ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2913/17 от 02.08.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Иванова Н.В. Дело 33-2913/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2017 года город Якутск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Бережновой О.Н.,

судей Холмогорова И.К., Местниковой С.А.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2017 года, которым по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Прометей+», Обществу с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр ЖКХ» о признании незаконным взимания комиссии за услуги по приему платежей за коммунальные услуги,

ПОСТАНОВЛЕНО:

В удовлетворении иска ФИО1 к ООО «Прометей+», ООО «Расчетно-кассовый центр ЖКХ» о признании незаконным взимания комиссии за услуги по приему платежей за коммунальные услуги - отказать.

Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ООО «Прометей+» - ФИО2, представителя ответчика ООО «Расчетно-кассовый центр ЖКХ» - ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Прометей+», ООО «Расчетно-кассовый центр ЖКХ» о признании незаконным взимания комиссии за услуги по приему платежей за коммунальные услуги, указывая на то, что оплату за жилищно-коммунальные услуги производит через ООО «РКЦ ЖКХ» управляющей организации ООО «Прометей+». При приеме платежей за коммунальные услуги ООО «РКЦ ЖКХ» ежемесячно взимает с нее комиссию в размере 1,3% от суммы платежей. Истец с ООО «РКЦ ЖКХ» соглашения о взимании комиссии не заключал. Истец просит признать незаконным взимания комиссии за услуги по приему платежей за коммунальные услуги, исключить условие из договора или иного локального акта ответчиков о возложении обязанности на плательщика ЖКУ оплаты указанной комиссии.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с данным решением суда, истец ФИО1 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что ООО «Прометей+» кассу не имеет, в связи с чем отсутствует возможность непосредственной оплаты ЖКУ управляющей компании. Ссылка суда о возможности оплатить ЖКУ через почтовый перевод, банковским картами несостоятельна, так как также влечет уплату дополнительных денежных средств. Агентский договор, заключенный между юридическими лицами, не может создавать обязанности для плательщиков ЖКУ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...........

Судом первой инстанции установлено, что управление и техническое обслуживание вышеуказанного дома осуществляет ООО «Прометей+».

Согласно квитанций оплаты ЖКУ за 2015, 2016, 2017 годы при оплате коммунальных услуг с истца ежемесячно взимается комиссия в размере 1,3% от суммы внесенных платежей.

В соответствии с агентским договором № ... от 01.01.2016, заключенным между ответчиками, ООО «РКЦ ЖКХ» принимает на себя обязательства по начислению и приему платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги от имени и за счет ООО «Прометей+», который обязуется уплатить вознаграждение за совершенные действия.

Согласно п. 2.2.3 агентского договора ООО «РКЦ ЖКХ» вправе при приеме платежей взимать с плательщика вознаграждение на основании Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно ч.ч. 4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и собственники помещений в многоквартирном доме, управление которых осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

Из ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» следует, что под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом с плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ. услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Частью 2 этой же статьи установлена возможность платежного агента при приеме платежей взимать с плательщика (физического лица) вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (физическим лицом)

Согласно ч. 13 ст. 4 указанного Закона платежный агент должен довести до сведения плательщика все условия приема денежных средств, в том числе и информацию о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей.

Таким образом, из положения указанных законов следует, что право выбора способа принятия оплаты от населения за предоставленные коммунальные услуги принадлежит управляющей компании, то есть управляющая компания вправе взимать плату за коммунальные услуги непосредственно через свою кассу либо через платежного агента. При этом соглашение платежного агента с плательщиком о размере вознаграждения может оформлено в виде предоставления общей информации об условиях приема платежей, в том числе и о размере вознаграждения.

В данном случае судом первой инстанции установлено, что указанное требование закона платежным агентом исполнялось. На каждой кассе имеется соответствующая информация о взимании агентского вознаграждения в установленном размере.

Управляющей компанией предоставлена информация о возможности плательщиков оплачивать коммунальные услуги иным способом без помощи агента. Информация о способах оплаты коммунальных услуг также размещена на интернет-сайте управляющей компании, с указанного сайта также возможно получение счета-квитанции.

Указанное означает, что плательщик, будучи уведомленным о порядке и размерах взыскания агентского вознаграждения, добровольно соглашается на условия агентского обслуживания.

Довод апелляционной жалобы о том, что ООО «Прометей+» не имеет кассу, в связи с чем отсутствует возможность непосредственной оплаты ЖКУ управляющей компании, судебной коллегией отклоняется, поскольку со стороны истца не представлено доказательств невозможности оплаты ЖКУ управляющей организации иными способами без комиссий. Истец не лишен права производить оплату коммунальных услуг непосредственно управляющей компании без обращения к платежному агенту, например, производить оплату через интернет (сайт ООО «РКЦ ЖКХ»), ГИС ЖКХ, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках, в том числе через банкоматы и онлайн-сервисы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обстоятельствам дела судом дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что само по себе не может служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2017 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.Н. Бережнова

Судьи И.К. Холмогоров

С.А. Местникова