ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2923 от 09.12.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-2923 судья Свиридова О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2020 года

г. Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей: Полосухиной Н.А., Старцевой Т.Г.

при секретаре Шевяковой Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Прониной Е.А. на решение Советского районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 года по делу № 2-934/2020 по иску Прониной Е.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный страховой стаж период работы на территории с льготным социально-экономическим статусом и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пронина Е.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный страховой стаж период работы на территории с льготным социально-экономическим статусом и назначить досрочную страховую пенсию по старости, указав в обоснование заявленных требований, что 30.11.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста по Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако решением от 07.03.2019 ей отказано в назначении пенсии.

04.02.2020 она повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, однако, решением от 14.02.2020 в назначении пенсии по старости вновь отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иные документы пенсионным органом проигнорированы.

Считает отказ незаконным, поскольку действующее законодательство не ограничивает подтверждение факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом только предоставлением удостоверения установленного образца, просила обязать ответчика включить период ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в г. Белая Церковь Киевской области Республики Украина с 14.12.1988 по 03.11.1995, в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста, и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию с 01.12.2018.

Истец Пронина Е.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Карапетян Л.Л. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на правомерность решений Управления.

Судом постановлено решение, которым Прониной Е.А. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Пронина Е.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, полагая, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и оценил представленные доказательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Прониной Е.А., ее представителя по доверенности Котовой Н.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ГУ-УПФ РФ в г.Тулы Тульской области (межрайонное) по доверенности Морозовой А.А., просившей решение суда оставить без изменений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п.п. 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении» решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Согласно статьям 55, 59-61, 67 ГПК РФ решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по настоящему делу решение указанным требованиям не отвечает.

Как видно из материалов дела, 30.11.2018 Пронина Е.А. обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) от 07.03.2019 Прониной Е.А. в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

04.02.2020 Пронина Е.А. повторно обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное), приложив к заявлению дополнительные документы: военный билет, старый паспорт гражданина СССР, удостоверение гражданина, постоянно проживающего на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля.

Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) от 14.02.2020 в назначении пенсии по старости Прониной Е.А. вновь отказано в связи с не предоставлением правоустанавливающего документа, необходимого для назначения пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста.

Как следует из указанного решения ответчика, Прониной Е.А. предоставлено удостоверение гражданина, постоянно проживающего на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, которое не соответствует установленному образцу по закону Российской Федерации.

Не согласившись с отказом ответчика, Пронина Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что документальных подтверждений проживания истца Прониной Е.А. в определенной зоне радиоактивного загрязнения в период с 14.12.1988 по 03.11.1995 не представлено.

В связи с чем, суд счел недоказанным факт постоянного проживания истца в спорный период на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и не усмотрел оснований для признания за Прониной Е.А. права на пенсию по старости со снижением пенсионного возраста, постановив решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.

В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12. 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.

Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.

В соответствии с абз.2 указанной выше ст.28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Частью первой ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).

При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания(работы) на ней).

Согласно ст.34 выше указанного Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как следует из удостоверения серии В-I № 847925, выданного на имя Прониной Е.А. 30.09.1994 и имеющего перевод с украинского на русский язык, предъявитель удостоверения постоянно проживала на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в 1986 г. – 1993 г. и имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом УССР «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие чернобыльской катастрофы» для лиц, которые постоянно проживают на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (плотность загрязнения цезием – 137 от 1 до 5 ки (км?).

По данным паспорта гражданина СССР VIII № 510524, выданным ОВД Зареченского райисполкома гор. Тулы 9.07.1983 Пронина Е.А. имела регистрацию по адресу: <адрес>

Из военного билета выданного Центральным районным военным комиссариатом г.Тулы 30.11.1984 Пронина Е.А. была принята на учет в Белоцерковский ОГВК Киевской области 08.11.1988 по 22.12.1994.

По данным трудовой книжки до 16.06.1988 истец осуществляла трудовую деятельность на территории г. Тулы, 01.09.1990 была принята на должность медицинского статиста в Белоцерковскую городскую больницу Республики Украина, с которой уволена 01.04.1995.

Местом рождения ее (истца) второго ребенка – Пронина <данные изъяты> г.рождения, указан город Белая Церковь Киевской области р.Украина (как следует из свидетельства о рождении Пронина Ю.П. с переводом с украинского на русский язык.)

Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 N 106 г. Белая Церковь отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 3 договора об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой (подписан в г. Киеве 19.11.1990, прекратил свое действие со дня вступления в силу договора от 31.05.1997), каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными.

Статьей 27 договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной (подписан в г. Киеве 31.05.1997, прекратил свое действие с 01.04.2019), предусмотрено, что высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.

Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Постановления Пленума от 10.10. 2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении судом гражданских дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Оценивая указанные документы по правилам ст.67 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что представленные истцом относимые и допустимые доказательства, подтверждают факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 14.12.1988 по 03.11.1995, должны были быть приняты пенсионным органом без легализации.

На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Пронина Е.А. является гражданкой Российской Федерации, с учетом спорного периода и периода включенного ответчиком в добровольном порядке в зачет стажа проживания(работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом с 15.09.1992 по 14.08.1993 в Белоцерковской городской больнице №1 Республики Украины, на основании ст. 34,49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, судебная коллегия приходит к выводу, что данная продолжительность работы(проживания) истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на три года.

С доводами ответчика о том, что истец проживала на территории другого государства и не представила соответствующее удостоверение, установленного в РФ образца, судебная коллегия не может согласиться, поскольку на момент техногенной катастрофы истец проживала на территории, в то время единого государства СССР, и после распада союзного государства может подтвердить факт проживания в зоне радиационного заражения только документами, выданными иностранным государством –Республикой Украина, не может ограничивать ее конституционное право на получение гарантий, как лицо пострадавшее вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.Кроме того, как законодательством РФ, так и законодательством Украины часть территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1до 5 Ки(км?) отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, чему в соответствии с п.100Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н, истцом представлены подтверждающие документы.

Учитывая, что с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста Пронина Е.А. обратилась 30.11.2018, (52 года ей исполнилось 01.12.2016), судебная коллегия полагает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на основании ст.34,ст.28.1 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.12.2018.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что постановленное решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований, поскольку период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом у Прониной Е.А. дает право снизить ей возраст выхода на пенсию на 3 года.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 года отменить и постановить новое, которым исковые требования Прониной Е.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) включить период проживания Прониной Е.А. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 14 декабря1988 года по 3 ноября 1995 года в г.Белая Церковь (Республика Украина) в стаж, дающий право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, и назначить Прониной Е.А. пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст.34,ст.28.1 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 декабря 2018 года.

Председательствующий

Судьи