ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2917/2017 от 04.07.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-2917/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 04 июля 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Нерубенко Т.В.,

судей Баркаловой Т.И., Ефимовой Д.А.,

при секретаре Аноприенко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МБУ «Центр социальных выплат», администрации города Белгорода о внесении изменений в условия социального контракта и обязании заключить социальный контракт с внесенными изменениями, взыскании ущерба и компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 30 марта 2017 г.

Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения ФИО1, поддержавшего приведенные в апелляционной жалобе доводы, возражения представителя УСЗН Белгородской области ФИО2, представителя ОКУ «Белгородский центр занятости» ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 28.10.2016 обратился в МБУ «Центр социальных выплат» с заявлением об оказании ему материальной помощи на основе социального контракта с ежемесячными выплатами до минимального прожиточного минимума до устройства на работу, поскольку в настоящий момент является безработным. 09.11.2016 на основании решения межведомственной комиссии МБУ «Центр социальных выплат» предложено заключить социальный контракт на сумму единовременной выплаты в размере 10000 руб., условием выплаты которой является трудоустройство ФИО1

Дело инициировано иском ФИО1, который просил признать за ним право малоимущего гражданина на участие в разработке программы социальной адаптации; признать нарушение МБУ «Центр социальных выплат» его права на участие в разработке программы социальной адаптации незаконным; признать его право на размер пособия, порядок его выплаты, и срок действия социального контракта, определенных с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; признать нарушения МБУ «Центр социальных выплат» его прав на размер пособия, порядок его выплаты и срок действия социального контракта, определенных с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации незаконными; признать недействительным решение Межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (протокол № 38 МВК от 09.11.2016) в части определения размера пособия, порядка его выплаты, срока действия социального контракта, а также определения мероприятий программы социальной адаптации; исключить из проекта социального контракта и программы социальной адаптации от 14.11.2016 условия об обязательном трудоустройстве; заменить все пункты проекта социального контракта от 14.11.2016, начиная с п. 2 по п. 5.5 включительно на пункты типового социального контракта, начиная с п. 2 по п. 5.6 включительно; включить в мероприятия программы социальной адаптации - активный поиск работы при посредничестве государственного учреждения - центра занятости, который действует 12 месяцев, но прекращается досрочно в случае трудоустройства ФИО1; включить в социальный контракт и программу социальной адаптации условие, по которому МБУ «Центр социальных выплат» обязуется ежемесячно в течение реализации ФИО1 мероприятия по поиску работы, оказывать ему социальную помощь (выплачивать пособие) в размере 4481 руб. на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг из списка «потребительской корзины», необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в целях реализации мероприятия по поиску работы; установить срок действия социального контракта на 12 месяцев; обязать МБУ «Центр социальных выплат» заключить с ним социальный контракт в (исправленной редакции (приложение 9); возместить причиненный ему ущерб в размере 13443 руб., компенсировать моральный вред в размере 3000 руб.; в случае удовлетворения исковых требований обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования.

Представитель администрации г. Белгорода и представители МБУ «Центр социальных выплат» иск не признали.

Представитель Управления социальной защиты населения по Белгородской области возражал против удовлетворения иска.

Решением суда иск отклонен.

В апелляционной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об удовлетворении иска.

ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал приведенные в апелляционной жалобе доводы.

Представители третьих лиц УСЗН Белгородской области ФИО2 и ОКУ «Белгородский центр занятости» ФИО3 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков администрации г. Белгорода и МБУ «Центр социальных выплат», о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В силу ч. 1 ст. 5 ФЗ № 178-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

На основании ст. 12 ФЗ № 178-ФЗ, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Вид пособия, назначение и способ выплаты в пределах установленного размера пособия каждому конкретному заявителю определяются органом, уполномоченным на организацию его предоставления.

Согласно п. l.3. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 31.01.2006 № 25-пп «О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» выплата назначенных единовременных пособий и пособий на основе социальных контрактов заявителю производится уполномоченным органом на основании решений межведомственных комиссий по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предусмотренных главой 11 Социального кодекса Белгородской области. Единовременное пособие и пособие на основе социального контракта оказывается один раз в год по одному из оснований».

Как следует из материалов дела, 28.10.2016 ФИО1 обратился в МБУ «Центр социальных выплат» с заявлением об оказании ему материальной помощи на основе социального контракта с ежемесячными выплатами до минимального прожиточного минимума до устройства на работу, поскольку в настоящий момент является безработным.

Согласно выписке из протокола № 38 от 09.11.2016 Межведомственной комиссией принято решение об оказании ФИО1 адресной помощи на основании социального контракта. 15.11.2016 МБУ «Центр социальных выплат» направило ФИО1 уведомление о принятии Межведомственной комиссией решения о назначении ему единовременного пособия на основе социального контракта в размере 10000 руб. сроком действия контракта - 6 месяцев. 17.11.2016 ФИО1 ознакомился с социальным контрактом от 14.11.2016 и программой реабилитации, от подписи отказался.

Социальный контракт - это договор о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации о предоставлении ему и (или) его семье государственной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи. Основными принципами реализации социальной помощи малоимущим гражданам на условиях заключения социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при определении условий социального контракта, целевой характер оказания социальной помощи. Ожидаемыми результатами оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта являются: реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи; повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме; социальная реабилитация членов малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан); повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.

Согласно п. 3 ст. 8.1. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Межведомственная комиссия занимается разработкой мер, направленных на выход гражданина и (или) его семьи из трудной жизненной ситуации, созданием условий для самообеспечения на основании принимаемых гражданином взаимных обязательств и принимает решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) пособия, о продлении (прекращении) срока действия социального контракта.

Социальный контракт от 14.11.2016 подготовлен МБУ «Центр социальных выплат» в соответствии с условиями, определёнными решением Межведомственной комиссии (протокол № 38 от 09.11.2016), в соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 31.01.2006 № 25-пп, в соответствии с Социальным кодексом Белгородской области, в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с п. 3.1 Порядка (Постановление Правительства Белгородской области от 31.01.2006 № 25-пп (ред. от 14.09.2015) «О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»), «Типовым положением о межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» МБУ «Центр социальных выплат» не вправе отступить от решения Межведомственной комиссии.

В программе социальной адаптации, приложенной к социальному контракту от 14.11.2016, предусмотрено мероприятие, направленное на преодоление ФИО1 трудной жизненной ситуации - официальное трудоустройство заявителя. При этом предусмотрено необходимое взаимодействие для реализации указанного мероприятия с ОКУ «Белгородский ЦЗН».

В п. 3.14.1. Порядка предусмотрено одно из мероприятий по социальной адаптации «активный поиск работы при посредничестве государственного учреждения - центра занятости населения, регистрация в качестве ищущего работу либо безработного, получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональное обучение, профессиональная ориентация), обязательное участие в общественных работах, временной занятости».

Согласно информации, представленной ОКУ «Белгородский ЦЗН» ФИО1 имеет <данные изъяты>. С 26.07.2016 признан безработным с правом получения пособия по безработице с 26.07.2016 по 25.01.2017 в минимальном размере 850 руб. в месяц. С 26.01.2017 по 26.04.2017 ему назначена материальная помощь в размере 850 руб. в месяц. ФИО1 оказываются государственные услуги по информированию о положении на рынке труда и содействию в поиске подходящей работы, выданы следующие направления на работу: <данные изъяты> - кандидатура на рассмотрении до 01.04.2017 (конкурсный отбор); <данные изъяты> - кандидатура ФИО1 отклонена; <данные изъяты> - в приеме на работу отказано. 24.01.2017 ФИО1 оказана государственная услуга по профессиональной ориентации - от профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования отказался.

Суд правомерно признал несостоятельными доводы истца об изменении пунктов социального контракта на типовые, поскольку типовая форма контракта - это унифицированная его форма, в котором его условия могут изменяться и дополняться в зависимости от определенной жизненной ситуации. В своем заявлении от 28.10.2016 ФИО1 указал о необходимости предоставления ему социальной помощи до трудоустройства. Следовательно, предусмотренное в социальном контракте мероприятие «официальное трудоустройство» повысит его социальную ответственность, исключит иждивенческий мотив поведения и приведет к преодолению трудной жизненной ситуации.

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, дав доказательствам надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу, что предусмотренное проектом социального контракта условие по выплате 10000 руб. по факту обязательного трудоустройства заявителя в течение трех месяцев после заключения контракта не снижает уровень предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» правовых гарантий ФИО1, на получение им государственной социальной помощи.

Следует также согласиться с выводом суда, что право на участие заявителя в разработке программы социальной адаптации не нарушено. В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного Порядка уполномоченный орган, проводит собеседование с заявителем и с его слов заполняет анкету о семейном и материально-бытовом положении, а также лист собеседования, в котором со слов заявителя вносится информация о проблемах семьи, ее возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации. Указанные мероприятия проводились МБУ «Центр социальных выплат», что стороной истца не оспаривалось. Между тем, это и есть взаимодействие с заявителем, в ходе которого он указывает свои пожелания по программе социальной адаптации.

Право на участие ФИО1 в заседании Межведомтсвенной комиссии также не нарушено, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 31.01.2006 № 25-пп (ред. от 14.09.2015) «О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» (вместе с «Порядком назначения и выплаты единовременного пособия и пособия на основе социального контракта малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», «Типовым положением о межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации») комиссия имеет право согласно п. 5.2 и п. 5.3 приглашать на заседания Комиссии малоимущих граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, заслушивать их пояснения; обсуждать и предлагать малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, меры в рамках действующего законодательства и лимита бюджетных обязательств, направленные на выход гражданина и (или) семьи из трудной жизненной ситуации, выполнение которых закрепляется в социальном контракте.

При рассмотрении вопроса о включении в социальный контракт и программу социальной адаптации ежемесячные выплаты, размер которых должен составлять разницу между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом ФИО1 Межведомственная комиссия руководствовалась п. 3 ст. 41 Социального Кодекса Белгородской области, где предусмотрено, что пособие на условиях социального контракта назначается на период от трёх месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации, размер пособия определялся в порядке, установленном Правительством Белгородской области с учётом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, исходя из степени тяжести жизненной ситуации, в зависимости от материально-бытового положения заявителя.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отклонил доводы заявителя о необходимости включения в социальный контракт и программу социальной адаптации ежемесячные выплаты, размер которых должен составлять разницу между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом ФИО1, которые не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований, в том числе о взыскании ущерба в размере 13443 руб.

Исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Ошибочность вывода суда относительно того, что истец не обжаловал решение Межведомственной комиссии, не повлияла на правильность принятого по существу решения, поскольку данное решение Межведомственной комиссии, с которым не согласен истец, принято в соответствии с действующим законодательством, фактически судом первой инстанции ему дана надлежащая оценка на предмет соответствия требованиям закона. При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания указанного решения Комиссии незаконным.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены или изменении решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 30 марта 2017 г. по делу по иску ФИО1 к МБУ «Центр социальных выплат», администрации города Белгорода о внесении изменений в условия социального контракта и обязании заключить социальный контракт с внесенными изменениями, взыскании ущерба и компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи