Судья Касаткин А.В. Дело № 33-2916/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 сентября 2019 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Моисеевой М.В.
судей: Бобриковой Л.В., Федоришина А.С.
при секретаре: Зекиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации МО «г. Десногорск» Смоленской области на решение Десногорского городского суда Смоленской области от 4 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Бобриковой Л.В., объяснения представителя Администрации МО «г. Десногорск» Смоленской области, Комитета по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации МО «г. Десногорск» Смоленской области Заверича А.В., возражения представителя Селезневой Н.С.- Пилипенко Р.В., судебная коллегия
У с т а н о в и л а :
Селезнева Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации Смоленской области, Администрации МО «г.Десногорск» Смоленской области (далее - Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о проведении инженерной инфраструктуры, указав в обоснование требований, что постановлением Администрации от 10.04.2012 № № ей и ее троим малолетним детям, как многодетной семье, предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м. для строительства и эксплуатации жилого дома № №. 12.09.2012 ей выдано разрешение на строительство жилого дома сроком действия до 10.09.2022. В настоящее время жилой дом фактически возведен и для введения его в эксплуатацию необходимо проведение инженерной инфраструктуры (канализация, водопровод, отопление). 19.10.2017 она обратилась в Администрацию с заявлением с просьбой проведения инженерных коммуникаций к жилому дому, однако ей было отказано ввиду отсутствия финансирования и утверждения различных программ. Просила обязать Администрацию провести к ее жилому дому инженерную инфраструктуру (водопровод, канализация, отопление) до 01.01.2020.
Определениями Десногорского городского суда Смоленской области от 10.01.2019, 18.03.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству соответственно.
Определениями Десногорского городского суда Смоленской области от 20.02.2019, 11.04.2019 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области (далее - МУП ККП МО «г. Десногорск»), Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области (далее - Комитет) соответственно.
В судебном заседании истец, ее представитель Пилипенко Р.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации – Заверич А.В., являющийся также представителем Комитета, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что обязательства по проведению инженерной инфраструктуры должны быть возложены на Администрацию Смоленской области.
МУП ККП МО «г. Десногорск», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, явку своего представителя не обеспечило, в адресованном суду заявлении просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в предыдущем судебном заседании возражало против удовлетворения иска.
Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, явку своих представителей не обеспечили, в адресованных суду заявлениях просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в письменных отзывах против удовлетворения исковых требований возражали.
Решением Десногорского городского суда Смоленской области от 04.06.2019 исковые требования Селезневой Н.С. удовлетворены частично, постановлено: обязать Администрацию МО «г. Десногорск» Смоленской области обеспечить инфраструктурой (водопровод, канализация, отопление) земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований к Администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству отказать.
В апелляционной жалобе Администрация МО «г. Десногорск» Смоленской области просит решение суда отменить и вынести новое, ссылаясь на необоснованность обжалуемого судебного акта, нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом возражений истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В числе вопросов местного значения городского округа в пункте 4 части 1 статьи 16 этого Федерального закона закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Согласно ч. 5 ст. 2 Закона Смоленской области от 28.09.2012 № 67-з «О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области» (далее - Закон) образование земельных участков в целях предоставления в соответствии с настоящим областным законом осуществляется в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории, за исключением случаев образования земельных участков в границах территории существующей жилой застройки, если иное не установлено федеральным законодательством.
В соответствии с п. 2 Плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области, утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от 30.04.2013 № 643-р/адм (далее - План) целями «дорожной карты» являются: формирование необходимой нормативно-правовой базы и механизмов государственной поддержки органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области для решения вопросов обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области; реализация мероприятий по формированию и обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области; решение вопросов строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области.
Срок реализации «дорожной карты» - 2013 - 2015 годы (п. 3 Плана).
В силу п. 4 Плана к мероприятиям «дорожной карты» относятся: подготовка и утверждение муниципальных программ «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования» со сроком исполнения - 3-й квартал 2013 года, ответственный исполнитель - органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования - бюджеты муниципальных образований Смоленской области (пп. 4); организация подготовки проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктур земельных участков, со сроком исполнения - декабрь 2013 года, ответственный исполнитель - органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования - не требует финансирования (пп. 7); организация проведения строительно-монтажных работ по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурами, со сроком исполнения - 2014 - 2015 годы, ответственный исполнитель - органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования - не требует финансирования (пп. 13).
Пунктом 5 Плана, утвержденного распоряжением администрации Смоленской области от 06.02.2019 № 151-р/адм, определено, что срок исполнения обязательств по организации подготовки проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктур земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области - 2019 - 2020 годы, ответственный исполнитель - органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования - бюджеты муниципальных образований Смоленской области.
Срок исполнения обязательство по организации проведения строительно-монтажных работ по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурами - 2019 - 2020 годы, ответственный исполнитель - органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования - бюджеты муниципальных образований Смоленской области (п. 10 Плана).
Согласно п. 1 ст. 40 Устава муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области, принятого решением Десногорского городского Совета от 24.06.2005 № 154 (далее - Устав), к полномочиям Администрации относятся: организация в границах г. Десногорска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пп. 1.4); разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Десногорска, а также разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Десногорска, программ комплексного развития социальной инфраструктуры г. Десногорска, требования к которым устанавливаются Правительством РФ (п. 1.5); осуществление полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пп. 1.6); утверждение схем водоснабжения и водоотведения (пп. 1.73); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пп. 1.73); заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пп. 1.77).
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Администрации от 10.04.2012 № № Селезневой Н.С. и ее несовершеннолетним детям С.А.А., С.М.А.., С.М.А.., как многодетной семье, в общую долевую собственность в равных долях предоставлен земельный участок площадью 1 000 кв.м., с кадастровым номером №, находящийся по адресу: ... для строительства и эксплуатации жилого дома № № по 1/4 доли каждому.
22.05.2012 зарегистрировано право собственности Селезневой Н.С, С.А.А.., С.М.А.., С.М.А. на указанный земельный участок.
12.09.2012 истцу выдано разрешение на строительство № № сроком действия до 11.09.2022.
19.10.2017 она обратилась в Администрацию с заявлением по вопросу проведения мероприятий по внедрению коммуникаций к ее дому.
Письмом Администрации от 14.11.2017 № № Селезневой Н.С. сообщено, что постановлениями Администрации от 29.09.2017 № № и от 27.10.2017 № № разработаны и утверждены программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области до 2033 года», «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области до 2017 - 2018 годы» соответственно. Финансирование мероприятий по содержанию и развитию коммунальной и транспортной инфраструктур будет осуществляться за счет средств бюджета г. Десногорска, субсидий в форме межбюджетных трансферов, предоставляемых бюджету г. Десногорска из федерального и регионального бюджетов. При наличии финансирования в рамках реализации вышеуказанных мероприятий будет разработан проект на строительство коммунальной и транспортной инфраструктур к земельным участкам ....
12.12.2017 Селезнева Н.С. обратилась с заявлением на имя Президента РФ по вопросу ввода в эксплуатацию жилого дома № № находящегося по адресу: ....
Письмом Администрации от 19.12.2017 № № истцу сообщено, что заявление о выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию от нее в Администрацию не поступало. Для ввода указанного жилого дома необходимо направить заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Администрацию непосредственно или через многофункциональный центр с приложением необходимых документов. В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Администрацией Смоленской области от 16.10.2012 Администрацией разработан план мероприятий с целью финансирования строительства автомобильных дорог общего пользования местного значения в ..., обеспечивающих инженерно-транспортной инфраструктурой земельные участки. В случае наличия финансирования работы предполагается выполнить в 2018 - 2019 годах.
Согласно заключению органа опеки и попечительства Администрации от 30.07.2018 № № Селезневой Н.С. отказано в выдаче предварительного разрешения на продажу 3/7 долей квартиры, расположенной по адресу: ..., поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие введение жилого дома в эксплуатацию.
Из протокола заседания Совета по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей от 26.12.2018 № № следует, что Администрации рекомендовано совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области проработать вопрос возможности обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой с привлечением средств Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в срок до 31.12.2019.
Полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований Селезневой Н.С, указав, что Администраций как органом местного самоуправления не предпринято достаточных мер по обеспечению возможности подключения выделенного истцу земельного участка к сетям иженерно-технического обеспечения, по разработке и утверждению проекта обеспечения инженерной инфраструктурой указанного земельного участка, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым домом.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться.
При этом доводы ответчика о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, нельзя признать состоятельными, поскольку приведенным выше законодательством установлена прямая обязанность органов местного самоуправления городского округа по организации в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
При этом доводы ответчика о том, что данная обязанность должна быть возложена на Администрацию Смоленской области как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 № 2516-О, нельзя признать состоятельными.
Исходя из позиции, высказанной в названном Определении, предоставление Администрацией МО «г.Десногорск» Смоленской области многодетной семье истца земельного участка, не отвечающего критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, должно означать и принятие муниципальным образованием на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением пригодности данного земельного участка для целей его предоставления и использования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 30.11.2000 № 15-П и от 24.12.2012 № 32-П, вопросы местного значения в силу прямого предписания статьи 130 (часть1) Конституции Российской Федерации могут и должны решать именно органы местного самоуправления, а не органы государственной власти, что, однако, не исключает их взаимодействия, основанного на признании самостоятельности местного самоуправления, при решении общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципального образования, а также участия органов местного самоуправления в установленных законом пределах в реализации публичных функций и задач государства на соответствующей территории.
Как указал Конституционный Суд РФ, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения данной обязанности на орган государственной власти Смоленской области, что, впрочем, в целях исполнения решения суда не исключает необходимости и возможности взаимодействия ответчика с последним в рамках межбюджетных отношений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие инженерной инфраструктуры на участке истца не является препятствий для ввода дома в эксплуатацию, во внимание не принимаются, поскольку противоречат положениям ст.55 ГрК РФ. Очевидно, что без подключения вновь возведенного жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения, которые в настоящее время отсутствуют, он к законченному строительством объекту отнесен быть не может.
Ссылку ответчика на необходимость рассмотрения требований Селезневой Н.С. в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, нельзя признать заслуживающей внимания. Как видно из содержания искового заявления Селезневой Н.С., обращение ее в суд с иском в порядке, установленном положениями ГПК РФ, обусловлено необходимостью защиты своих, а также ее трех несовершеннолетних детей, жилищных прав, а также льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600. Поскольку в исковом заявлении действия (бездействие) Администрации МО «г.Десногорск» Смоленской области Селезневой Н.С. не оспаривались, исковое заявление подлежало рассмотрению в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права, при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Десногорского городского суда Смоленской области от 4 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО «г. Десногорск» Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: