Судья Ухова Т.С. Дело № 33-2914/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,
судей Суринова М.Ю., Федотовой Н.П.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
19 мая 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области на решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 11 марта 2015 года, которым постановлено:
«Обязать ГУЗ ЯО ЦРБ им. Д.Л. Соколова и Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области устранить в полном объеме нарушения законодательства о социальной защите инвалидов – выполнить ремонт входов в поликлинику и детскую консультацию по адресу: <адрес> и оборудовать их в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. №605 (п.5.1.2-п.5-1.7)».
Заслушав доклад судьи Суринова М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Мышкинского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних обратился в суд к ГУЗ Ярославской области центральной районной больнице им. Д.Л. Соколова и Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области о возложении обязанности устранить в полном объеме нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование иска ссылался на то, что в ГУЗ ЯО центральной районной больнице им. Д.Л. Соколова не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе несовершеннолетних (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 6 человек), использующих кресла-коляски, что является нарушением ст. 15 ч. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: входы в поликлинику и в детскую консультацию не приспособлены для передвижения с использованием кресла-коляски, лестницы требуют ремонта.
Учредителем ГУЗ ЯО ЦРБ им. Д.Л. Соколова является Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области. Здание, в котором расположено учреждение здравоохранения, и земельный участок являются собственностью Ярославской области и переданы в оперативное управление ГУЗ ЯО ЦРБ им. Д.Л. Соколова.
Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённым приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. №605 (п.5.1.1,) предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединённого с этим зданием. Входы должны быть оборудованы в соответствии с п.5.1.2 - 5.1.7 СП 59.13330.2012.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятию по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области выполнить ремонт входов в поликлинику и детскую консультацию, так как Департамент является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав возражения на апелляционную жалобу прокурора Лазаревой Е.А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Мышкинского района Ярославской области и возложении обязанности произвести ремонт входа в поликлинику и детскую консультацию и оборудовать их в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. №605 (п.5.1.2-п.5-1.7)» на ГУЗ ЯО ЦРБ им. Д.Л. Соколова и Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он не противоречит обстоятельствам дела и закону.
Решение суда в части возложения обязанности произвести ремонт входа в поликлинику и детскую консультацию и оборудовать их в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. №605 (п.5.1.2-п.5-1.7)» ответчиками не оспаривается.
ГУЗ ЯО "Центральная районная больница им. Д.Л. Соколова" является самостоятельным юридическим лицом, у которого здания детского сада находятся на праве оперативного управления (статья 296 ГК РФ), поэтому данное учреждение обязано участвовать в выполнении работ по ремонту входа в поликлинику и детскую консультацию.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом свою деятельность бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
ГУЗ ЯО «Центральная районная больница им. Д.Л. Соколова» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановлением Главы Администрации Мышкинского района Ярославской области от 18.03.1993 № 87 «О регистрации Мышкинской муниципальной больницы им. Д.Л.Соколова» ( п.1.1 Устава ГУЗ ЯО ЦРБ им. Д.Л. Соколова).
Функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Ярославской области осуществляет Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (.п. 1.2 Устава).
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области Департамент является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств; осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций, а также на содержание организаций здравоохранения; участвует в разработке прогнозов потребности в капитальном строительстве и реконструкции зданий и сооружений организаций здравоохранения (Постановление Правительства ЯО от 20.03.2008 N 52 Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области").
Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Центральная районная больница им. Д.Л. Соколова" функционально подчинено Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области (п.2.80 раздела Х Постановления Правительства Ярославской области от 14 февраля 2013 года № 114-П "О функциональной подчиненности государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Ярославской области").
Как следует из материалов дела, указанный иск прокурора подан в связи с тем, что длительное время не выполняется представление прокурора района об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов
ГУЗ ЯО "Центральная районная больница им. Д.Л. Соколова" не получает достаточных финансовых средств для выполнения вышеуказанных работ.
Прокурор при предъявлении исковых требований о возложении обязанности на Департамент здравоохранения и фармация Ярославской области по устранению нарушений законодательства о социальной защите преследовал цель обязать Департамент здравоохранения и фармация Ярославской области обеспечить надлежащее содержание зданий больницы в условиях отсутствия такой возможности непосредственно у самого бюджетного учреждения. Администрация ГУЗ ЯО "Центральная районная больница им. Д.Л. Соколова" обращалась с ходатайством в Департамент здравоохранения и фармация Ярославской области о выделении денежных средств для устранения указанных нарушений. Однако до настоящего времени необходимые денежные средства для указанных целей не выделены.
Департамент здравоохранения и фармация Ярославской области как главный получатель и распорядитель средств областного бюджета в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений здравоохранения Ярославской области, в том числе ГУЗ ЯО "Центральная районная больница им. Д.Л. Соколова».
Анализ приведенных выше положений законодательства, Устава ГУЗ ЯО "Центральная районная больница им. Д.Л. Соколова", свидетельствует о том, что в данном случае, наряду с обязанностью самого государственного бюджетного учреждения по ремонту входов в поликлинику и детскую консультацию, указанную обязанность необходимо возложить также на Департамент здравоохранения и фармация Ярославской области как на органом исполнительной власти Ярославской области, имеющий полномочия на создание и финансирование государственных бюджетных учреждений.
Таким образом, возложение обязанности по проведению ремонта входа в поликлинику и детскую консультацию и оборудование их в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. №605 (п.5.1.2-п.5-1.7)» на Департамент здравоохранения и фармации Ярославской не противоречит вышеуказанным нормам права и не свидетельствует о неправильности принятого судом решения.
По изложенным основаниям, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 11 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области на указанное решение – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи