иных расчетов. Финансовая потребность на проведение выборов определяется избирательной комиссией, а не органами местного самоуправления, на территории которых проводятся выборы. После получения расчета распределения расходов на проведение выборов депутатов, подготовленного ТИК г.Сортавала, администрация поселения должна была принять меры к внесению соответствующих изменений в бюджет поселения, изысканию и перечислению в полном объеме необходимых денежных средств. в (...) году в Кааламском сельском поселении планировалось одновременное проведение выборов главы поселения и депутатов представительного органа. Однако, в связи со смертью лица, замещавшего должность главы поселения, выборы главы поселения были проведены досрочно, в связи с чем увеличился и общий объем денежных средств, необходимых на проведение выборов главы и депутатов Совета поселения.

В возражениях на апелляционную жалобу ТИК г. Сортавала выразила несогласие с ее доводами, полагала решение суда законным и обоснованным, а также указала на то, что в апелляционной жалобе приведены доводы, которые были исследованы в суде первой инстанции и им дана правильная оценка.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ФИО1 поддержал апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным.

Прокурор Крылов Д.И. возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.57 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 41 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», согласно которой расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципального образования производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета Республики Карелия и (или) местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов бюджета Республики Карелия и (или) местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Частью 3 вышеуказанной статьи определено, что главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования.

В соответствии с ч.7 ст.57 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.

В силу п. (...) и п. (...) Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, утвержденной постановлением ЦИК РК от ХХ.ХХ.ХХ г. , расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Республике Карелия, производятся за счет средств местного бюджета, выделяемых территориальной избирательной комиссии (избирательным комиссиям муниципальных образований). Финансовый орган муниципального образования перечисляет платежным поручением денежные средства местного бюджета на счет территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования), открытый в расчетно-кассовом центре (...) ((...)). Финансовый орган муниципального образования перечисляет денежные средства на подготовку и проведение местных выборов в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ХХ.ХХ.ХХ Советом Кааламского сельского поселения на (...) сессии (...) созыва принято решение «О назначении выборов депутатов Совета Кааламского сельского поселения», которое опубликовано в газеты «(...)» от ХХ.ХХ.ХХ г.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ полномочия избирательной комиссии Кааламского сельского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Сортавальского района.

ТИК г.Сортавала сформирована в соответствии с действующим законодательством постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ.

Решением ТИК г. Сортавала от ХХ.ХХ.ХХ был утвержден расчет к распределению средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета поселения на сумму (...) руб. Информация об открытии счета ТИК для финансирования выборов депутатов Кааламского сельского поселения и реквизиты для перечисления денежных средств были направлены в адрес главы поселения ХХ.ХХ.ХХ.

Администрацией Кааламского сельского поселения на счет ТИК г.Сортавала денежные средства в сумме (...) руб. перечислены ХХ.ХХ.ХХ, уже в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции, в связи с чем заявленные прокурором требования были изменены, сумма истребуемых к перечислению денежных средств уменьшена до (...) руб.

На момент рассмотрения дела судом первой инстанции денежные средства в размере (...) руб. на счет ТИК г. Сортавала не поступили.

Оценив исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ТИК г. Сортавала при отсутствии своевременного финансирования лишается возможности в полной мере исполнять свои полномочия, что ставит под угрозу подготовку и проведении выборов, назначенных на ХХ.ХХ.ХХ, а, следовательно, нарушает избирательные права граждан.

Судом правомерно отвергнуты доводы администрации Кааламского сельского поселения о завышении суммы, истребуемой ТИК г. Сортавала на проведение выборов, и об отсутствии в бюджете средств на проведение выборов в размере, предъявленном ТИК г. Сортавала, поскольку в силу п. (...) Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума смета расходов на проведение выборов составляется и утверждается территориальной избирательной комиссией, а не муниципальным образованием, в котором проходят выборы, при этом, положения Бюджетного кодекса РФ и Закона РК №683-ЗРК не предусматривают на данной стадии подтверждения со стороны ТИК расходов на подготовку и проведение выборов, а нормы материального права не предусматривают возможности освобождения распорядителя финансовых средств муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования или бюджета.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что с учетом изначально установленной в бюджете поселения суммы расходов на проведение выборов (...) руб., из которой денежные средства в сумме (...) руб. были израсходованы в (...) года на проведение досрочных выборов главы Кааламского городского поселения, администрация выполнила свои обязательства, связанные с финансированием выборов, также являются несостоятельными, поскольку, как усматривается из материалов дела, расчет к распределению средств на подготовку и проведение ХХ.ХХ.ХХ выборов депутатов представительного органа Кааламского сельского поселения на сумму (...) руб. был утвержден решением ТИК г. Сортавала ХХ.ХХ.ХХ, то есть после состоявшихся выборов главы поселения, что предусматривало необходимость внесения соответствующих корректив в бюджет сельского поселения, чего сделано не было.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 06 августа 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования «Кааламское сельское поселение» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи