ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2912/2021 от 13.10.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-2912/2021 судья Борисова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2021 года г. Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Алдошиной В.В.,

судей Старцевой Т.Г., Иваниной Т.Н.,

при секретаре Жуковой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-234/2021 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Щекинского районного суда Тульской области от 24 марта 2021 года по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района о признании права на пенсию за выслугу лет, в связи с муниципальной службой, включении периодов работы в муниципальный стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, в связи с муниципальной службой, возложении обязанности назначить пенсию.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным, к администрации муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской областио признании права на пенсию за выслугу лет, в связи с муниципальной службой, включении периодов работы в муниципальный стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, в связи с муниципальной службой, возложении обязанности назначить пенсию.

В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ работала на муниципальных должностях, начиная с должности заведующей <данные изъяты>, должности председателя исполнительного комитета органа местного самоуправления и заканчивая должностью главы муниципального образования, стаж муниципальной службы у нее составляет17 лет 8 месяцев 10 дней.

Обратившись в декабре 2017 года к главе администрации муниципального образования Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему Тульской области получила отказ по тем основаниям, что на день увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) ее стаж муниципальной службы составлял 9 лет 11 месяцев.

С подсчетом стажа муниципальной службы она не согласна. Полагала, что в подсчет стажа муниципальной службы необоснованно не были засчитаны периоды работы в должности заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности Главы муниципального образования <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Просила суд включить вышеуказанные периоды в стаж муниципальной службы, признать за ней право на пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности гражданской муниципальной службы в Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 25 июля 2005 № 610-ЗТО и обязать администрацию МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района назначить ей такую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 не явилась, о дне слушания извещалась надлежащим образом.

Ее представитель по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования просила удовлетворить.

Представители ответчиков - администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области, администрации МО Тепло - Огаревский район в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Решением Щекинского районного суда Тульской области от 24 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционных жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, согласно доверенности ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации МО Тепло-Огаревский район и администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района по доверенности ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 3).

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 23 ФЗ РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет, в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Частью 3 этой же статьи регламентировано, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

В силу ст.42 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ч.4 ст.7 ФЗ РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работала в должности учителя начальных классов и заведующей <данные изъяты>, освобождена от занимаемой должности в связи с отсутствием в данной школе контингента учащихся; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности и.о. председателя исполкома <данные изъяты> совета народных депутатов; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя Исполкома <данные изъяты> совета народных депутатов; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главы <данные изъяты> администрации; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главы МО <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях.

14.12.2017 истец обратилась к главе администрации муниципального образования Волчье - Дубравское Тепло - Огаревского района с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему.

18.12.2017 уведомлением № К-71 в назначении пенсии за выслугу лет ФИО1 отказано, со ссылкой на то, что заявитель не отвечает предусмотренному законом условию к стажу муниципальной службы, а именно, на день увольнения с муниципальной службы (на ДД.ММ.ГГГГ) - продолжительность стажа на должностях муниципальной службы составила 9 лет 11 месяцев 23 дня.

Считая данный отказ незаконным истец обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 36 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования сельского поселения избирается Собранием депутатов муниципального образования из своего состава на первом заседании Собрания депутатов муниципального образования.

Согласно ст. 17 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Трудовые отношения возникают на основании сложного юридического состава, в который включено два юридических акта: решения о выборах главы МО и трудовой договор.

Истец ФИО1 была избрана главой муниципального образования <данные изъяты> решением Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 1-2 на срок полномочий Собрания депутатов муниципального образования (часть 2 статьи 33 Устава муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по Тульской области в редакции изменений от 20.11.2012 г.), при этом, нормы ч.ч. 3 и 12 статьи 33 Устава наделяют главу муниципального образования правом исполнять полномочия председателя Собрания депутатов муниципального образования и возглавлять администрацию муниципального образования.

Должность главы муниципального образования отнесена Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к муниципальным должностям и не является должностью муниципальной службы, должность же главы местной администрации засчитывается в стаж муниципальной службы.

Законом Тульской области от 17.12. 2007 № 931-3TO «О реестре должностей муниципальной службы в Тульской области» должность главы муниципального образования отнесена к группе высших должностей муниципальной службы, из чего следует, что глава муниципального образования не является муниципальным служащим.

Должности муниципальной службы и муниципальные должности не являются тождественными понятиями. Законодатель выделяет выборных лиц, работающих на постоянной основе - лиц, замещающих муниципальные должности в отдельную, особую категорию. Порядок назначения пенсии за выслугу лет должным лицам данных категорий тоже различен и регулируется разными нормативными документами, в которых установлены соответствующие условия для назначения муниципальной доплаты лицу замещавшему муниципальные должности и пенсии, как лицу имеющему необходимый стаж муниципальной службы. При этом, такие условия устанавливаются субъектом Российской Федерации и выплачиваются из бюджета субъекта при наличии такой возможности, поскольку являются дополнительным обеспечением, помимо гарантированного государством пенсионного обеспечения на общих основаниях.

Лицам, замещавшим должности муниципальной службы назначение пенсии осуществляется в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 г. № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области».

Из смысла Закона Тульской области от 25.07.2005 г. № 610-ЗТО право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Тульской области, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области, при соблюдении установленных настоящим Законом условий. Пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к ФЗ РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и состоящим на муниципальной службе на 23.11.1997 г. и позднее. Для назначении пенсии за выслугу лет в 2018 г. стаж муниципальной службы должен составлять не менее 16 лет.

Стаж истца ФИО1 на день увольнения с муниципальной службы (ДД.ММ.ГГГГ) составлял - 9 лет 11 месяцев 23 дня.

Законом Тульской области от 25.07.2005 г. № 610-3TО установлен исчерпывающий перечень оснований назначения пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы.

При определении стажа муниципальной службы спорными у истца являются периоды работы в должности заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности Главы муниципального образования <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор в этой части, суд первой инстанции совершенно обоснованно пришел к выводу, что эти периоды не входят в стаж муниципальной службы, в связи с чем у истца отсутствует необходимой продолжительности стаж муниципальной службы для назначении пенсии в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 г. № 610-3TО. (с учетом в том числе и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 20 марта 2014 года, которым установлено, что ФИО1 в спорный период времени являлась выборным должностным лицом. (л.д.175).

Несмотря на то, что вышеуказанное апелляционное определение касалось денежной компенсации в связи с досрочным освобождением от должности, в нем, при наличии тех же обстоятельств, что и по настоящему делу, установлено, что истец являлась выборным должностным лицом (главой муниципального образования <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), замещая должность главы муниципального образования, не занимала должность муниципальной службы и не являлась муниципальным служащим.

То обстоятельство, что в соответствии с Уставом муниципального образования <данные изъяты> и Положения об администрации муниципального образования <данные изъяты> глава муниципального образования возглавляет администрацию муниципального образования на выводы суда пеовой инстанции, по мнению судебной коллегии не влияют, поскольку занимая выборную должность истец понимала и правовые последствия ее замещения, в том числе и касающиеся пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством субъекта.

При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает их законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств и изложенных нормативных актов, в том числе, что касается и периода работы заведующей Первомайской начальной школы.

Доводы истца со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации являются необоснованными, поскольку, выплачивая из своего бюджета дополнительное пенсионное обеспечение муниципальным служащим, субъект определяет условия такого пенсионного обеспечения. Нормативные документы регламентирующие условия назначение пенсии как муниципальному служащему и порядок исчисления стажа муниципальной службы не признаны в установленном порядке не соответствующими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Таким образом, решение Щекинского районного суда Тульской области от 24 марта 2021 года является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Щекинского районного суда Тульской области от 24 марта 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи